В.Осеева «Добрая хозяюшка»
Тема: В.Осеева «Добрая хозяюшка»
Цели: формировать представление о творчестве В.Осеевой, совершенствовать навыки сознательного, беглого и выразительного чтения, учить определять идею произведения и характеризовать поступки героев;
развивать творческие способности и творческое воображение учащихся, развивать память, связную речь;
воспитывать дружелюбие, чувство ответственности перед друзьями.
Тип урока: комбинированный
Межпредметная связь: самопознание
Оборудование: портрет В.Осеевой, карточки со словами к схеме, карточки с пословицами, разноцветные листы для проведения «ковра идей», компьютер, магнитофон, учебник, иллюстрации к произведению.
Ход урока.
- I. Психологический настрой
- II. Фаза вызова интереса.
1) Разминка: чтение слогов, слов предложений демонстрируемых на компьютере (с элементами анимации)
2) — Послушайте стихотворение. Какие похожие слова вы услышали?
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
— Как вы думаете, что такое доброта?
— Среди слов, которые записаны на карточке, назовите те, которые подходят к слову «доброта»
Отзывчивость, упрямство, помощь, щедрость, страх, сердечность, грубость, неуважительность, бескорыстие, забота, внимательность.
Составление схемы
— Про какого человека можно сказать, что он добрый?
— Прочитать определение доброты и доброго человека
- Доброта – отзывчивость, душевное расположение к окружающим, стремление делать добро.
- Добрый – делающий добро другим, отзывчивый.
— Мы вернемся к этим словам после чтения произведения В.Осеевой «Добрая хозяюшка».
III. Подготовка к восприятию текста
Показ портрета писательницы
— В.Осеева написала много произведений для детей. Они серьезные и юмористические и юмористические. Она писала о любви к природе, дружбе и трудолюбии.
— Как вы думаете, о чем будет произведение «Добрая хозяюшка»?
- IV. Работа над произведением.
- Первичное чтение с остановками
Чтение эпизода о петушке
— Была ли девочка петушку настоящим другом?
— Почему она решила поменять его на курочку?
Чтение эпизода про курочку
– Понравилась девочке курочка?
– Чем закончилась эта дружба?
Чтение эпизода про уточку
– Может быть, дружба с уточкой получилась?
Чтение эпизода о щенке
– Как развивались события дольше?
– Почему же девочка осталась одна?
— Можно ли назвать девочку доброй хозяюшкой?
- Повторное чтение
Чтение рассказа детьми с переворачиванием книги по сигналу учителя.
- Выборочное чтение
– Прочитайте, какое настроение было у петушка, когда он услышал слова хозяйки.
– Может быть, курочка обрадовалась?
– А уточка?
– А как поступил щенок?
– Давайте, определим наше настроение от прочитанного? Выбираем настроение – «мордашку»
— Уважаете ли вы девочку за такие поступки?
- Работа с пословицами
— Прочитать пословицы и выбрать те, которые подходят к произведению (чтение задом наперед)
Ешчул ошорох ьтипутсоп, меч ошорох ьтировог.
Улед ямерв, а ехетоп – сач.
Яьзурд ястюанзоп в едеб.
Йырбод кеволеч урбод и тичу.
Тен агурд – ищи, а лёшан – игереб.
Юукперк убжурд и йодов ен ьшёьлозар.
— Объясните свой выбор.
– Почему девочка осталась без домашних питомцев?
– Можем ли мы уважать ее за такие поступки?
– Почему же В.Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»? Может быть это ошибка?
– Какие чувства вложила автор в свою сказку: уважение, иронию, насмешку, гордость?
– Конечно, В.Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить своих читателей задуматься над ее поступками.
- V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
«Ковер идей» (работа в группах)
Вернуться к ассоциациям к слову «доброта», написать ответ на вопросы (по этапам)
— Какого человека можно назвать добрым?
— Что надо делать для того, чтобы вас называли добрым человеком?
— Что надо сделать каждому из вас, чтобы стать быть добрым?
Оценивание ответов учащихся учителем, оценивание детьми своего участия на уроке (что получилось, что вызвало трудности, над чем стоит поработать)
- VI. Домашнее задание
Напишите письмо девочке. Что бы вы сделали на ее месте? Как поступили бы?
В завершении урока исполнение песни «Будьте добры»
Материал для физминутки
Всем привет, мои друзья! (поднимаем руки вверх и машем ими)
День настал и спать – нельзя! (разводим руки в стороны)
Раз – цветы польём водицей, (имитируем движения)
Два – пшена насыплем птицам,
Три – с сестрой пойдем гулять,
Сказки добрые читать.
А четыре – очень быстро
Сделаем наш дворик чистым!
Много добрых дел вокруг.