Растение – живой организм
Тема: «Растение – живой организм». Цели: 1.обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений; 2.выявить условия, необходимые для жизни растений, дать представление о растении как о живом организме; 3. продолжить развивать представление учащихся наблюдать за жизнью растений; 4. воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к растениям.
Материалы и оборудование: Плакаты: а) с изображением различных видов растений; б) растение – живой организм; в) условия необходимые для жизни растений; г) тестовые задания.
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой:
Я – человек! Я – умею смеяться и удивляться, обижаться и огорчаться! Я – умею думать и понимать, слушать и отвечать! Я – могу ошибаться! Я – умею учиться! Я – хочу учиться! Мы все – хотим учиться!
Но, ребята, одного желания мало. Для того, чтобы получить какие-либо знания мы должны приложить усилия. Поэтому мы должны, быть какими? (ответы детей: внимательными, послушными, трудолюбивыми). — Теперь давайте постараемся, чтобы наш урок достиг нужных результатов!
2. Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.
Мы с вами закончили изучать большой раздел по теме «Природа» и сейчас надо подвести итог изученным темам. Домашнее задание проверим с помощью игры «Мозговой штурм». На этих осенних листочках записаны вопросы, на которые вы должны ответить: 1.Что такое горизонт? 2.Назовите основные стороны горизонта. 3.Что такое компас? 4.Что такое рисунок? 5.Что такое план? 6.Перечисли свойства воздуха.(невидимый, бесцветный, без запаха, без вкуса, обладает упругостью, плохой проводник тепла, поддерживает горение) 7.Каким опытом можно доказать, что воздух поддерживает горение? 8.Перечисли свойства воды. (бесцветна, прозрачна, не имеет запаха…) 9.Имеет ли вода форму? Какую? 10.Докажи, что вода прозрачна. 11.Назови три состояния воды. Где в природе они встречаются? 12.Почему так говорят: Вода – растворитель. Назови растворимые и нерастворимые в воде вещества. 13.Вставь пропущенные слова в предложение: Насколько необходим _________, настолько необходима и ____________для живых организмов. 14. Состав почвы: 1.____________(воздух) 2.____________(вода) 3.____________(песок) 4.____________(глина) 5.____________(остатки растений) 15.Для чего нужна почва? Назови главное свойство почвы. Итог проверки домашнего задания.
3.Актуализация опорных знаний, умений и навыков: 1.Зипишите в тетрадь ассоциации к слову «Растение»(1-2 мин.) (кустарники, листья, деревья) — Растение – (воздух, кислород, трава) По карте ассоциаций делается вывод о том, что знают дети о растениях. Вспомните: на какие три группы делятся растения (плакат №1) 2. Игра «Угадай растение» Загадки: (отгадав загадки, учащиеся, определяют, к какой группе относится данное растение) а) Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане. ( Береза)
б) Ах, не трогайте меня! Обожгу и без огня. (Крапива)
в) Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год? (Елка)
г) Я травянистое растение с цветком сиреневого цвета Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. (Ирис)
д) Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина)
е) Путник часто ранит ногу Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)
ж) Две сестры летом зелены К осени одна краснеет, другая чернеет. (Черная и красная смородина)
4.Работа над новым материалом.
— Как вы думаете, какая тема нашего урока? (о растениях)
-Сегодня мы должны доказать, что растение – живой организм. — На земле насчитывается 500 тыс.видов растений, которые различаются и размерами , и формами, и окраской: у них разная среда обитания; разные способы размножения, разная продолжительность жизни. Растения встречаются повсюду: на равнинах, и высоко в горах, на болотах, и в пустынях, на дне морей, на лугах и полях, в садах и огородах. Одни растения широко распространены, другие встречаются редко. Некоторые растения давно исчезли, а некоторые столь редки, что их можно увидеть только в ботанических садах или заповедниках.
5. Работа с учебником.
Откройте страницу 55. Сейчас мы должны разгадать слова, которые спрятались в волшебных цветочках: (Питание, воздух, вода, тепло, свет).
Что же обозначают эти слова? Как они связаны с растениями? Правильно, это условия, без которых растение не вырастит. (плакат №2)
6.Физминутка: Яблоня в моём саду Гнется низко на ветру. Наклонилась вправо, влево Покачаться захотела Ветки вниз и вверх качнула И вперед их протянула, А как стихнет ветерок Моя яблонька заснет.
7. Отработка новых знаний. Чтение текста стр.55. Закрепление: Чем схожи растения? К какой части природы они относятся? Кого ещё можно отнести к живой природе? (человек, животные, бактерии) Чем отличается живой организм от не живого? (Дышит, питается, развивается, размножается, умирает).(плакат №3).
8.Самостоятельная работа. Чтение стихотворения «Чудо» Л.Квитко. Внимательно прослушайте стихотворение, а потом мы выполним небольшую самостоятельную работу: Вы запомнили, как на свет появляется растение? Тестовое задание: возьмите в руки ручки и расположите по порядку картинки (плакаты №4,№5) Проверка задания: 1 2 3 4 5 А Д Б Г В Графический диктант: — живая природа /\ неживая природа Одуванчик, река, луна, звезды, трава, камень, лиса, оса, береза, гора,дуб,земля Проверка: _ /\ /\ /\ _ /\ _ _ _ /\ _ /\ .
9. Итог урока. Прочитайте высказывание Жана-Жака Руссо о растениях (плакат№6)
Растения щедро рассыпаны на земле, Подобно звездам на небе, Но звезды далеко, А растения у ног моих.
Если все растения у ног наших, то, как мы должны относиться к ним? Что же мы сегодня узнали о растениях?
10.Выставление оценок. Домашнее задание. Проверив ваши работы, я каждому из вас поставлю оценку. Работали вы сегодня очень хорошо, много узнали нового и повторили то, что знали о растениях. Спасибо вам! Домашнее задание: Почитать текст стр. 54-55,ответить на вопросы, заполнить схему, записав её в тетрадь. Приложение: Плакат№1 |