Лёгкие и их работа
Тема: Лёгкие и их работа.
Цель: Знать как работают лёгкие.
Задачи: 1. раскрыть понятие об органах дыхания для организма.
- 2. узнают о том, что лёгкие могут страдать от курения табака.
- Воспитать у учащихся ответственность за свое здоровье, устойчивое негативное отношение к курению.
4.Расширение знаний о вреде курения.
Ход урока
1.орг.момент. Психологический настрой.
- проверка д\з.
Викторина.
- Назовите условия необходимые человеку для жизни. вода, свет, тепло, пища, воздух.
- Что такое здоровье? Правильная, нормальная работа всего организма, хорошее самочувствие, настроение.
- Назовите внутренние органы человека. мозг, сердце, желудок, мочевой пузырь, кишечник, почки, печень, лёгкие.
- Чем покрыто тело человека? кожей
- Чем является скелет для нашего организма? опорой
- назовите кости скелета. череп, грудина, рёбра, грудная клетка, кости таза, кости рук и ног.
- Что помогает скелету двигаться? Мышцы
- Сколько мышц у человека? около 600
- Сколько костей? примерно 200
- До какого возраста продолжается рост костей? до 25 лет
- Назовите главный орган кровеносной системы? сердце
- Что такое кровообращение? движение крови в организме
- Назовите кровеносные сосуды. артерии, вены, капилляры, аорта.
14.Какие бывают кровотечения? артериальные, венозные и капиллярные.
- Почему артериальная и венозная кровь отличаются по цвету? в артериях много кислорода, она алого цвета. в венах – углекислого газа, тёмно – вишнёвого цвета.
- Как называются люди, которые отдают свою кровь другим людям? доноры
- назовите орган дыхательной системы. лёгкие
- сообщение темы и цели урока.
- рассказ учителя.
Человек не может прожить без воздуха. Во время дыхания воздух то поступает в лёгкие, то выталкивается из них. В воздухе, который поступает в лёгкие, содержится много кислорода. Этот кислород попадает в кровь и по кровеносным сосудам распространяется по телу. В выдыхаемом воздухе много углекислого газа и водяных паров.
В процессе вдоха и выдоха лёгкие обеспечивают организм человека кислородом и очищают его от вредного углекислого газа.
К органам дыхания относятся: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие. Лёгкие расположены в грудной клетке, их два: правое и левое. Каждое лёгкое «упаковано» в тонкую оболочку.
Путь воздуха: носовая полость => гортань => трахея => бронхи = лёгкие.
При вдохе грудь поднимается, лёгкие увеличиваются. Чистый воздух по дыхательным путям через нос или рот попадает в горло, а затем в трахею. Трахея делится на два бронха. Из них воздух поступает в лёгкие.
При выдохе грудь опускается, лёгкие вновь уменьшаются. Углекислый газ вместе с переработанным воздухом выталкивается наружу.
В носовой полости воздух не только очищается, но и согревается, приобретает необходимую влажность.
Всё это способствует нормальной работе лёгких. Таким образом, значение дыхания для организма очень и велико. При дыхании в организм поступает кислород, а из организма удаляется углекислый газ.
Взрослый человек делает в среднем 15-17 вдохов и выдохов в минуту.
Рассмотри рисунок, определи последовательность движения воздуха.
- рассказ ученика.
У каждого из нас два легких — правое и левое. Находятся они внутри грудной клетки. Легкие, как и сердце, работают без остановки. Они перерабатывают поступающий воздух, трудятся и днем, и ночью, всю нашу жизнь. Через каждые 3-4 секунды мы набираем в легкие воздух, в котором содержится необходимый нам кислород. Затем легкие выпускают этот воздух, но теперь в нем — углекислый газ и капельки воды, от которых избавляется наш организм. Очень полезно дышать глубоко, чтобы набирать большое количество кислорода. Легкие весят очень мало и состоят из миллионов крошечных воздушных мешочков — легочных пузырьков. При вдохе они наполняются воздухом. Важно не допускать, чтобы ваши легкие дали сбой в работе, ведь невнимание к своему здоровью приводит к серьезным последствиям. Чтобы избежать заболеваний, выполняйте следующие рекомендации:
- Больше бывайте на свежем воздухе, выезжайте на природу.
- Старайтесь поменьше простужаться, защищайте от холода горло и грудь.
- Дайте себе слово, что никогда не будете курить.
- Не сжигайте опавшие листья, дым загрязняет воздух.
- ПСИХОГИМНАСТИКА. Произнесите скороговорку-считалку «Тридцать три Егорки»:
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
(сделайте в этом месте глубокий вдох и продолжайте)
Раз Егорка, два — Егорка, три — Егорка и т. д.
(считайте, пока хватит набранного воздуха)
- практическая работа.
1.Положи одну руку себе на грудь, другую — на живот.
Сделай несколько глубоких вдохов и выдохов.
Что ты заметил, что происходит? Сделай вывод.
- Выдохни воздух на зеркало или стекло. Проведи по нему рукой. Сделай вывод.
- работа в парах. ответить на вопросы.с31.
- Назови главную функцию органов дыхания.
- Как ты думаешь, какой орган управляет дыханием?
- Опираясь на рисунок, перечисли органы дыхания.
- Поразмышляй, как чистота воздуха влияет на здоровье людей.
- просмотр фрагмента мультфильмов «Ну, погоди!» и «Остров сокровищ».
- беседа о вреде курения.
из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили;
из каждых 100 человек , умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили;
из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;
каждый 7-й длительно курящий человек страдает эндартериитом- тяжелым заболевание кровеносных сосудов;
если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет;
выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы;
4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними. Пассивное курение еще опаснее.
11. пословицы о вреде курения
«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» О. Де Бальзак.
«Кто курит табак, тот сам себе враг»
«Лучше знаться с дураком, чем с табаком»
«Если хочешь долго жить, брось курить»
О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.
Курение табака возникло еще в глубокой древности. История приобщения европейцев к курению началась так.
12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал «Впереди земля!»
Грянул пушечный салют. На кораблях убрали паруса, и они медленно двигались к неведомой земле. Колумб дал ей новое имя – Сан-Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов.
В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки.
25 декабря 1492 года корабль «Санта-Мария» потерпел аварию. Оставшиеся матросы были первыми европейцами, научившимися курить от местных жителей. И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей могли лишь черти, многие матросы и сам адмирал втянулись в это занятие.
Быстрому распространению табака способствовало, конечно, удивительное его свойство – привычная тяга к курению, с которой очень трудно совладать человеку. Теперь-то мы знаем о наркотических качествах никотина, но в те далекие времена табаку приписывали необыкновенные действия. Например, считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов и т.п. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовали как лечебное вещество.
Итак, к концу XVI века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. Тридцатилетняя война способствовала распространению курения в Германии и Швеции. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле.
Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал всюду. По религиозным (и экономическим!) мотивам в ряде стран, например, в Италии, табак был объявлен «забавой дьявола». Римские папы предлагали даже отлучать от церкви курящих и нюхающих табак. В назидание потомству пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.
А в Англии по указу Елизаветы I (1585г) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. Курение табака, а также применение его в качестве лекарства (в виде настоев, экстрактов, пилюль и др.) часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставляло правительство разных стран вести борьбу с курением. Применялись различные наказания, в ряде стран весьма жестокие.
В России в царство царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 г., причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. При Алексее Михайловиче, сыне Михаила Федоровича, в специальном «Уложении» от 1649 г. Было «велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются откуда зелье получено». Частных торговцев табаком повелевалось «пороть, ссылать в дальние города».
В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии.
Быстро и широко распространившись по планете, табак стал одним из наиболее известных созданий рук человеческих в современной истории.
Никотин — один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака — от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.
Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).
Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид — другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.
- Викторина:
- Кто предупреждает курильщиков о вреде курения? (Минздрав)
- Какой орган поражается у курильщиков прежде всего? (Лёгкие)
- Самая опасная болезнь 21 века? (СПИД, 1 декабря Всемирный день борьбы со СПИДом).
- Его капля убивает лошадь. (Никотин)
- Напиток, который может погубить и семью и жизнь (Водка)
- Слабоалкогольный напиток, который многие люди считают безвредным (Пиво)
- Какой цвет зубов у курильщиков? (Жёлтый)
- Что происходит с людьми, когда они курят, употребляют алкоголь, напитки, принимают наркотики? (Деградация личности, утрата положительных качеств).
Выводы: Мы за здоровый образ жизни! Нет курению!
- рефлексия: Назовите органы дыхания.
Что вы не будите делать никогда в жизни? почему?
- д\з с30-31. чит пер. нарисовать органы дыхания.
- итог урока