Однородные члены предложения
Тема: «Однородные члены предложения»
Цель урока: познакомить детей с понятием «однородные члены предложения»
Оборудование: доска с заданиями, книжки-карточки, плакаты с заданиями, таблица на доске, индивидуальные таблицы, индивидуальные карточки с проверочными заданиями.
Ход урок.
- Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте! Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Над какой большой темой мы работали на предыдущих уроках?
Дети. Предложение.
Учитель. Запишите название темы в тетрадях.
- Повторение изученного ранее.
На доске. В саду растут сливы.
Учитель. Ребята, посмотрите на доску. Что записано на доске?
Дети. Это предложение.
Учитель. Докажите, что это предложение.
Дети. Слова связаны между собой и выражают законченную мысль.
Учитель. Дайте определение, что такое предложение?
Дети. Предложение – слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.
Учитель. Расскажите о членах предложения.
Дети. Члены предложения бывают главными и второстепенными.
Учитель. Расскажите о главных членах предложения.
Дети. Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что? его подчеркиваем одной чертой. Сказуемое отвечает на вопросы что делать? или что сделать?, его подчеркиваем двумя чертами.
Учитель. Расскажите о второстепенных членах предложения.
Дети. Второстепенные члены предложения это: 1) определение, отвечает на вопросы, какой? какая? какое? какие?; 2) дополнение – отвечает на вопросы косвенных падежей; 3) обстоятельство – где? когда? откуда? как?
Учитель. Проверим на практике, насколько хорошо вы усвоили этот материал.
Работа по вариантам. Это задание надо самостоятельно выполнить в тетрадях. Затем я проверю тетради.
Для сильных | Для средних | Для слабых |
I вариант | II вариант | III вариант |
Составьте предложение, разберите по членам, надпишите части речи | Дополните предложение, разберите по членам, надпишите части речи играли в во дворе. | Разберите предложение по членам, надпишите части речи. Стайка птиц помчалась за лес. |
- Знакомство с новым материалом (работа по вариантам)
Учитель. У вас на столах маленькие книжки. Прочитайте предложения на левых страницах книг. На правых страницах книг слейте эти предложения в одно так, чтобы слова три раза повторялись.
I вариант
Стайка птиц помчалась за леса. Стайка птиц помчалась за горы. Стайка птиц помчалась за край земли. | Стайка птиц помчалась за леса, за горы, за край земли. |
II вариант
В роще птицы свистят. В роще птицы поют. В роще птицы щебечут. | В роще птицы свистят, поют, щебечут. |
III вариант
В саду растут сливы. В саду растут вишни. В саду растут яблони. | В саду растут сливы, вишни, яблони.
|
Дети выполняют задание.
— Сравните предложения. В чем их сходство? Какие слова в них перечисляются?
Дети. Сходство в том, что первые слова в предложении одинаковые. Смысл предложения остается прежним.
Дети перечисляют в I варианте – обстоятельства; во II варианте – сказуемые; в III варианте – подлежащие.
Учитель. На какой вопрос отвечают перечисленные слова и к какому слову они относятся?
Дети.(I вариант). Отвечают на вопрос куда?, относятся к слову помчались.
Дети.(II вариант). Отвечают на вопрос что делают?, относятся к слову птицы.
Дети.(III вариант). Отвечают на вопрос что?, относятся к слову растут.
Учитель. Сформулируйте правило, какие слова можно называть однородными?
Дети. Однородными словами называются слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Учитель. А какими членами предложения могут быть однородные слова?
Дети. И главными и второстепенными.
Учитель. Дополните правило, принято говорить не однородные слова, а однородные члены предложения.
Дети. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения, называются однородными. Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
Учитель. Давайте это докажем на практике и выполним следующее задание: спишите стихотворение, найдите и подчеркните однородные члены предложения. Если однородные члены – подлежащие, то подчеркивайте одной чертой, если сказуемые – двумя чертами и т. д.
На доске:
Как то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчёлы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к Жуку пришли.
Проверка выполненного задания.
— Какие однородные члены вам встретились в этом стихотворении? Назовите их.
Дети. Чтенья и наук. Стрекозы, мушки, мошки, пчёлы, осы и шмели, муравьи, сверчки, козявки.
Учитель. Какими членами предложения они являются?
Дети. В первом случае дополнениями. Во втором – подлежащими.
Учитель. Подчеркните однородные члены.
- Самостоятельная работа.
Учитель. Вставьте то, что считаете нужным, и запишите.
Подлежащее, ___________ — главные члены предложения.
Существительное, прилагательное, ________________ — части речи.
Корень, ________, _________, _________ — части слова.
Подчеркните однородные члены предложения.
- Физкультминутка.
- Углубление ранее изученного
Учитель. В предыдущем задании вы писали предложения с однородными членами. А как отделяются однородные члены на письме?
Дети. Запятыми.
Учитель. На самом деле однородные члены не всегда отделяются запятыми, и в этом нам поможет разобраться следующее упражнение. У вас на столах есть карточки, у меня такая же карточка на доске. Ребята, наша задача – расставить знаки препинания, но прежде ответьте на вопрос: какие союзы вам известны?
Дети. Союзы и, а.
Учитель. Еще нам часто встречаются союзы или и но. Приведите примеры.
Дети. Теплый или холодный. Веселый или грустный. Высокий, но худой. Бедный, но добрый.
Учитель. Хорошо. А как же ставить знаки препинания, когда есть союзы?. Давайте это выясним. Итак, берем в руки карточки.
Карточка 1 | Волчишка вылез осмотрелся походил сел | О, О, О, О |
Карточка 2 | Солнце светит но не греет | О, но О |
Карточка 3 | В гостях хорошо а дома лучше. | О, а О |
Карточка 4 | В саде растут вишни яблони и груши. | О, О и О |
Карточка 5 | В саде растут и вишни и яблони и груши. | и О, и О, и О |
Карточка 6 | Осенью ёж заберется в нору енота или барсука | О или О |
Карточка 7 | В саду пахнет или прелыми листьями или нагретой водой. | Или О, или О |
Что есть в этом предложении?
Дети. Однородные члены.
Учитель. Для удобства однородные члены будем обозначать О. Расставьте запятые. Тогда у нас получится схема. О, О, О, О. Объясните его.
Дети. Однородные члены отделяются запятыми.
Учитель. Прочитайте карточки 2 и 3, назовите однородные члены, подчеркните их. Запомните, перед союзами но, а всегда ставится запятая.
Теперь посмотрите на карточки 4 и 5. Чем они похожи и чем отличаются?
Дети. Похожи тем, что одинаковые однородные члены, а отличаются тем, что в карточке 5 союз и повторяется, и перед ним ставятся запятые.
(Аналогично разбираются предложения на карточках 6 и 7)
Учитель. Дети, у нас получилась таблица постановки запятых при однородных членах. Это надо запомнить. А сейчас потренируемся. Работаем по вариантам.
На доске три столбика предложений с пропущенными союзами, надо вставить пропущенные союзы и составить схему. В тетрадях вы записываете только схемы.
К доске от команды выходят по пять человек по очереди. Побеждает команда, которая выполнит задание быстро и правильно.
I вариант 1. Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет. О да О 2. Белка песенки поёт … орешки все грызет. О да О 3. Любит кошка рыбку, … в воду лезть не хочет. О, а О 4. Ребята слышали стук, … дверь открыть побоялись. О, а О 5. Терпенье … труд все перетрут. О и О |
II вариант 1. Мал золотник, … дорог. О, но О 2. Мультфильм был не цветной, … интересный. О, а О 3. Держи голову в холоде, … ноги в тепле. О, а О 4. Надо, надо умываться по утрам … вечерам. О и О 5. Мальчик был очень слабый, … смелый … настойчивый. О, но О и О |
III вариант 1. Грач … скворец – перелетные птицы. О и О 2. Не красна изба углами, … красна пирогами. О и О 3. Мы хотели пойти на речку, … раздумали. О, но О 4. Забота не ревет, … спать не дает. О, а О 5. Ночью ветер злится, … стучит в окно. О и О |
Проверка. По одному человеку от варианта читают выполненное задание.
— Проведем самостоятельную работу по вариантам, задание на индивидуальных карточках.
I вариант
Верните пропажу.
-Вчера мы были в зоопарке. Видели слона тигра медведя бегемота. В вольерах летали попугаи щеглы дрозды дятлы снегири. Птицы пели свистели трещали каждый по-своему. Мы видели попугаев страусов орлов.
II вариант
Ты – писатель. Используя данные слова, составьте предложения с однородными членами: гуляли, лиса, гуси, куры, утки, закудахтали, подкралась, убежала, зашипела, схватила, закрякали.
III вариант
Выделенные слова замените однородными членами
III вариант
Выделенные слова замените однородными членами.
Ребята посадили в саду фруктовые деревья.
В лесу школьники собирали ягоды.
Во дворе росли цветы.
VII. Подведение итогов урока.
VIII/ Выставление оценок
- Домашнее задание
Придумайте семь предложений с однородными членами.