И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Тема: И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Цели:

  • формирование представления о литературном жанре, в частности о жанре «басня»;
  • знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова на примере басни «Лебедь, Щука и Рак»;
  • формирование умения определять мораль басни «Лебедь, Щука и Рак».

Задачи:

  • продолжить формирование навыка беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения на примере басни «Лебедь, Щука и Рак»; умения работать в группах;
  • развивать мышление, речь, внимание, память, стремление и умение преодолевать познавательные затруднения, обогащать словарный запас;
  • воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке, прививать интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: слайд-шоу, листы с определением басни (по количеству учащихся), конверты с заданиями для групп (по количеству групп), аудиозапись  басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»», тетради, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Методы: словесные, наглядные, репродуктивные, индуктивные, дедуктивные, эвристические, практические, самостоятельной работы, работы в группах, работы под руководством учителя, рефлексивный.

Ход урока.

I Мотивационно-целевой этап:

 1) настрой:

Глаза смотрят и всё видят.

Уши слушают и всё слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнения других.

 2) выход на тему:

а) объявление темы урока

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас жанром литературы. Что это за жанр, вы узнаете, разгадав кроссворд.

4

 

 

 

 

 

Вопросы. 1. Произведение устного народного творчества, героическая песня-повествование о подвигах русских богатырей.

  1. Необыкновенный занимательный рассказ о волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.
  2. Небольшое произведение, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.
  3. Поэтический рассказ о каком-нибудь историческом событии, дополненный воображением, вымыслом.

Тема сегодняшнего урока — басня Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак».  /открывается надпись с названием темы урока/

б) постановка целей урока:

– Сегодня вы узнаете, какое произведение называют басней, познакомитесь с жизнью баснописца И. А. Крылова, изучите его басню «Лебедь, Щука и Рак», научитесь искать в ней мораль /открываются надписи «определение басни», «биография И. А. Крылова», «изучение басни «Лебедь, Щука и Рак», «мораль басни» с помощью инструмента «шторка»/.

II Операционно-познавательный этап:

1) погружение в тему:

  а) знакомство с биографией И. А. Крылова, сопровождаемое слайд-шоу 

– Всегда, когда берёшь в руки книгу, интересно узнать о жизни автора: где, как, чем он жил. Нам с вами предоставилась такая возможность. Некоторым из вас было дано задание: рассказать биографию И. А. Крылова. Давайте послушаем ребят.

Иван Крылов, как считали ещё его современники, был человеком-загадкой. Да он и остаётся таковым до наших дней, хотя, принято считать, что его биография  известна до мелочей. Крылов ничего о себе не писал. Когда из Парижа ему доставили статью для биографического словаря, чтобы он внёс замечания, он равнодушно обронил: «Пусть пишут обо мне, что хотят». На просьбу прочесть и поправить биографию Крылов ответил: «Прочёл; ни поправлять, ни выправлять ни времени, ни охоты нет». В результате жизнь Крылова полна «белых пятен», причём, начиная с даты и места рождения и … до причины смерти. Родился Иван Андреевич Крылов 13 февраля одна тысяча семьсот шестьдесят…  Сам он указывал разные даты – 1769 г., 1768 г., 1766 г. Биографы 19 века сходились в том, что он родился в 1768 г. Однако в начале 20 века была обоснована дата – 1769 г., которая с тех пор и считается годом его рождения.

Местом рождения Крылова называют Москву. Но есть мнение, что его родители в ту пору жили в Астрахани. Отец Крылова был военным, поэтому детство Иван Крылов провёл в разъездах с семьёй; грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения). Мать была доброй, тихой и набожной женщиной. Известно, что в Крылове рано проявились музыкальные и математические способности. Он самостоятельно изучил итальянский и французский языки. В Санкт-Петербурге сооружён памятник Крылову. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, – изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.

– Добавлю: кроме французского и итальянского, он выучился читать и писать по-немецки, хорошо играл на скрипке, разбирался в математике. Крылов за свою жизнь написал более 200 басен. Они были переведены на итальянский, французский и многие европейские языки. С 1809 года (201 год) люди читают басни Крылова – и узнают в них людей, которые их окружают. Ведь сюжеты и персонажи басен Крылов брал из жизни.

б) проверка усвоения

– Вы только что выслушали ребят, посмотрели слайды. Что вы запомнили из биографии Крылова? Что заинтересовало?

/После ответов учащихся перетаскивается смайлик к уже рассмотренному вопросу/.

Остались нерассмотренными 3 вопроса. Этим сейчас и займёмся.

в) понятие басни

– Какое произведение называют басней? Прочитаем определение басни /определение на доске/.

–В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Иван Андреевич Крылов боролся с недостатками и пороками людей и его оружием были?  (басни). А.С. Пушкин находил в баснях Крылова «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».

–Вклейте определение басни в словарик /раздаются листочки с определением басни/. Прочитайте определение, запомните его.

 — проверка усвоения: игра «Доскажи»

На доске вы видите определение, но оно деформированное. Вместо пропусков надо вставить недостастающее.

– Этот вопрос мы тоже разобрали. Отмечаем смайликом. Остались самые сложные вопросы, но, я думаю, и с ними мы справимся.

 2) изучение темы:

а) установка на первичное чтение

– Что вы знаете об этих животных /на слайде: иллюстрации лебедя, щуки и рака/? (У всех этих животных одинаковая среда обитания – вода.)

– Значит, автор выбрал этих животных в качестве персонажей басни неслучайно.

– Рассмотрите иллюстрации разных художников  к басне И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Что они делают? Получится у них сдвинуть воз или нет?

– А вот,  что рассказал об этом И.А. Крылов.

б) первичное чтение /аудиозапись + слайд-шоу, иллюстрирующее чтение/

в) проверка установки

– Понравилась вам басня?

– Итак, удалось товарищам сдвинуть воз с места? /Оправдались ваши предположения?

г) повторное чтение

– Прочитайте басню про себя (с. 50) и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо.

д) словарная работа

— Итак, какие слова вам непонятны? /раскрывают значение слов учитель и учащиеся, знакомые со значением данных слов/

На лад – успешно.

Мука – сильное физическое или нравственное страдание.

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – здесь: повозка с вещами, грузом.

Ныне – теперь, в настоящее время.

– Объясните выражение «из кожи лезть вон». (усердствовать, стараться изо всех сил)

Разминка (вытягиваем  шеи, как лебеди, крутим  ими влево-вправо; извиваемся, как щука, которая охотится или сопротивляется; пятимся назад под счёт: 1-2-3-4, поворот в прыжке на 1800, пятимся назад под счёт 1-2-3-4, поворот в прыжке на 1800), зарядка для глаз «Рыбки» /слайд/.

е) эвристическая беседа с выборочным чтением

 – Кем герои басни приходились друг другу?  (товарищами) Докажите.

– Как они трудились? Зачитайте.

– Почему же «воз и ныне там»? Что мешало персонажам басни сдвинуть его? Чего не было в товарищах? (согласья) Зачитайте. Выражение «А воз и ныне там» можно употребить в речи, когда хочется сказать, что дело не сдвинулось с мёртвой точки.

– Как вы думаете, могли бы Лебедь, Щука, Рак сдвинуть воз с места? Докажите текстом.  («Поклажа бы для них казалась и легка…»)

– Вопрос 2 с. 51 (учебник).

– Мораль поняли. Отмечаем.

– А теперь внимательно приглядимся к героям. Я думаю, вы все знаете, что такое маскарад. Переодетые люди скрывают свои лица под масками так, чтобы их никто не узнал. Наступает время – и даётся сигнал снять маску, чтобы все увидели, кто под ней скрывается. В литературе есть такой приём «срывание масок», когда определяется, какой человек скрывается под маской животного. Давайте «сорвём маску» с Лебедя. Какой человек скрывается под ней? Зачитайте. (Лебедь рвётся в облака –  быстрый, порывистый, хочет чего-то нового,  мечтательный.) А кто скрывается под маской Рака? (Рак пятится назад – медлительный, неуверенный в себе.) Щуки? (Щука тянет в воду – упрямая, не любит изменений, всё делает по привычке.)

–  У всех этих людей разные характеры. Неужели нельзя людям с разными характерами хорошо выполнить дело? Предложите, как это можно сделать. (Обсудить, договориться.)  У нас в классе есть и медлительные, и быстрые ребята, однако мы все уживаемся, потому что подстраиваемся друг под друга, стараемся понять человека, умеем договариваться, терпеть – и это важно.

ж) тренировочное чтение

– Прочитаем басню по рядам.  Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая?

Только надо постараться, чтобы получилось это дружно, согласованно, не так, как в басне.

  • 1ряд – 1-3 строчки
  • 2 ряд – 4-7 строчки
  • 3 ряд – 8-13 строчки

3) первичное применение знаний, умений и навыков:

а) работа в группах (дифференцированная)

  • Задания группе №1: сочините стихотворение по мотивам басни «Лебедь, Щука и Рак».

—————————————на лад

—————————————рак

—————————————щука

—————————————мука

—————————————дело

—————————————смело

  • Задания группе №2: соберите из слов поговорки и определите, какая из них соответствует басне «Лебедь, Щука и Рак».

В чужих руках всякое дело лёгкое.

Труд человека кормит, а лень портит.
Когда единства нет, ни в одном деле толку нет.

  • Задание группе №3: напишите басню «Лебедь, Щука и Рак» в прозе.
  • Задание группе №4: покажите пантомиму басни «Лебедь, Щука и Рак».

– Все вопросы рассмотрены.

III Рефлексивно-оценочный этап:

1) подведение итога урока:

– Подведём итог урока /по таблице на доске/.

Вопросы:

  • Что было непонятным или хотите уточнить?
  • Что узнали нового?
  • Чему научились?

Игра «Ловушка».

– Я сейчас скажу предложение, а ваша задача: согласиться или не согласиться с моим высказыванием.

  1. Лебедь, Рак и Щука впряглись в воз. (верно)
  2. 2. Каждый из героев стремился достичь своей цели. (верно)
  3. Старания героев басни были ненапрасными. (неверно)
  4. И. А. Крылов наделил своих героев характерами людей. (верно)
  5. Без согласия любое дело по плечу. (неверно)

2) оценивание работы учащихся /учитель и учащиеся/

IV Задание на дом: задание 3 (с. 51) /слайд-шоу: книжная выставка басен Крылова/.