И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Тема: И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
Цели:
- формирование представления о литературном жанре, в частности о жанре «басня»;
- знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова на примере басни «Лебедь, Щука и Рак»;
- формирование умения определять мораль басни «Лебедь, Щука и Рак».
Задачи:
- продолжить формирование навыка беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения на примере басни «Лебедь, Щука и Рак»; умения работать в группах;
- развивать мышление, речь, внимание, память, стремление и умение преодолевать познавательные затруднения, обогащать словарный запас;
- воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке, прививать интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: слайд-шоу, листы с определением басни (по количеству учащихся), конверты с заданиями для групп (по количеству групп), аудиозапись басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»», тетради, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Методы: словесные, наглядные, репродуктивные, индуктивные, дедуктивные, эвристические, практические, самостоятельной работы, работы в группах, работы под руководством учителя, рефлексивный.
Ход урока.
I Мотивационно-целевой этап:
1) настрой:
Глаза смотрят и всё видят.
Уши слушают и всё слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других.
2) выход на тему:
а) объявление темы урока
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас жанром литературы. Что это за жанр, вы узнаете, разгадав кроссворд.
| |||
Вопросы. 1. Произведение устного народного творчества, героическая песня-повествование о подвигах русских богатырей.
- Необыкновенный занимательный рассказ о волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.
- Небольшое произведение, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.
- Поэтический рассказ о каком-нибудь историческом событии, дополненный воображением, вымыслом.
Тема сегодняшнего урока — басня Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак». /открывается надпись с названием темы урока/
б) постановка целей урока:
– Сегодня вы узнаете, какое произведение называют басней, познакомитесь с жизнью баснописца И. А. Крылова, изучите его басню «Лебедь, Щука и Рак», научитесь искать в ней мораль /открываются надписи «определение басни», «биография И. А. Крылова», «изучение басни «Лебедь, Щука и Рак», «мораль басни» с помощью инструмента «шторка»/.
II Операционно-познавательный этап:
1) погружение в тему:
а) знакомство с биографией И. А. Крылова, сопровождаемое слайд-шоу
– Всегда, когда берёшь в руки книгу, интересно узнать о жизни автора: где, как, чем он жил. Нам с вами предоставилась такая возможность. Некоторым из вас было дано задание: рассказать биографию И. А. Крылова. Давайте послушаем ребят.
Иван Крылов, как считали ещё его современники, был человеком-загадкой. Да он и остаётся таковым до наших дней, хотя, принято считать, что его биография известна до мелочей. Крылов ничего о себе не писал. Когда из Парижа ему доставили статью для биографического словаря, чтобы он внёс замечания, он равнодушно обронил: «Пусть пишут обо мне, что хотят». На просьбу прочесть и поправить биографию Крылов ответил: «Прочёл; ни поправлять, ни выправлять ни времени, ни охоты нет». В результате жизнь Крылова полна «белых пятен», причём, начиная с даты и места рождения и … до причины смерти. Родился Иван Андреевич Крылов 13 февраля одна тысяча семьсот шестьдесят… Сам он указывал разные даты – 1769 г., 1768 г., 1766 г. Биографы 19 века сходились в том, что он родился в 1768 г. Однако в начале 20 века была обоснована дата – 1769 г., которая с тех пор и считается годом его рождения.
Местом рождения Крылова называют Москву. Но есть мнение, что его родители в ту пору жили в Астрахани. Отец Крылова был военным, поэтому детство Иван Крылов провёл в разъездах с семьёй; грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения). Мать была доброй, тихой и набожной женщиной. Известно, что в Крылове рано проявились музыкальные и математические способности. Он самостоятельно изучил итальянский и французский языки. В Санкт-Петербурге сооружён памятник Крылову. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, – изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.
– Добавлю: кроме французского и итальянского, он выучился читать и писать по-немецки, хорошо играл на скрипке, разбирался в математике. Крылов за свою жизнь написал более 200 басен. Они были переведены на итальянский, французский и многие европейские языки. С 1809 года (201 год) люди читают басни Крылова – и узнают в них людей, которые их окружают. Ведь сюжеты и персонажи басен Крылов брал из жизни.
б) проверка усвоения
– Вы только что выслушали ребят, посмотрели слайды. Что вы запомнили из биографии Крылова? Что заинтересовало?
/После ответов учащихся перетаскивается смайлик к уже рассмотренному вопросу/.
Остались нерассмотренными 3 вопроса. Этим сейчас и займёмся.
в) понятие басни
– Какое произведение называют басней? Прочитаем определение басни /определение на доске/.
–В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Иван Андреевич Крылов боролся с недостатками и пороками людей и его оружием были? (басни). А.С. Пушкин находил в баснях Крылова «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».
–Вклейте определение басни в словарик /раздаются листочки с определением басни/. Прочитайте определение, запомните его.
— проверка усвоения: игра «Доскажи»
На доске вы видите определение, но оно деформированное. Вместо пропусков надо вставить недостастающее.
– Этот вопрос мы тоже разобрали. Отмечаем смайликом. Остались самые сложные вопросы, но, я думаю, и с ними мы справимся.
2) изучение темы:
а) установка на первичное чтение
– Что вы знаете об этих животных /на слайде: иллюстрации лебедя, щуки и рака/? (У всех этих животных одинаковая среда обитания – вода.)
– Значит, автор выбрал этих животных в качестве персонажей басни неслучайно.
– Рассмотрите иллюстрации разных художников к басне И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Что они делают? Получится у них сдвинуть воз или нет?
– А вот, что рассказал об этом И.А. Крылов.
б) первичное чтение /аудиозапись + слайд-шоу, иллюстрирующее чтение/
в) проверка установки
– Понравилась вам басня?
– Итак, удалось товарищам сдвинуть воз с места? /Оправдались ваши предположения?
г) повторное чтение
– Прочитайте басню про себя (с. 50) и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо.
д) словарная работа
— Итак, какие слова вам непонятны? /раскрывают значение слов учитель и учащиеся, знакомые со значением данных слов/
На лад – успешно.
Мука – сильное физическое или нравственное страдание.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – здесь: повозка с вещами, грузом.
Ныне – теперь, в настоящее время.
– Объясните выражение «из кожи лезть вон». (усердствовать, стараться изо всех сил)
Разминка (вытягиваем шеи, как лебеди, крутим ими влево-вправо; извиваемся, как щука, которая охотится или сопротивляется; пятимся назад под счёт: 1-2-3-4, поворот в прыжке на 1800, пятимся назад под счёт 1-2-3-4, поворот в прыжке на 1800), зарядка для глаз «Рыбки» /слайд/.
е) эвристическая беседа с выборочным чтением
– Кем герои басни приходились друг другу? (товарищами) Докажите.
– Как они трудились? Зачитайте.
– Почему же «воз и ныне там»? Что мешало персонажам басни сдвинуть его? Чего не было в товарищах? (согласья) Зачитайте. Выражение «А воз и ныне там» можно употребить в речи, когда хочется сказать, что дело не сдвинулось с мёртвой точки.
– Как вы думаете, могли бы Лебедь, Щука, Рак сдвинуть воз с места? Докажите текстом. («Поклажа бы для них казалась и легка…»)
– Вопрос 2 с. 51 (учебник).
– Мораль поняли. Отмечаем.
– А теперь внимательно приглядимся к героям. Я думаю, вы все знаете, что такое маскарад. Переодетые люди скрывают свои лица под масками так, чтобы их никто не узнал. Наступает время – и даётся сигнал снять маску, чтобы все увидели, кто под ней скрывается. В литературе есть такой приём «срывание масок», когда определяется, какой человек скрывается под маской животного. Давайте «сорвём маску» с Лебедя. Какой человек скрывается под ней? Зачитайте. (Лебедь рвётся в облака – быстрый, порывистый, хочет чего-то нового, мечтательный.) А кто скрывается под маской Рака? (Рак пятится назад – медлительный, неуверенный в себе.) Щуки? (Щука тянет в воду – упрямая, не любит изменений, всё делает по привычке.)
– У всех этих людей разные характеры. Неужели нельзя людям с разными характерами хорошо выполнить дело? Предложите, как это можно сделать. (Обсудить, договориться.) У нас в классе есть и медлительные, и быстрые ребята, однако мы все уживаемся, потому что подстраиваемся друг под друга, стараемся понять человека, умеем договариваться, терпеть – и это важно.
ж) тренировочное чтение
– Прочитаем басню по рядам. Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая?
Только надо постараться, чтобы получилось это дружно, согласованно, не так, как в басне.
- 1ряд – 1-3 строчки
- 2 ряд – 4-7 строчки
- 3 ряд – 8-13 строчки
3) первичное применение знаний, умений и навыков:
а) работа в группах (дифференцированная)
- Задания группе №1: сочините стихотворение по мотивам басни «Лебедь, Щука и Рак».
—————————————на лад
—————————————рак
—————————————щука
—————————————мука
—————————————дело
—————————————смело
- Задания группе №2: соберите из слов поговорки и определите, какая из них соответствует басне «Лебедь, Щука и Рак».
В чужих руках всякое дело лёгкое.
Труд человека кормит, а лень портит.
Когда единства нет, ни в одном деле толку нет.
- Задание группе №3: напишите басню «Лебедь, Щука и Рак» в прозе.
- Задание группе №4: покажите пантомиму басни «Лебедь, Щука и Рак».
– Все вопросы рассмотрены.
III Рефлексивно-оценочный этап:
1) подведение итога урока:
– Подведём итог урока /по таблице на доске/.
Вопросы:
- Что было непонятным или хотите уточнить?
- Что узнали нового?
- Чему научились?
Игра «Ловушка».
– Я сейчас скажу предложение, а ваша задача: согласиться или не согласиться с моим высказыванием.
- Лебедь, Рак и Щука впряглись в воз. (верно)
- 2. Каждый из героев стремился достичь своей цели. (верно)
- Старания героев басни были ненапрасными. (неверно)
- И. А. Крылов наделил своих героев характерами людей. (верно)
- Без согласия любое дело по плечу. (неверно)
2) оценивание работы учащихся /учитель и учащиеся/
IV Задание на дом: задание 3 (с. 51) /слайд-шоу: книжная выставка басен Крылова/.