Моделирование швейных изделий.
Тема. Моделирование швейных изделий.
Учитель технологии Маликова Екатерина Исмаиловна
Цель: обучающая: научить учащихся простейшему моделированию
фартука, подготовке выкроек косынки и фартука и расчёту количества ткани на изделия.
Развивающая: развивать учащихся экономичности, аккуратности и эстетический вкус.
Воспитывающая: воспитывать учащихся экономичности, аккуратности, усидчивости.
Содержание: Название деталей и выкроек косынки. Понятие о моделирование. Элементы моделирование фартука: изменения формы и виды отделок. Определение контрастных и холодных цветов.
Тип урока: комбинированный
Меж предметные связи: ИЗО, математика
Ход урока:
Организационный момент
- Подготовка к уроку
- Регистрация отсутствующих
- Назначение дежурных
Объяснение новой темы урока.
Конструирование одежды тесно связаны с моделированием а процессе которого решается задача создания новой модели одежды.
Моделирование – это творческий процесс, способствующий развитию у учащихся самостоятельности инициативы, эстетического вкуса.
На рисунке вы видите фасоны фартуков изготовленных по одной и той же выкройке. Они имеют разную форму детали – это нагрудник, карманы, нижняя часть фартука и разные виды отделки.
Отделкой могут служить вышивка, тесьма, ткань другого цвета, аппликация, отделочные детали.
Изменение формы детали одежды (рис 1) (формы кармана и нагрудника) и их художественное оформление отделки выполняются путем моделирования. Детали изделия по форме и цвету должны сочетаться между собой. Пользуясь цветной таблицей, мы сможем определить родственные и контрастные, теплые и холодные цвета. Это поможет Вам в подборе отделки для фартука.
- Показать учащимся готовые фартуки различных фасонов и с разной отделкой.
Решив, какого фасона шить фартук, сначала надо его нарисовать. Рисунок выполнять в виде эскиза, на котором должны быть четко видны формы детали фартука и его отделка. Эскиз лучше выполнять в цвете.
Затем отдельные детали должны сочетаться между собой по форме: если нагрудник имеет верхний срез в виде уголка, то и нижняя часть фартука и карманы должны быть срезаны углом, а не округлены. Если за основу принимается округлая форма детали, то надо округлять срезы нескольких деталей (карманы, верхние или нижний срез), нагрудник.
Задание №1 Для закрепления.
Подготовить несколько деталей фартука различной формы из бумаги одного цвета. Вызванные учащиеся подбирают подходящие форме деталей и накалывают на стенд, составляя из них фартук.
Учащиеся рассказывают, почему подобрана для фартука именно эти детали и как они сочетаются остальные обсуждают, правильно ли подобраны детали.
Отделка должна сочетаться с основной тканью изделия. Отделка тесьмой и рисунком, пёстрой тканью или вышивкой подходит к изделиям, сшитым из гладкоокрашенной ткани, а из напечатанной ткани лучше одноцветной тесьмой, которая должна сочетаться с цветом основной ткани.
Хроматические цвета это смесь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, голубой, фиолетовый хроматические цвета делятся на холодные и теплые цвета. К тёплым относятся красно-жёлтый, зелёный самый теплый это – красный, самый холодный – синий.
Ахроматические цвета – белый, серый, черный.
Построение чертежей косынки и фартука.
Цель: Ознакомить учащихся с принципом расчёта и построение чертежей швейных изделий. Научить расчёту построению чертежей косынки и фартука. Приучать к точности и аккуратности при выполнении расчетов и построении чертежей.
Содержание: Чтение чертежей косынки и фартука, уяснение их конструкции. Детали косынки фартука, зависимость их размеров от снятых мерок. Характеристика чертежей изделий линии чертежа и их местонахождение на фигуре и на готовом изделии, буквенные обозначения точек и отрезков.
Оборудование занятий: Рисунки-детали, косынки и фартука. Готовые изделия. Детали фартука (из бумаги). Чертежные инструменты и принадлежности.
Ход занятия.
І.Организационный момент.
Подготовка дежурными рабочих мест для выполнения чертежей. Подготовка учащихся занятию. Получение сведений об отсутствии учащихся. Сообщение темы урока.
ІІ. Повторение.
Вопросы для беседы.
- Для кого снимают мерки?
- Какие инструменты и принадлежности необходимы для построения чертежей?
- Какие мерки надо снять для выполнения чертежей косынки и фартука?
- Какие мерки нужны для определения размера нагрудника?
- Какие мерки записывают вполовинном размере и почему?
- Какие мерки нужны для определения размера нижней части фартука?
ІІІ.Объяснение нового материала и выполнение практических работ?
Обучение чтению чертежа косынки (беседа). Для проведения беседы.
Подготовлены чертежи косынки и в масштабе 1:1, готовая косынка.
Макет косынки из бумаги.
Вопросы для беседы:
- Какую геометрию фигуры представляют собой чертеж косынки?
- Покажите на чертеже линию низа косынки?
- Какими точками обозначен этот отрезок?
- Найдите эту линию на готовой косынке?
- Покажи на чертеже отрезок ВВ. Что это за линия и где она располагается на готовой косынке.
Практическая работа: Объяснение примеров расчетов и построения чертежей ведется в процессе выполнения практической работы. Учащиеся по очереди выходят к доске и читают по инструкционной карте 1:1 строят длинный отрезок на доске. Остальные учащиеся следят за правильность ответа и строя чертеж своих альбомах.
Учитель объясняет полученные формулы для расчета ширины нижней части фартука.
Нижняя часть: ТН=35 см, ББ=26 см
Нагрудник: ВТ=15 см, ВВ2=7 см, ТТ2=8,5 см
Пояс: ПП1=5 см, ПП2=61 см
Бретель: ББ1=5 см, ББ2=50 см
После самопроверки учащиеся исправляют ошибки и сдают чертежи на проверку.
- IV. Закрепление полученного материала.
Для повторения изученного материала учащиеся выполняют задание, данные в учебниках.
- V. Подведение итогов занятий.
- Что нового узнали на занятии? Что научились делать?
- Оценка работы учащихся на занятии с учетом активности.
- Анализ выполнения практических работ.
- Уборка рабочих мест.