Воздух. Свойства воздуха. Воздух на службе у людей.
Познание мира.
2 класс.
Тема: Воздух. Свойства воздуха. Воздух на службе у людей.
Цель: через восприятие содержания текста учебника, проведение опытов, в ходе участия в работе групп — учащиеся осознают значение чистого воздуха для жизни на земле и о свойствах воздуха.
Задачи: учащиеся поймут значение чистого воздуха на земле, серьёзность данной проблемы;
Выделят свойства воздуха;
Сумеют анализировать, сопоставлять, сравнивать точки зрения и находить решение данной проблемы;
В ходе общения будут расширять кругозор, и развивать грамотную устную речь;
Постараются принять участие в решении данной проблемы и будут поняты и услышаны другими.
Стратегии: «Аквариум», ассоциативная карта, эссе.
Материалы: учебник «Познание мира», книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу», Т.И.Тарабарина «И учёба, и игра: природоведение», «Естествознание», «Окружающий мир + игровой материал».
Ход урока.
- Побуждение.
- Вступительное слово учителя.
- Из какого произведения взяты эти строки: «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…?»
- Что подразумевал А.С. Пушкин под словом ветер? Перемещение воздуха над поверхностью Земли.
- Чтение произведения А. Низовой «Невидимка».
— Отгадайте, кто этот Невидимка»?
- «Аквариум».
- Возможно ли существование людей и других живых существ без воздуха?
- А хотели бы вы узнать о воздухе что-то новое?
- Реализация.
- Ассоциативная карта.
- Как вы думаете, что входит в состав воздуха?
Воздух
Кислород Частицы пыли
дым вредные смеси
- Воздух и его свойства. Демонстрация опытов. На доске схема, заполняется учитель по ходу урока.
Свойства воздуха
-Воздух – это не просто газ, а смесь разных газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа. Соотношение этих газов в воздухе можно показать на рисунке.
Азот – 78%
Кислород – 21%
Углекислый газ – 1%
— Азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.
— Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?
Опыт 1: — Видели ли вы воздух? Почему?
— Когда на улице безветренно, для нас воздух невидим. Какого цвета воздух? Без цвета.
Опыт 2: — Но вот вы мчитесь на велосипеде и тут вы чувствуете воздух.
Работа в группе.
— Как вы думаете, передвигается ли воздух? Докажите.
Опыт 3: — Имеет ли воздух запах, вкус? Не имеет запаха, вкуса.
Опыт 4: Какую форму имеет воздух?
— Возьмите шарик и надуйте его. Как изменилась его форма? Что находится внутри него? Воздух принял форму шарика.
— Вдохните воздух, грудь поднялась. Почему? Потому что лёгкие наполнились воздухом. А теперь выдохните. Грудь приняла первоначальное положение. Воздух принимает разные формы.
— Возьмите пустой стакан и глубокую чашку, наполненную водой. Повернём стакан отверстием к поверхности воды, и понемногу будем опускать его в воду. Мы почувствуем, как стакан упирается Что происходит? Вода не входит в стакан, потому что там воздух. Наклоним сильнее стакан, и он потонет в чашке. Почему?
Опыт 5: Положите кусочек сахара в стакан с водой. Вы увидели, как из него выходят пузырьки. Это воздух. Воздух растворён и в воде.
Опыт 6: Резиновый, волейбольный мячи наполнены сжатым воздухом.
— Ударьте мяч об пол. Что вы заметили? Мяч подскочил вверх, и ещё долго будет прыгать, пока совсем не остановится. Это свойство воздуха называется упругостью.
Опыт 7. Работа в группе: подумайте, почему в окна вставляют двойные стёкла? Между этими стёклами находится воздух. Он не пропускает тепло из комнаты наружу. Потому что воздух плохой проводник тепла.
-Зачем вы зимой надеваете тёплую шубу, шерстяные варежки? Но при чём тут воздух? Дело в том, что между ворсинками шерсти тоже находится воздух, который не пропускает тепло тела наружу. Именно поэтому вы не замерзаете в холодное время. Значит, воздух помогает нам не замёрзнуть.
Опыт 8: На блюдце бумажка, учитель её поджигает.
— Горит бумага? А теперь я накрою её стаканом. Что вы заметили? Почему потухла бумага, хотя не догорела до конца? Если нужно сильнее разжечь в печи уголь, дрова, то надо сделать так, чтобы в неё попало больше воздуха. Когда дуешь на тлеющий огонь, то доступ воздуха увеличивается, и огонь разгорается сильнее. Если прекратить доступ воздуха к огню, то он погаснет.
— Если вдруг в комнате возникнет пожар, надо сразу же накрыть пламя огня покрывалом или залить водой. И покрывало, и вода не пропускают воздуха, и пожар можно быстро потушить.
Так выглядит схема в конце урока:
Свойства воздуха.
Бесцветный Передвигается Не имеет запаха, вкуса
Невидим Растворён в воде
Принимает разные формы
Обладает упругостью Плохой проводник тепла
- Беседа «Воздух на службе у людей».
— Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться? Начинается сильный ветер.
— Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. «А нельзя ли приручить ветер?» – думали они. Но прошло ещё много веков, прежде чем люди научились использовать силу ветра. Как вы думаете, что было изобретено?
- Сообщения детей об изобретении парусной лодки, ветряной мельницы, летательного аппарата, аэростата.
— Какие свойства воздуха использовали люди для своих изобретений?
- Инсценирование украинской народной сказки «Ветер, Солнце и Мороз».
Работа в группах:
— Как вы думаете, что сильнее: мороз, ветер или солнце?
— А что важнее для человека? Почему?
- Рефлексия.
1.Беседа.
— Нужен ли воздух человеку?
— Какой воздух необходим человеку?
— Где можно встретить чистый воздух?
— Перечислите главные источники загрязнения воздуха?
2.Работа в группах.
— Каков ваш вклад в охране чистоты воздуха? Выработать «Правила друзей природы» по охране воздуха.
- Домашнее задание.
Написать эссе «Помощь воздушному шарику»;
Индивидуальные задания по теме: «О ветре злом и добром».