О доброжелательности. Урок по самопознанию 3 класс.
Тема: О доброжелательности. Урок по самопознанию 3 класс.
М.Р. Жакиянова учитель начальных классов
СОШ №24 ЗКО г. Уральск
Цель: Расширять представления детей о доброжелательности как о ценном качестве человека.
Задачи:
— раскрыть значение понятия «доброжелательный человек»;
— развивать потребность дарить радость окружающим людям;
— воспитывать чуткое и доброжелательное отношение учащихся
к себе и другим.
Ресурсы: Плакат с цитатой урока, видеозапись мультфильма «Просто так»!, мяч, интерактивная доска, аудиозапись песни.
Круг радости.
Учитель предлагает ученикам взяться за руки и проговорить вместе с ним четверостишие: Доброжелательность – такое чувство теплое, оно и снег способно растопить, и если к людям вы доброжелательны, то так тепло на свете вместе жить.
Беседа.
— Что такое доброжелательность?
— Какого человека можно назвать доброжелательным?
— Кого из окружающих вас людей можно назвать доброжелательным?
(ответы учащихся)
Вывод:
— Доброжелательность – природное свойство человека. Слово «доброжелательность» означает «желать добра».
Цитата урока.
На доске размещается плакат урока. Учитель обращается с предложением к ученикам прокомментировать цитату.
Добрые намерения – половина счастья.
(народная мудрость)
Просмотр видеоматериала.
Показывается фрагмент мультфильма «Просто так»! или напоминается устно содержание мультфильма.
— По лесу идет мальчик с огромным букетом цветов и напевает мелодию без слов. Навстречу ему бредет грустный ослик. Мальчик, желая поднять ослику настроение, дарит ему букет и на вопрос о причине подарка отвечает: «Просто так!». Ослик преображается от столь доброжелательного поступка мальчика и тоже начинает напевать веселую мелодию, пока не видит грустную белочку. Ослик дарит букет белочке, она радуется и подхватывает веселую мелодию. Навстречу идет медведь, который старается спрятать лукошко от белочки за спиной. Белочка не задумываясь, дарит медведю букет, который он принимает, сказав в ответ: «А у меня ничего нет!». Зверята продолжают путь вместе. Встретив препятствие – маленький овражек, — медведь теряет равновесие и падает. Белочка помогает своему спутнику, и тогда благородный медведь отдает ей все, что лежит в лукошке. На вопрос белочки, за что ей этот подарок, расщедрившийся обитатель леса отвечает: «Просто так!»
Вопросы после просмотра мультфильма.
— От чего менялось настроение у героев мультфильма?
— Почему мультфильм называется «Просто так!»
— Как можно дарить радость и доброту другим?
— Как вы думаете, добрые намерения и добрые желания – одно и то же?
(ответы учащихся)
Выводы: Когда человек совершает добрые поступки для других людей, ему самому становится хорошо и радостно.
Рассказ учителя.
Изложение содержания притчи.
«Почему великан помог?»
Жители горной деревни возили виноград на продажу в город по узкой горной дороге, которая шла мимо замка великана. Высокая каменная ограда с железными воротами окружали замок. Чтобы великан не трогал крестьян, они оставляли ему корзину с виноградом возле ворот.
Однажды ночью, когда все спали, гора затряслась. К счастью, толчки быстро прекратились. Утром люди увидели, что огромная глыба перегородила горную дорогу. Крестьяне не смогли сдвинуть камень и решили попросить помощи у великана. Двое из крестьян спустились к замку. Великан чинил каменный забор.
— Эй, великан, убери глыбу! – крикнул один крестьянин.
— Если не уберешь, мы не дадим тебе винограда! – крикнул второй.
Тут великан сделал вид, что хочет бросить в крестьян камень. Те быстро убежали.
Все ругали злого великана, но одна девочка думала по-другому. Рано утром она взяла горшок с цветком и вышла из деревни. Девочка спустилась к замку и постучала в железные ворота. Великан приоткрыл.
— Здравствуйте, я принесла вам цветок. Я сама его вырастила, — сказала девочка и протянула великану подарок.
— Какой красивый! – прошептал великан.
В деревне уже все искали девочку.
— Смотрите, по дороге идет великан, а на его плече сидит девочка!
— крикнул кто-то.
Крестьяне схватили палки и побежали навстречу великану. Он, не обращая внимания на крестьян, ссадил малютку на землю и стал толкать глыбу. Камень покачнулся. Мужчины навалились на него с другой стороны, и вскоре дорога очистилась.
На прощанье девочка сказала великану:
— Спасибо, добрый великан
— Доброе слово железные ворота открывает, — произнесла мама девочки.
— Почему великан замахнулся на крестьян камнем? — Почему все-таки помог убрать глыбу с дороги?
— Каким качеством обладает девочка?
(ответы учащихся)
— Добрые слова неслучайно называют волшебными — в них заключена огромная сила.
Разминка.
Учитель приглашает учеников в круг и предлагает им, перебрасывая мяч друг другу, назвать примеры проявления доброжелательности к людям. Например: пропустить вперед в очереди, помочь донести тяжелую ношу, сделать комплимент, простить обиду. Важно проследить, чтобы высказался каждый ученик.
Задания.
1.Учитель предлагает детям наполнить сердце добрыми чувствами. Выполняют на интерактивной доске.
2.Как можно проявить доброжелательность по отношению к окружающим? Напишите об этом на лепестках цветка в тетради с.45.
(ответы учащихся)
Обобщение.
Доброжелательность важно проявлять не только к близким, родным, друзьям, одноклассникам, но и к незнакомым людям. Доброжелательное отношение способствует взаимопониманию, успешному сотрудничеству.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель читает четверостишие:
Не забывайте подарить добро
Соседям, родственнику, другу.
Оно, как истинное волшебство,
Вернется к вам по кругу