Путешествие по стране добродетелей» (представлена на областном конкурсе «Воспитатель – доброе сердце»,
Гурьева Е.В.
Авторская программа по духовно – нравственному воспитанию
«Путешествие по стране добродетелей»
(представлена на областном конкурсе «Воспитатель – доброе сердце»,
Цель программы:
- Развивать основы понимания нравственных категорий.
- Выработать навыки применения нравственного поведения в повседневной жизни.
- Коррекция положительных личностных качеств.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с различными добродетелями (раскрыть понятие добродетели).
- Научить строить взаимоотношения с окружающими на основе нравственных качеств в школе и дома (зачем и как проявлять добродетели).
- Вовлечь родителей и других членов семьи в процесс нравственного воспитания детей.
Основные методы обучения:
- Словесный (рассказ, беседа, обсуждение)
- Наглядный (доска, картинки, иллюстрации, игрушки и т.д.)
- Практический (игры, ситуационные тесты, песни, сценки, рисование и разнообразная совместная деятельность – чаепитие, экскурсии и т.д.)
Основная структура занятия:
- Введение. Позитивный эмоциональный настрой (краткий рассказ воспитателя о добродетели под спокойную музыку) – 2-3 минуты.
- Основная часть.
А) в форме беседы или обсуждения раскрыть значение добродетели (закрепить это значение) – 10 минут;
Б) игра, развивающая данное конкретное качество – 10 минут;
В) заучивание кратких цитат, пословиц и поговорок о добродетелях и их объяснение – 10 минут.
- Заключительная часть. Творческая деятельность, закрепляющая значение изучаемой нравственной категории (рисование, песни, сценки и т.д.) – 7-8 минут.
- Домашнее задание: рассказать родителям и другим членам семьи о данной нравственной категории как добродетели
Объяснительная записка
Учитывая специфику усвоения нравственных знаний детьми с психофизическими недостатками в развитии, вся воспитательная работа основывается на системе формирования моральных категорий в определенной последовательности, по этапам.
- Этап (1 – 4 классы)
Формируются основные моральные представления, понятия, т.е. создается база для формирования оценочных действий, обеспечение необходимого уровня знаний об определенных нравственных категориях.
Тематика занятий:
— аккуратность
— вежливость
— дисциплинированность
— доброта
— правдивость
— стремление помочь
— бережливость
— самостоятельность
- Этап (5 – 7 классы)
Закрепление и углубление знаний, моральных представлений, критериев оценки и самооценки личности на основе объективных критериев простых по содержанию поступков в различных ситуациях, учащиеся знакомятся с правилами «моральной оценки» (мотив поступка, средства совершения поступка, условия, моральный результат).
Тематика занятий:
— активность
— гостеприимство
— дружелюбие
— заботливость
— терпение
— надежность
— скромность
— справедливость
— трудолюбие
— честность
— организованность
— приветливость
— уверенность
- Этап (8 – 9 классы)
Формирование умений анализировать и оценивать поступки других и свои собственные на более сложном уровне, овладение навыками и умениями по анализу не только простых, но и противоречивых проступков, т.е. таких, компоненты которых не имеют единой ценности и направленности.
Тематика занятий:
— благодарность
— доверие
— искренность
— милосердие
— сострадание
— настойчивость
— сотрудничество
— умение прощать
— чистоплотность
— бережность
— ответственность