« Технология приготовления дрожжевого теста с учётом сведений по физике о тепловых явлениях»

Средняя школа  №20 им. А.С.Пушкина

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

« Технология приготовления дрожжевого теста с учётом сведений по физике о тепловых явлениях»

 

 

 

 

Провели:

Учитель физики — Хамицкая Н.И.

Учитель технологии — Сахарнова Д.Р.

 

 

 

 

 

Атырау

 

 

Интегрированный урок

« Технология приготовления дрожжевого теста с учётом сведений по физике о тепловых явлениях»

Вид урока: Интегрированный урок-исследование «технология + физика» с использованием компьютерных технологий.

Тип урока: урок практического применения знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с инструментами, приспособлениями и продуктами, используемыми при приготовлении мучных изделий; в ходе практической деятельности обучающихся повторить и обобщить начальные знания о строении вещества   и учёте тепловых явлений в природе, сформировать навыки работы с измерительными приборами.

Образовательные задачи:

  1. Обучение способам проверки качества продуктов, используя физические знания.
  2. Формирование технологических умений в приготовлении блюд из дрожжевого теста.
  3. Создание условий для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся, расширения их умений при работе с разными материалами и физическими приборами в быту.

Воспитательные задачи:

  1. Развитие навыков коммуникативного общения.
  2. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство ответственности, трудолюбие.

Развивающие задачи:

Развитие аналитических способностей обучающихся в ходе практической и практической деятельности.

Оборудование: Мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер, инструктивно — технологические карты.

Инструменты и приспособления: сито, мерный стакан, миски,  деревянная ложечка, доска разделочная, скалка, противень, продукты для приготовления дрожжевого теста, рабочая тетрадь, учебник «Технология, 8-й класс», весы с разновесами, учебник «Физика, 8-й класс».

Словарь: разрыхлитель, клейковина, дрожжевое тесто, молекула, диффузия, масса, миллиграмм, калория, температура, давление.

 

 

 

Ход урока:

  1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя технологии.

Любой гость для казаха – это событие. Не зря народная пословица гласит, что «Даже 9-летнего ребенка, прибывшего издалека, спешит приветствовать 90-летний старец». Да, дастархан для казахского народа — понятие священное. Чтобы понять душу казахского народа, нужно отведать казахскую кухню, посидеть за дастарханом. В казахских традициях гостей необходимо встречать чаем и баурсаками. В Казахстане и по сей день баурсаки – обязательное блюдо на любом дастархане.

Прежде чем приступить к практической работе вспомним санитарно-гигиенические требования, (в это время необходимо поставить чайник для опыта) Слайд №1

Ученик.

Санитарно-гигиенические требования.

1.Спецодежда для выполнения практических работ должна быть чистой.

  1. Волосы должны быть убраны под косынку, руки вымыты с мылом.
  2. К работе с пищевыми продуктами не допускаются учащиеся с ожогами, порезами на руках.

« Игра в детектив» ( данные сценки проводят ученики)

  1. Шерлок Холмс, войдя в квартиру  и начав беседу с её обитателями, через минут сказал: « Уважаемая хозяйка, у Вас на кухне кипит чайник?»

Вопрос ученикам: Как он это определил, если находился в комнате, из которой кухня не видна?

Ответ. Когда чайник кипит, то крышка обычно побрякивает, так как в чайнике благодаря образовавшемуся пару давление повышается, приподнимая крышку; при этом часть пара выходит, давление уменьшается, крышка опускается, издавая при ударе звук. Далее все повторяется.Слайд №2

  1. « Хотите чаю?»- спросил хозяин дома Шерлока Холмса.

« Да»,- ответил гость.

« Вот и хорошо, сказал хозяин. Но я люблю горячий чай, потому кладу в него кусочек сахара только перед тем, как пить»

« Разумнее это делать раньше, сразу, как Вам налили его»- посоветовал Шерлок Холмс. Прав, ли он?Слайд № 3

Ответ. Прав. Если сахар положить сразу в горячий чай, то его температура сразу понизиться, а чем она, ниже, т.е. чем меньше отличается от комнатной, тем медленнее чай остывает.

  1. «Блины вкусны тогда, когда горячие», — сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. Чтобы они дольше оставались горячими, — продолжала она, — я ставлю тарелку с блинами на плетенный из проволоки поднос. «Прошу Вас, Лучше ставить их на деревянную подставку», — посоветовал Холмс. На чем основан этот совет?

Ответ. Теплопроводность дерева меньше, чем металла, потому на деревянной подставке тарелка остывает медленнее.

Учителя физики и технологии  Слайд№4

Опрос учащихся:

— Назовите основные продукты, используемые для приготовления теста.

— Зачем необходимо просеивать муку? В чём заключается физическая суть данного процесса?

— Зачем тесто надо держать в тёплом месте? Какова роль температуры?

  1. Вводный инструктаж. Изучение нового материала.

Учитель физики.  Слайд № 5

Вспомним, что физика-это наука о природе; а любой предмет, изучаемый в физике называют телом. Тело состоит из вещества. Основные свойства веществ на основе молекулярного строения выделим в кухне, в процессе приготовления блюд из дрожжевого теста. В ходе работы попытаемся объяснить следующие явления:

1) соединение ингредиентов разных по строению;

2) изготовление из теста изделий разной формы и невозможность изменения формы с сохранением целостности в готовом твёрдом состоянии.

Итак, изучаемым телом на этом уроке у нас будут хлебобулочные изделия, а именно баурсаки.

Учитель технологии

Приступая к работе с пищевыми продуктами, вначале необходимо подготовить посуду и инструменты.

— Для замеса теста используют? (сито, мерный стакан, миски эмалированные или пластмассовые, кастрюли, деревянные ложки, миксер, взбивалки различной формы).

— Для разделки теста необходимы? (кухонные доски, скалка, формочки для печенья, дисковый нож).

— Для выпечки теста нужно? (противень, листы и формочки)

Учитель физики:

  1. Какие физические приборы мы здесь используем?
  2. О каких физических величинах пойдет речь?
  3. что значит измерить величину?

Учитель технологии:  Слайд № 6

Основным продуктом в приготовлении теста является мука, (рассказ ученицы)

Мука – порошкообразный продукт, который получается в результате измельчения зерен пшеницы, ржи, кукурузы. В зависимости от вида зерна различают ржаную, пшеничную, овсяную, гречневую муку.

У муки пшеничной высшего сорта цвет должен быть белым с кремовым оттенком, у муки ржаной — серовато-белым. Мука не должна иметь привкуса.

Мука будет нормальной влажности, если, сжатая в горсти, она рассыпается при разжимании ладони.

В зависимости от вида теста при приготовлении мучных блюд используются различные жидкости: вода, молоко, кефир. Поваренная соль является важнейшим вкусовым веществом, поэтому ее добавляют в небольших количествах даже в сладкое тесто.

III Практическая работа.

Учитель технологии

А теперь давайте поставим тесто на баурсаки.( к разделочному столу подходят по одному ученику) Слайд №7

Для приготовления этого восточного десерта нам понадобятся:

2 яйца;

100 г свежего молока;

20 г сливочного масла;

Сухие дрожжи;

Сахар и соль по вкусу;

Муки нужно чуть больше 0,5 кг, но ее нужно будет добавлять до достижения определенной консистенции;

Масло для фритюра по потребности.

В достаточно глубокую миску или кастрюлю выливаем  тёплое молоко и распускаем дрожжи.

Учитель физики попутно задаёт вопросы уч-ся:

— Почему именно тёплое молоко?

— Что происходит с дрожжами?

Учитель технологии

Добавляем яйца,  но сначала надо определить свежесть яиц.

Учитель физики:

Ученики с помощью учителя физики объясняют: свежее яйцо тонет, потому что большая плотность; несвежее — заполнено воздухом, поэтому его плотность стала меньше, чем плотность воды.

— Какой закон здесь используют? (закон Архимеда)

Учитель физики вместе с учениками проводит опыт.

Учитель технологии

Добавляем масло,  сахар, соль и тщательно перемешиваем и порционно добавляем муку во время перемешивания, чтобы не образовывалось комочков. Замешиваем тесто, которое должно быть очень мягким и пластичным, чуть мягче, чем для лапши. Даем тесту отстояться в течение получаса под полотенцем.

Учитель физики:

-Зачем необходимо дать тесту настояться? (ответы учеников)

— Какие агрегатные состояния имеют исходные продукты теста?

— Какой закон физики используют при раскатке  теста?

— При вырезании формы теста? Что происходит?

— Почему поднимается тесто?

  1. IV. Блиц-опрос на проверку основных физических понятий и явлений по теме «Строение вещества» (по 5 вопросов каждой бригаде).

 

I бригада

1) Из чего состоит мука? (из молекул)

2) Агрегатное состояние муки? (твердое)

3) Растворение соли в молоке – это… (диффузия)

4) Что из предложенных ингредиентов сохраняет объём, но не сохраняет форму? (желток)

5) Сколько килограммов в 200 граммах маргарина? (0,2)

II бригада

1) Кристаллик сахара — это тело или вещество? (тело)

2) Агрегатное состояние молока? (жидкое)

3) Что будет с объёмом молока при нагревании? (увеличится)

4) Что сохраняет жир: объём или форму? (и то, и другое)

5) Сколько килограммов в 20 граммах сахарной пудры?(0,02)

V.Заключительный инструктаж.

  1. Самоанализ деятельности учащихся.

Проводя самоанализ, учащиеся должны ответить на вопросы:

— Чему научились сегодня на уроке?

— Сможете ли вы применить свои знания дома?

  1. Выставление оценок, их аргументация.

3.Убрать рабочее место, сдать дежурному.

VII. Домашнее задание: учебник «Технология, 8 класс», «Физика, 8 класс»