« Технология приготовления дрожжевого теста с учётом сведений по физике о тепловых явлениях»
Средняя школа №20 им. А.С.Пушкина
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
« Технология приготовления дрожжевого теста с учётом сведений по физике о тепловых явлениях»
Провели:
Учитель физики — Хамицкая Н.И.
Учитель технологии — Сахарнова Д.Р.
Атырау
Интегрированный урок
« Технология приготовления дрожжевого теста с учётом сведений по физике о тепловых явлениях»
Вид урока: Интегрированный урок-исследование «технология + физика» с использованием компьютерных технологий.
Тип урока: урок практического применения знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с инструментами, приспособлениями и продуктами, используемыми при приготовлении мучных изделий; в ходе практической деятельности обучающихся повторить и обобщить начальные знания о строении вещества и учёте тепловых явлений в природе, сформировать навыки работы с измерительными приборами.
Образовательные задачи:
- Обучение способам проверки качества продуктов, используя физические знания.
- Формирование технологических умений в приготовлении блюд из дрожжевого теста.
- Создание условий для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся, расширения их умений при работе с разными материалами и физическими приборами в быту.
Воспитательные задачи:
- Развитие навыков коммуникативного общения.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство ответственности, трудолюбие.
Развивающие задачи:
Развитие аналитических способностей обучающихся в ходе практической и практической деятельности.
Оборудование: Мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер, инструктивно — технологические карты.
Инструменты и приспособления: сито, мерный стакан, миски, деревянная ложечка, доска разделочная, скалка, противень, продукты для приготовления дрожжевого теста, рабочая тетрадь, учебник «Технология, 8-й класс», весы с разновесами, учебник «Физика, 8-й класс».
Словарь: разрыхлитель, клейковина, дрожжевое тесто, молекула, диффузия, масса, миллиграмм, калория, температура, давление.
Ход урока:
- Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Вступительное слово учителя технологии.
Любой гость для казаха – это событие. Не зря народная пословица гласит, что «Даже 9-летнего ребенка, прибывшего издалека, спешит приветствовать 90-летний старец». Да, дастархан для казахского народа — понятие священное. Чтобы понять душу казахского народа, нужно отведать казахскую кухню, посидеть за дастарханом. В казахских традициях гостей необходимо встречать чаем и баурсаками. В Казахстане и по сей день баурсаки – обязательное блюдо на любом дастархане.
Прежде чем приступить к практической работе вспомним санитарно-гигиенические требования, (в это время необходимо поставить чайник для опыта) Слайд №1
Ученик.
Санитарно-гигиенические требования.
1.Спецодежда для выполнения практических работ должна быть чистой.
- Волосы должны быть убраны под косынку, руки вымыты с мылом.
- К работе с пищевыми продуктами не допускаются учащиеся с ожогами, порезами на руках.
« Игра в детектив» ( данные сценки проводят ученики)
- Шерлок Холмс, войдя в квартиру и начав беседу с её обитателями, через минут сказал: « Уважаемая хозяйка, у Вас на кухне кипит чайник?»
Вопрос ученикам: Как он это определил, если находился в комнате, из которой кухня не видна?
Ответ. Когда чайник кипит, то крышка обычно побрякивает, так как в чайнике благодаря образовавшемуся пару давление повышается, приподнимая крышку; при этом часть пара выходит, давление уменьшается, крышка опускается, издавая при ударе звук. Далее все повторяется.Слайд №2
- « Хотите чаю?»- спросил хозяин дома Шерлока Холмса.
« Да»,- ответил гость.
« Вот и хорошо, сказал хозяин. Но я люблю горячий чай, потому кладу в него кусочек сахара только перед тем, как пить»
« Разумнее это делать раньше, сразу, как Вам налили его»- посоветовал Шерлок Холмс. Прав, ли он?Слайд № 3
Ответ. Прав. Если сахар положить сразу в горячий чай, то его температура сразу понизиться, а чем она, ниже, т.е. чем меньше отличается от комнатной, тем медленнее чай остывает.
- «Блины вкусны тогда, когда горячие», — сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. Чтобы они дольше оставались горячими, — продолжала она, — я ставлю тарелку с блинами на плетенный из проволоки поднос. «Прошу Вас, Лучше ставить их на деревянную подставку», — посоветовал Холмс. На чем основан этот совет?
Ответ. Теплопроводность дерева меньше, чем металла, потому на деревянной подставке тарелка остывает медленнее.
Учителя физики и технологии Слайд№4
Опрос учащихся:
— Назовите основные продукты, используемые для приготовления теста.
— Зачем необходимо просеивать муку? В чём заключается физическая суть данного процесса?
— Зачем тесто надо держать в тёплом месте? Какова роль температуры?
- Вводный инструктаж. Изучение нового материала.
Учитель физики. Слайд № 5
Вспомним, что физика-это наука о природе; а любой предмет, изучаемый в физике называют телом. Тело состоит из вещества. Основные свойства веществ на основе молекулярного строения выделим в кухне, в процессе приготовления блюд из дрожжевого теста. В ходе работы попытаемся объяснить следующие явления:
1) соединение ингредиентов разных по строению;
2) изготовление из теста изделий разной формы и невозможность изменения формы с сохранением целостности в готовом твёрдом состоянии.
Итак, изучаемым телом на этом уроке у нас будут хлебобулочные изделия, а именно баурсаки.
Учитель технологии
Приступая к работе с пищевыми продуктами, вначале необходимо подготовить посуду и инструменты.
— Для замеса теста используют? (сито, мерный стакан, миски эмалированные или пластмассовые, кастрюли, деревянные ложки, миксер, взбивалки различной формы).
— Для разделки теста необходимы? (кухонные доски, скалка, формочки для печенья, дисковый нож).
— Для выпечки теста нужно? (противень, листы и формочки)
Учитель физики:
- Какие физические приборы мы здесь используем?
- О каких физических величинах пойдет речь?
- что значит измерить величину?
Учитель технологии: Слайд № 6
Основным продуктом в приготовлении теста является мука, (рассказ ученицы)
Мука – порошкообразный продукт, который получается в результате измельчения зерен пшеницы, ржи, кукурузы. В зависимости от вида зерна различают ржаную, пшеничную, овсяную, гречневую муку.
У муки пшеничной высшего сорта цвет должен быть белым с кремовым оттенком, у муки ржаной — серовато-белым. Мука не должна иметь привкуса.
Мука будет нормальной влажности, если, сжатая в горсти, она рассыпается при разжимании ладони.
В зависимости от вида теста при приготовлении мучных блюд используются различные жидкости: вода, молоко, кефир. Поваренная соль является важнейшим вкусовым веществом, поэтому ее добавляют в небольших количествах даже в сладкое тесто.
III Практическая работа.
Учитель технологии
А теперь давайте поставим тесто на баурсаки.( к разделочному столу подходят по одному ученику) Слайд №7
Для приготовления этого восточного десерта нам понадобятся:
2 яйца;
100 г свежего молока;
20 г сливочного масла;
Сухие дрожжи;
Сахар и соль по вкусу;
Муки нужно чуть больше 0,5 кг, но ее нужно будет добавлять до достижения определенной консистенции;
Масло для фритюра по потребности.
В достаточно глубокую миску или кастрюлю выливаем тёплое молоко и распускаем дрожжи.
Учитель физики попутно задаёт вопросы уч-ся:
— Почему именно тёплое молоко?
— Что происходит с дрожжами?
Учитель технологии
Добавляем яйца, но сначала надо определить свежесть яиц.
Учитель физики:
Ученики с помощью учителя физики объясняют: свежее яйцо тонет, потому что большая плотность; несвежее — заполнено воздухом, поэтому его плотность стала меньше, чем плотность воды.
— Какой закон здесь используют? (закон Архимеда)
Учитель физики вместе с учениками проводит опыт.
Учитель технологии
Добавляем масло, сахар, соль и тщательно перемешиваем и порционно добавляем муку во время перемешивания, чтобы не образовывалось комочков. Замешиваем тесто, которое должно быть очень мягким и пластичным, чуть мягче, чем для лапши. Даем тесту отстояться в течение получаса под полотенцем.
Учитель физики:
-Зачем необходимо дать тесту настояться? (ответы учеников)
— Какие агрегатные состояния имеют исходные продукты теста?
— Какой закон физики используют при раскатке теста?
— При вырезании формы теста? Что происходит?
— Почему поднимается тесто?
- IV. Блиц-опрос на проверку основных физических понятий и явлений по теме «Строение вещества» (по 5 вопросов каждой бригаде).
I бригада
1) Из чего состоит мука? (из молекул)
2) Агрегатное состояние муки? (твердое)
3) Растворение соли в молоке – это… (диффузия)
4) Что из предложенных ингредиентов сохраняет объём, но не сохраняет форму? (желток)
5) Сколько килограммов в 200 граммах маргарина? (0,2)
II бригада
1) Кристаллик сахара — это тело или вещество? (тело)
2) Агрегатное состояние молока? (жидкое)
3) Что будет с объёмом молока при нагревании? (увеличится)
4) Что сохраняет жир: объём или форму? (и то, и другое)
5) Сколько килограммов в 20 граммах сахарной пудры?(0,02)
V.Заключительный инструктаж.
- Самоанализ деятельности учащихся.
Проводя самоанализ, учащиеся должны ответить на вопросы:
— Чему научились сегодня на уроке?
— Сможете ли вы применить свои знания дома?
- Выставление оценок, их аргументация.
3.Убрать рабочее место, сдать дежурному.
VII. Домашнее задание: учебник «Технология, 8 класс», «Физика, 8 класс»