«Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы» (Материал подготовлен из опыта работы учителя)
«Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы»
(Материал подготовлен из опыта работы учителя)
На современном этапе развития нашего государства резко возросла потребность производства в высококлассных рабочих и специалистов среднего звена. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряжённость, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Молодой человек, выйдя из школы, должен быть готов к вхождению в профессиональный мир – мир рыночной экономики. Именно нам, учителям, выпадает большая доля труда в проведении профориентационной работы.
Профессиональная ориентация – это предоставление информации и консультативная помощь обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учёбы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями. Профессиональную ориентационную работу можно и нужно проводить на уроках русского языка и литературы. Поэтому необходимо уделять большое внимание этой работе, опираться на знание системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности, пути их реализации и потребности рынка труда.
Основная цель профориентационной работы – создание условий для формирования рационального баланса между профессиональным самоопределением молодёжи и потребностями рынка труда.
Задачи, которые ставит перед нами государство:
- повышать престиж рабочей профессии;
- обеспечивать условия для осознанного самоопределения и выбора профессии учащимися школ через системное проведение профориентационных мероприятий в соответствии с возрастными особенностями;
- создать условия для осознанного выбора учащимися профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Профориентация является одним из направлений воспитательного процесса в школе.
Основные формы работы должны обеспечивать профориетационную направленность уроков, способствовать формированию у школьников адекватной самооценки, помочь организовать совместно с учебными заведениями научно-практическую деятельность.
Учитель-предметник способствует развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьника, используя разнообразные методы и средства: проектная деятельность, деловая игра, семинар, «круглый стол», конкурсы стенных газет, эссе, предметные недели, викторины, игры-путешествия.
Вашему вниманию представлены некоторые формы работы на уроках русского языка.
- Рассуждения учащихся «Из чего складывается успех»
Опираясь на формулу и используя свой жизненный опыт, вырази своими словами, как достичь успеха. Обоснуй свою точку зрения.
Хочу: интересы, склонности, желания, мечты
«Хочу»
(то, что любишь)
счастлив, но беден просто мечта
«Могу» УСПЕХ « Надо»
(то, что хорошо получается) (то, за что хорошо платят)
психофизиологические возможности потребность в кадрах
здоровье востребованность
способности выбранной профессии
Богатый, но скучно
Главное – суметь совместить свои хочу, могу, надо
- Эссе
Схема построения профессионального образа будущего
мечта | ||
Цели: 1. 2. | ||
Задачи: 1 2 3
| ||
- Дальняя профессиональная цель (мечта).
- Ближние профессиональные цели (как этапы достижения дальней цели).
- Задачи — ступени для достижения цели.
- Составление словаря профессиональных слов
По профсловарю определить профессию
- Работа с текстом
по методу развития функциональной грамотности (или это может быть изложение).
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю, пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учётом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против». Только равнодушные люди идут куда придётся.
С этой целью изучи глубже самого себя. Разберись в своих интересах и склонностях: что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией.
Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества. Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий. Побеседуй с представителями избираемых профессий. Постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически.
Действуй дальше! Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию, сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал, постарайся развивать в себе нужные качества. Расширяй кругозор знаний, сопутствующих выбранной профессии. Помни о требованиях, которые выдвигают работодатели. Не отступай перед трудностями, будь настойчив в достижении намеченных целей. Это позволит тебе быть более конкурентоспособным и получить преимущества при поступлении на работу.
Работа по тексту в трёх уровнях:
Н-р: 1 уровень
- Словарная работа, выделение трудных для понимания слов
- Выделение слов на определённое орфографическое или грамматическое правило
- Работа по пунктуации
2 уровень
Составление цитатного плана
3 уровень
Используя в качестве примера историю своих родителей или знакомых, докажите, как и каким образом они достигли высокого профессионализма.
- Составление деловых бумаг
Карта краткосрочных и долгосрочных планов ученика
Дата заполнения ___________
Мои образовательные планы на __________ учебный год
Примерное планирование достижений | План работы для достижения | |
К концу учебного года | ||
К концу 1 четверти | ||
К концу 2 четверти | ||
К концу 3 четверти |
- Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» с кратким описанием.
- Конкурс афоризмов, н-р: «Профессия в максимальной мере, насколько это возможно, должна интересовать вас и нравиться вам», «Профессия должна быть интересна для вас. Чем ценнее будет ваше умение для общества, тем дороже оно будет готово оплачивать ваш труд», «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».
- Викторина «Что? Где? Когда?»
- Игра-знакомство «Путешествие в мир профессий»
- Составление картотеки
Характеристика профессии
| Сварщик–высококвалифицированный специалист, выполняющий все виды работ по изготовлению изделий из металла и частей к ним посредством плазменной резки, электродуговой и контактной сварки. Выполняет работу как вручную, так и с использованием специального оборудования. Занимается производством неразборных деталей оборудования, монтажом трубопроводов, мостов, электроопор, галерей для оборудования, металлоконструкций зданий. |
Требования к профессиональной подготовке | Должен знать технологию производства сварочных работ, уметь работать на сварочном оборудовании, уметь обращаться со сварочными манипуляторами, натяжителями и электроинструментом. Должен знать правила контактной и дуговой сварки, высокоточной точечной пайки и требования к оценке качества швов. Должен знать классификацию сварочного оборудования и материалов, уметь обеспечить и протестировать качество выполняемых работ. Должен соблюдать нормы безопасности при работе с горючими газами и оборудованием высокого напряжения.
|
Требования к индивидуальным особенностям специалиста | Хорошее здоровье, выносливость, физическая сила. Сварщик должен быть ответственным, усидчивым, скрупулезным. Требуется точная работа рук, повышенная концентрация внимания, отличный глазомер.
|
Место работы | Любые предприятия, где ведутся монтажно-строительные работы и изготавливается оборудование и материалы из металла. |
Зарплата | От 20 тысяч у выпускников до 60 тысяч тенге у профессионалов. |
Родственные профессии | Слесарь-монтажник, клепальщик, слесарь-ремонтник. |
- Игры на внеклассном мероприятии
- определить профессию по описанию, по пословицам, по типу взаимоотношения человека и объекта действия:
Человек – художественный образ
Человек – природа
Человек – техника
Человек – человек
Человек – знаковая система
- Класс делится на группы (в группе 4-5 человек). В каждой группе выбирают профессию, которую хотел бы иметь в будущем один из игроков. Задача заключается в том, чтобы обосновать этот выбор.
Группам раздаются карточки «Эта профессия подходит…»
Потому что … | Да, но … |
Цель: Кто сможет более аргументированно доказать, насколько данная профессия подошла бы к выбравшему ее участнику.
- Далее, каждому участнику даются карточки, на которых нужно подчеркнуть личные качества человека (можно выставить фото на экране), который является профессионалом: знание своего дела, вдумчивость, пытливость, цепкость в работе, творческий склад ума, умение быть простым, доступным в общении с людьми, требовательность к себе и своей работе, умение преодолевать трудности, уверенность в своих силах.
Вопрос: О чем вас заставило задуматься это задание? (Ответы учащихся).
- В конвертах даются разрезанные пословицы о труде. Какая группа быстрее их сложит.
Всякое дело начинай смело.
Дело вести – не лапти плести.
В больших делах пустяков не бывает.
Языком спеши, а делом не смеши.
Что припасешь, то и понесешь.
Раньше вставай, да сам наживай.
Не срубишь дуба, не отдув губы.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Упустишь минуту – потеряешь час.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Птица крепнет в полёте, а человек – в труде.
Кто рано встаёт, тому Бог даёт.
Не спеши языком, торопись делом.
- Физминутка
2 минуты
Давайте немного отдохнём, проведём физминутку в виде конкурса «Угадай профессию», но отвечать не словами, а при помощи движений показать, чем занимаются люди данных профессий.
- Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?
2. Кто выносит сор из избы?
3. Самый сладкий мастер – это… Кто?
4. Назовите имя самого известного в нашей стране космонавта.
5. Как звали сказочную женщину-пилота?
6. Звёздный бухгалтер – это… Кто?
7. Ухажер за деревьями – это… Кто? - Преобразователь ткани в одежду – это
9. Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы?
10. «Сумчатый» профессионал – это…
(Пилот, лётчик, космонавт, уборщица, кондитер, Баба-Яга, астроном, садовод, садовник, портной, швея, учителя, почтальон)
- Домашнее задание:
Собрать картотеку о новых профессиях, записанных в тетрадях.
Письменно ответить и доказательно пояснить вопрос: “Кем я хочу быть и почему”.
Все вышесказанные формы работы имеют следующий ожидаемый результат: активизируется процесс профессионального самоопределения, развиваются умения планировать профессиональную карьеру, расширяется представление о профессиях, развивается навык самопрезентации, подчёркивается роль русского языка в получении образования и овладения данным видом профессии.
Используемая литература:
- Жижова О. «Перспектива успеха», Изд. Дом «Первое сентября», Москва 2006 г.
- Романова Е.С. «99 популярных профессий», Петербург, 2006 г.
- Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения», Москва 2009 г.
- Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии», Москва 2012 г.