Плывут по небу облака. Осадки
Тема: Плывут по небу облака. Осадки
Цели: Обеспечить в ходе урока знакомство и усвоение понятий облака, объяснить возникновение облаков, их виды, выпадение осадков;
Способствовать развитию внимание, наблюдательности, умения работы с текстом, анализировать, делать выводы, обобщать;
содействовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе, дружелюбию, любознательности, самостоятельности.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – путешествие.
Оборудование: интерактивная доска, слайды – «Облака. Осадки», пробирки с водой, вата, горелка.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.Сегодня на уроке мы с вами отправимся в необычное путешествие посмотрите на каком транспорте мы будем путешествовать – облако.слайд1
- Сообщение темы и целей урока-путешествия.
- Проверка домашнего задания.
- Задать вопросы по теме «Воздух. Ветер» друг другу.
Работа в парах. слайд2
Ответы на вопросы:
— Что такое ветер?
— Как образуется ветер?
— Как определить скорость и направление ветра?
— Как человек использует ветер?
— Что способствует загрязнению воздуха?
— Какие меры применяются для его очистки
- Подготовка к восприятию нового материала.
- Загадка. слайд3
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
- Предположение.
— Как вы думаете, откуда берутся облака?
Уж не солнце ль виновато,
Что висит на небе вата?
- Работа над новым материалом.
Загадки. слайды 4-9
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)
Рассыпался горох
На семьдесят дорог:
Никто его не подберёт. (Град)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдём. (Роса)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
кроссворд слайд10
— Как можно отгадки назвать одним словом? (Осадки)
— Откуда же берутся осадки, например, дождь?
Открыть коробочки, достать вату, рассмотреть. Подул ветер.
- Физминутка. слайд 11
- Проведение опытас нагреванием воды и охлаждением пара. (при помощи 2 пробирок и горелки проводит учитель опыт)
- Объяснение учителя. слайд 12-13 круговорот воды в природе.
- Проведение опытас нагреванием воды и охлаждением пара. (при помощи 2 пробирок и горелки проводит учитель опыт)
Дождевая вода возникает не сама по себе. Вода, выпадающая на Землю в виде дождя, попадает в атмосферу из морей, рек, озёр и даже из мокрого белья, которое сушится на дворе. Когда бельё высыхает, вода становится частью воздуха. Влагу, содержащуюся в воздухе, называют водяным паром. Когда вода превращается в водяной пар, мы говорим, что она испаряется. Процесс испарения воды из морей, озёр и рек протекает непрерывно.
Когда воздух становится холоднее, водяной пар превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки такие лёгкие, что не могут упасть на Землю. Они зависают в воздухе, образуя облака. слайд 14
. По форме облака делятся на несколько видов: перистые, кучевые и слоистые. Делаем из ваты виды облаков.
— Как вы думаете, почему их так называют?
- Предположение учащихся.
- Самостоятельное чтение текстав учебнике на стр.80-81.
— Какие облака приносят моросящие дожди?
— Почему же выпадает дождь?
Тысячи капелек, образующих облако, объединяются в одну дождевую каплю.
Если вокруг очень холодно, капельки в облаках примерзают друг к другу и образуют снежинки.
— Какие ещё могут выпасть осадки?
Найдите в тексте сведения о других видах осадков.
- Работа с учебником.
Выборочное чтение.
— Что такое туман? слайд 15
-Что такое облако? слайд 16 Почему туман и облака могут быть чёрными? Что должен делать человек для того, чтобы не нарушать экологию? ответы детей.
Прочитай названия явления природы и определи вещество, из которого они состоят. (вода)
- Закрепление изученного материала.
Как вы думаете, необходимо ли изучать явления природы с которыми познакомились на уроке?
Если да, то для чего?
Предположение и доказательство ответов учащихся.
Космические аппараты вращаются вокруг Земли и фотографируют её из космоса с высоты 1500 км. На фотографиях виден облачный покров Земли. Изучив фотографии, люди могут предсказать погоду на ближайшее будущее. Кому необходим прогноз погоды?
Прогноз погоды необходим и капитанам кораблей, и летчикам, и водителям, и железнодорожникам, и строителям, и работникам сельского хозяйства. От погоды зависит время сева, уборки урожая, сенокоса.
- Домашнее задание: слайд 17 (указано разноуровневое домашнее задание)
1 обязательный уровень: нарисовать виды облаков.
2 возможный уровень: подготовить рассказ по вопросам учебника №1,2 стр.80-81
3 творческий уровень: составить рассказ или сказку о путешествии капельки воды.
- Рефлексия: слайд 18.
Назовите виды осадков.
Какие бывают облака?
Из каких облаков идёт дождь?
Что человек должен делать для сохранения воды и чтобы осадки были безопасны для него?
- итог урока. слайд19. разместить облачка на картине.
Самоанализ урока познания мира
3 класс
Тема: Плывут по небу облака. Осадки.
Урок по календарной теме 34.
Форма урока: работа в парах, индивидуальная рабата, практическая работа.
Тип урока: урок изучения новой темы. Комбинированный урок
Цель урока:
Обеспечить в ходе урока знакомство и усвоение понятий облака, объяснить возникновение облаков, их виды, выпадение осадков;
Способствовать развитию внимание, наблюдательности, умения работы с текстом, анализировать, делать выводы, обобщать;
содействовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе, дружелюбию, любознательности, самостоятельности.
Методы урока: индивидуальная форма работы, самостоятельная работа, практическая работа, разгадывание кроссворда.
Используемое оборудование:
Интерактивная доска, слайды «Плывут по небу облака. Осадки», пробирки с водой, вата, горелка, учебник, дополнительная литература, компьютер.
Урок имеет, развивающую и познавательную направленность. Форма урока изучение новой темы, позволило развить познавательный интерес к предмету.
На уроке меняются виды деятельности уч-ся: устная работа, показ слайдов, загадки, кроссворд, практическая работа.
Дети справлялись с данными заданиями. Самостоятельная работа уч-ся по учебнику. Уч-ся получили дополнительные сведения.
Материал для детей был доступен, логичен, соответствовал умениям и знаниям уч-ся.
Методы контроля знаний уч-ся на уроке: устный опрос, индивидуальная работа, самостоятельная работа, практическая работа.
В ходе урока учащиеся были активны, проявляли интерес к изучаемому материалу, речь была грамотна, отвечали точно и аргументировано. Учитель пытался привлечь к работе всех учащихся.
Уч-ся владеют знаниями и умениями по данной теме.
Учитель контролировал выработку знаний, поправлял ошибки, поощрял учащихся. Внешний вид учащихся соответствовал единым требованиям