Красная книга Казахстана. Животные Казахстана
Тема: Красная книга Казахстана. Животные Казахстана
Цели: 1.Дать понятие детям о необходимости охраны природы и животных Казахстана,
Познакомить с понятием «Красная книга», повторить природные зоны Казахстана.
- Развитие самостоятельного мышления, познавательных, целостного восприятия мате-
риала, умения работать в группе.
- Воспитание доброго отношения к жителям планеты Земля, коллективизма, сплочен-
ности, уважения друг к другу.
Оборудование: компьютер, презентация слайдов, магнитофон, плакаты, маркеры, клей.
Ход урока.
- Организационный момент. Постановка целей и задач.
— Сегодня у нас необычный урок познания мира. На уроке мы с вами повторим пройденный материал и познакомимся с новой увлекательной темой «Красная книга Казахстана». От вас потребуется внимание, активность и сообразительность.
- Повторение пройденного материала.
— Вами недавно был изучен раздел: «Растительный и животный мир Казахстана»
Несколько ребят будут работать у доски.
А) Соотнеси природную зону и растение:
Тюльпан пустыня
Фиалка степь
Селин лес
Б) Соотнеси природную зону и животное:
Верблюд лес
Суслик пустыня
Медведь степь
В) Найди ошибку:
воздух камни влага питательные вещества
насекомые тепло
Условия для жизни растений.
человек гроза
Задание классу:
-У каждого на парте лежит тест.
Проверка работающих у доски. Оценивание.
Самопроверка тестов:
—Хотите сразу узнать, правильно ли вы ответили на вопросы.
Обратите внимание на слайд.
-Поднимите, руку у кого нет ни одной ошибки. Оценка 5.
1-2 ошибки оценка 4
3-4 ошибки оценка 3
Больше оценка 2
Микроитог: Повторив пройденный материал, прослушайте внимательно небольшой рассказ Г. Цыферова «Казахстан»
- Знакомство с рассказом. Показ слайдов.
— Казахстан-страна больших рек, озёр, гор. На вершине гор вечно спит снег. Ранним утром снег розовеет – это из-за гор встаёт золотое светило. Навстречу ему распускаются цветы: трехцветная фиалка, серебристые эдельвейсы, нежные гиацинты. Птицы поют, а круторогие архары молча смотрят на солнце. Солнце золотит их рога.
Точно упавшие облака, двигаются по степи отары овец. Весной когда тает снег, степь, как яркая шаль. Шаль зелёная, с синими и алыми цветами. То ирисы и маки. Но уже в середине лета цветочное пламя начинает гаснуть. От растущей повсюду полыни степь седеет. С каждым днём меняется Казахстан. Всё ярче становится и богаче.
Беседа по прочитанному:
— О какой стране рассказал нам автор?
— Какие растения и животные описаны в рассказе? (архары, эдельвейсы, фиалки, гиацинты)
— С чем автор сравнивает отары овец? (с упавшими облаками)
— Как автор говорит о степи во второй половине лета? (пламя гаснет, степь седеет)
— В нашей стране есть горы, степи, пустыни – т.е природные зоны-разные участки земной поверхности, имеющие разный климат и состав почвы.
— Рассмотрите карту Казахстана. Какой цвет преобладает на карте? (зеленый, желтый) Показ слайда
— В Казахстане преобладают степи и полупустыни, поэтому мы видим больше ярко – зелёного и тёмно-жёлтого цвета. Для того чтобы не ошибиться в определении природной зоны, существуют условные обозначения. Слайд.
Лесостепь тёмно-зеленого
Степь ярко-зеленого
Пустыня ярко-желтого
Горы темно-коричневого
- Знакомство с новой темой.
— Соответственно в каждой природной зоне произрастают растения и животные, которые приспособились выживать в определенном климате.
— Сегодня мы с вами подробнее остановимся на животном мире Казахстана, который у нас богат и разнообразен. Но это не значит, что мы не должны заботиться об охране и сохранении
редких животных населяющих нашу республику.
В Конституции Республики Казахстан, в статье 38 говорится: « Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять и бережно относиться к природным богатствам. Слайд.
— С каждым годом по вине человека становится все меньше и меньше животных. Люди стали задумываться. А что же делать? И вот в 1948 году в г. Фонтенбло был основан Международный союз охраны природы, задачей которого было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения. Ученые составили список и назвали Красная книга.
-Как вы думаете, почему книгу назвали красной, а не жёлтой или синей?
-Красный цвет – сигнал опасности
Показ слайдов:
- Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
- Из Красной книги мы узнаем, какие виды животных и растений в опасности.
- Красная книга советует, как сохранить редкие виды растений и животных, призывает изучать эти виды, предупреждает об исчезновении.
Редкие – это виды, которым в настоящее время еще не грозит исчезновение, но имеются они на Земле в таком небольшом количестве, что могут исчезнуть при неблагоприятном изменении среды обитания под воздействием неблагоприятных климатических условий, стихийных бедствий.
Исчезающие – это те виды, которые находятся под угрозой исчезновения, спасение которых невозможно без осуществления специальных мер: строжайшего и полного запрета добычи, сохранения среды обитания, создания заповедников, питомников для размножения и увеличения численности.
Восстановленные — это виды, состояние которых благодаря своевременным и эффективным мерам, в данный момент тревоги уже не вызывает, но они требуют постоянного наблюдения и не подлежат хозяйственному использованию.
Всего 125 видов
Рыб – 16 видов
Земноводных – 3 вида
Пресмыкающихся – 10 видов
Птиц – 56 видов
Млекопитающих – 40 видов
Задачи Красной книги:
- Профилактика снижения численности животных.
- Забота об исчезающих видах.
3.Сохранение фауны Казахстана.
V.Знакомство с животными.
— Невозможно на одном уроке показать и рассказать обо всех животных занесённых в Красную книгу, но с некоторыми из них мы познакомимся.
— Выберите на слайде одного из животного и в группе подготовьте о нем сообщение.
Работа в группе по 4 человека
-Сообщения детей.
- Желтобрюхий полоз
- Серый варан
3.Кудрявый пеликан
4.Дрофа
- Снежный барс
6.Кулан
7.Джейран
8.Архар
- Дикобраз
- VI. Упражнение – релаксация
— А сейчас, давайте встанем, закроем глаза и поднимем руки вверх. Возьмем от солнышка свет, добро, тепло и улыбку. Почувствуйте, как тепло проходит к голове. Мы чувствуем аромат цветов и чистого свежего воздуха. Опускаем руки. Тепло опускается к нам в сердце, а потом к нашим ногам. Нам очень тепло стало на нашей доброй Земле. Откройте глаза. Вы готовы работать дальше?
VII. Практическая работа
-Предлагаю вам разделиться на группы. Каждой группе в конверте дано определённое задание. Прочитайте внимательно и начинайте выполнять. Выступать от группы будет спикер.
1-2 гр. – собрать животное, узнать и составить кластер по схеме.
3-4 гр. – собрать животное, узнать и составить синквейн.
5-6 гр. – составить обращение к людям Земли.
Выступление от групп.
Знакомство с птицами и животными, занесенными в Красную книгу, находящиеся в областном детском биологическом центре.
Показ слайда
Дикобраз индийский
Лебедь кликун
Журавль – красавка
Беркут
Орлан белохвост
Филин
Горный гусь
Степной орёл
VIII. Рефлексия. Итог урока.
— Вот и закончился урок знакомства с животными, занесенными в Красную книгу.
У вас на партах лежат маленькие наклейки животных. Поместите животного на ту страничку, как вы себя сегодня чувствовали на уроке. Страничка радости, грусти, удовольствия, наслаждения, печали и т.д.