научить учащихся основным методам механической обработки древесины резанием.
Основные методы механической обработки древесины резанием.
9 класс.
Автор:
Рахметкалиев Дамир Ерболатович,
СОШ им. Маншук Маметовой,
Бокейординский район,п. Сайхин
Западно- Казахстанская область ,
Цель урока: научить учащихся основным методам механической обработки древесины резанием.
Задачи:
Образовательная: формирование у учащихся знаний механической обработки древесины резанием.
Развивающая: развитие позновательного интереса учащихся в области деревообработки, совершенствование учащимися приемов и навыков работы на станке, научить учащихся правилам техники безопасности при работе на станках.
Воспитательная: воспитание у учащихся любви к труду и уважение к людям труда, способствовать воспитанию самостоятельности, веры в свои силы, воспитание технологической культуры, профориентация учащихся.
Вид урока: информационно — сообщающий, объяснительно – демонстрационный, развивающий.
Форма урока: практическая.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: объяснение.
Средства урока: оборудование и материалы, наглядные пособия.
Межпредметная связь: черчение, ИЗО, физика.
Ход урока:
- Организационный момент:
— Проверка готовности к уроку.
— Повторение темы.
— Актуализация темы.
— Практическая работа.
- Постановка целей и задач урока.
- Изучение нового материала.
Обработка древесины резанием на производстве механизирована. Различают механическую обработку древесины со снятием стружки и без снятия стружки. К первому виду относятся пиление, точение, строгание, фрезерование, сверление, долбление и шлифование. Без снятия стружки древесину режут ножницами и высекают в штампах.
Механическое пиление — наиболее распространенный метод резания древесины. Осуществляют пиление с помощью лесопильных рам, ленточных, круглопильных и цилиндропильных станков. Лесопильные рамы (пилорамы) и ленточно-пильные станки применяют для распиливания бревен на доски и бруски. С помощью круглопильных станков проводят поперечный и продольный раскрой пиломатериалов. Цилиндрическими пилами на цилиндропильных станках выпиливают клепку для производства бочек.
Механическое точение – также распространенный метод обработки древесины. Детали обрабатывают на токарных станках.
Строгание и фрезерование древесины – это механическое резание и ее вращающимися многорезцовыми инструментами – фрезами, ножевыми валами, горизонтально движущимися ножами. Они снимают слой древесины в виде стружки.
Строгание и фрезерование бывает продольным (вдоль древесных волокон) и поперечным (поперек волокон). Осуществляют фрезерование на фрезерных, шипорезных и копировальных станках, получают пазы, шипы, гнезда, проушины, а также детали со сложными криволинейными поверхностями. Строгают древесины на строгальных станках, получают ровную гладкую поверхность на заготовках, а также строганный шпон.
Механическое сверление- выполняют на сверлильных и комбинированных (сверлильно-фрезерных ) станках.
Механическое долбление – проводят на цепнодолбежных станках для получения прямых пазов, продолговатых отверстий и гнезд.
Механическое шлифование— проводят на шлифовальных станках. С помощью шлифовальных станков деталям и изделиям очень быстро придают гладкую поверхность.
Все рассмотренные методы механической обработки резанием, несмотря на значительные различия в конструкции режущих инструментов, в характере их движения, в устройстве станков, имеют и существенное сходство. Оно заключается в том, что обработка заготовки осуществляется за счет снятия стружки режущими инструментами , рабочие части которых имеют форму клина. Кроме того, все станки представляют собой технологические машины.
Механическую обработку древесины без снятия стружки проводят с помощью ножниц, с плоскими или дисковыми ножами, а также в штампах, состоящих из подвижного пуансона и неподвижной матрицы. Ножницами разрезают листы шпона и фанеры, а в штампах высекают на них бракованные места.
В школьных мастерских механическая обработка древесины производятся на токарных,сверлильных и комбинированных (фрезерно- круглопильных) станках. На комбинированных станках ввиду их повышенной опасности разрешается работать только учителям.
В деревообрабатывающей промышленности, как и в машиностроении, все более широкое применение находят станки-автоматы. Они более производительны, освобождают человека от тяжелого физического труда, с их внедрением улучшаются условия работы, повышается качество продукции.
- Практическая работа.
— Демонстрация приемов резания древесины на станке.
— Самостоятельная работа учащихся по резанию древесины.
— Всесторонний контроль со стороны учителя.
- Анализ выполнения практической работы.
- Сдача инструментов приспособлений.
- Уборка рабочих мест.
- Подведение итогов урока.
(Оценка результатов работы учеников)
- Рефлексия.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чем мы занимались на уроке?
— Чему сегодня вы научились?
— Какие встретили затруднения при выполнении задания?
— Ваши вопросы учителю?
- Домашнее задание.