Методические рекомендации к проведению классных часов по правовому воспитанию
Методические рекомендации к проведению классных часов по правовому воспитанию
Одним из важных видов деятельности классного руководителя является организация классных часов. Однако в последнее время, классные часы стали становиться формальной формой общения, перестали вызывать интерес у учащихся.
Повысить интерес учащихся к классным часам возможно, если они будут основаны на позитивном взаимодействии друг с другом и с классным руководителем. Такое взаимодействие будет эффективным только в том случае, если основано на сотворчестве, сопереживании, соучастии, т.е. совместной деятельности.
Предлагаемая тематика и содержание классных часов являются логичным этапом в системе воспитательной работы классного руководителя.
Методические рекомендации состоят из примерной тематики классных часов, сценария классного часа «Наши права и обязанности» и могут быть использованы классными руководителями старших классов и кураторами колледжей и лицеев.
При проведении классных часов особое внимание необходимо обратить на качество подготовки выступлений учащихся (ведущих, участников), их внешний вид, подбор теоретического материала для выступлений.
Примерная тематика классных часов в старших классах:
9 класс
1.Как ладить с людьми
2. Что значит быть взрослым. Чем отличаются взрослые от детей.
3. Расскажи мне обо мне.
4. Для чего нужны карманные деньги?
- Стремление к счастью.
6. Самовоспитание.
7.Оптимизм.
8. Способность к прощению.
9. Выбор нашей жизни.
10.Трудности профессионального самоопределения (классификация профессий для ориентации в мире труда, алгоритм выбора профессии.)
11. Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?
12. Что такое игромания? Я и компьютер.
10 класс
1. Убеждения. Как они складываются?
2. Самовоспитание как «расширение» сознания.
3. Десять заповедей творческой личности.
4. Жестокость, равнодушие и сочувствие.
5. Искусство слушать собеседника.
6. Давление среды (наркотики, алкоголь, сигареты),
7. Стратегия принятия решений.
8. Рефлексия.
9. Профессиональное самоопределение, его связь с выбором пути продолжения образования (многоступенчатость образования, подготовительные курсы).
10. Семья, отношения в ней взрослых и детей.
11. Права и обязанности.
11 класс
1. Уважение и терпимость.
2. Изберите свою судьбу.
3. Выбор профессии – ответственное дело выпускника. Какие профессии будут востребованы на рынке труда?
4. Учебные заведения нашей столицы.
5. Имидж.
6. Как подготовиться к экзаменам.
7. «Экзамены без стресса»
8.Мы – дети Галактики.
9.Мы через 5- 10 лет.(Анкетирование)
10.«Как использовать свои права» (ситуативная беседа-диалог) и др.
Предлагаемый сценарий классного часа «Наши права и обязанности» призван представить опыт работы по правовому воспитанию учащихся, по созданию условий для формирования гражданских чувств. Правовое образование — неотъемлемая часть общей культуры гражданина. В наше сложное время именно школа может создать условия для формирования правовой культуры подрастающего поколения. Правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни общества.
Тема: «Наши права и обязанности»
Цель:
- Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.
- Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”,
показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.
- Повышать социально-правовую компетентность старшеклассников.
- Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.
- Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.
Оборудование:
- Выставка литературы по правовому воспитанию.
- Выставка газет и журналов, в которых постоянно печатается информация по правовому воспитанию и ЗОЖ.
- Карточки с понятиями.
- Анкета о правах и обязанностях учащихся (для творческого д/з).
- Эпиграф к занятию: «Живи по закону, поступай по совести» (латинское изречение)
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Психологическая установка на хорошее настроение.
- Объявление темы классного часа и цели занятия:
- Нам необходимо определиться с понятиями “право” и “права”.
- Выделить основные права человека-гражданина, учащегося-подростка.
- Показать единство прав и обязанностей.
III. Учитель: Итак, тема разговора: “Наши права и обязанности”.
Учащийся. ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.
Учитель: Какие виды права вы можете назвать?
Учащийся: виды права: конституционное, административное, гражданское, семейное, жилищное, трудовое, финансовое, процессуальное, уголовное и т. д. Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.
Учитель: Итак, права человека-гражданина – это…
Учащийся: Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Правила, определяющиеся моралью, моральными нормами, формами поведения, которые заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений людей. Общество людей должно жить по правилам ,и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка.
Учитель. Сегодня мы возьмем для работы один документ международного уровня: “Конвенцию ООН о правах ребенка” и выделим основные ваши права, права ребенка, подростка, юного гражданина планеты Земля.
Учитель: Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей. Лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы и отдыха, помогают подготовиться ко взрослой жизни. Семья – самая важная часть общества; здесь ребенка стараются защитить от всего негативного. О детях заботятся не только семьи. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Одной из таких организаций и является ООН.
Ваша семья, ваши папа и мама дали вам жизнь. Главное право каждого человека – это право на жизнь, это первое, что записано в Конвенции. Послушаем…
Учащийся: “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу… Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его”.
Учитель: Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас. О том, какими должны быть родители, в шутку, от имени детей, написал современный поэт Марк Шварц. Послушаем…
Учащийся:
Если вы родители –
Ласкатели, хвалители.
Если вы родители –
Прощатели, любители.
Если разрешители, купители, дарители,
Тогда вы не родители,
А просто восхитители!
А если вы родители –
Ворчатели, сердители.
Если вы родители –
Ругатели, стыдители,
Гулять не отпускатели,
Собакозапретители,
То знаете, родители,
Вы просто – крокодители.
Учащийся: Каждый из нас имеет право на бесплатное образование, и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование. Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. На уроках обществознания мы с вами сразу определились с таким принципом: “Если я имею права, то значит, я имею обязанности”.
Учащиеся заканчивают фразу хором:
“Если я знаю свои права, значит, я знаю свои обязанности”. “Если я знаю свои обязанности, значит, я знаю свои права”. Статья 29 «Конвенции» гласит о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.
Заполнение анкеты
АНКЕТА
- Какие права ты имеешь, как ученик?____________________
- Что обязан делать ученик?_____________________________
- С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_________________________________________
4.Что такое права?_____________________________________
- Что такое обязанности?_______________________________
6.Зачем придумали права людей и обязанности?____________
Учитель: Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то, и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.
Общие выводы по ходу диалога:
Мы сегодня говорили о праве и правах. Рассмотрели и определили смысл и действительную необходимость прав человека-гражданина по Конвенции ООН о правах ребенка. Мы заслушали личные мнения и выводы.
Давайте выделим группу прав, которые являются основополагающими для каждого гражданина любой страны мира как взрослого, так и ребенка.
Право на:
— жизнь;
— имя;
— гражданство;
— благополучие и любовь;
— образование;
— отдых на личную жизнь;
— собственное мнение на мирную жизнь;
— здоровый образ жизни.
- Рефлексия: Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого).
Прогнозируемая педагогическая результативность
Предполагается, что данное воспитательное мероприятие будет способствовать: созданию положительных эмоций, максимальному проявлению своих творческих сил, повышению социально – правовой компетентности старшеклассников; воспитанию взаимоуважения, толерантности, повышению уровня межличностных отношений; воспитанию гражданской позиции, повышению самосознания.