Развитие техники чтения. Чтение слияний из 3, 4, 5 букв
Тема урока: Развитие техники чтения. Чтение слияний из 3, 4, 5 букв
Цель: формирование навыков сознательного, правильного,
беглого и выразительного чтения;
совершенствование фонематического слуха;
развитие навыков языкового анализа и синтеза;
формирование самоконтроля.
Оборудование: паровозик с вагончиками, карточки отдельных букв,
карточки слияний звуков, карточки-блоки для чтения, таблицы
для развития оперативной памяти, карточки с текстами
для выразительного чтения.
Ход урока.
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
- Постановка задачи урока.
— Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
— Ребята, мы на этом замечательном поезде отправимся в город Читайск.
— Как вы думаете, что мы будем делать во время путешествия?
— Дети, а вы любите читать?
«Я от книжки оторваться не могу:
Я читаю на ходу и на бегу,
При фонарике, при свечке, при луне,
Перед сном и даже, кажется, во сне».
- Повторение алфавита.
Разогреваем голосовые связки.
— Дети, что вы должны знать для хорошего чтения?
— Ребята, нас не пустят в вагоны, пока мы не споём алфавит.
- Игра на внимание «Хлопки».
Ну что же, ребята, вот раздаётся сигнал паровоза, повторите его.
! !! !! !!! ! !! !! !
И мы отправляемся в путь.
Вот катится поезд, колёса стучат.
А в поезде нашем ребята сидят.
- Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
А вот и первая остановка. Мы выходим на полянку, название которой «Дыхательная».
А) Цветочная поляна
Б) 33 Егорки
В) Медвежата
- Отработка дикции.
Чу – чу – чу, чу – чу – чу
Далеко я укачу.
Следующая станция «Скороговорка».
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
/Дети по очереди проговаривают скороговорки/.
А) Кошка Крошка на окошке
Кашу кушала по крошке.
Б) Дятел дерево долбит,
День-деньской кору дробит.
В) Ворчливый ворон воровал
Вчерашние ватрушки.
Г) У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Д) Наш Полкан попал в капкан.
Е) На окошке крошку мошку
Ловит ловко лапкой кошка.
- Произношение изолированных гласных.
Недалеко от станции течёт речка, а название у неё «Звуковая». Бежит река, журчит вода, ясные чистые звуки слышны. Давайте их произнесём.
А) подряд и выборочно
И Э А О У Ы
Б) в различных сочетаниях
И — Э Э — О У — О О -А
И — А Э — У У — И О — И
И — У Э — И У — А У – Ы
В) слитное произнесение гласных с одним ударением
ИЭАОУЫ ИЭАОУЫ ИЭАОУЫ
- Закрепление функции фонематического анализа.
А) Какой звук выпал из слова?
КРОТ- КОТ, ЛАМПА- ЛАПА, РАМКА-РАМА, МУШКА-МУКА
Б) У вас на партах лежат карточки букв, из которых мы собираем слова.
Я буду называть слова. Выделите в каждом из слов третий звук и обозначьте его соответствующей буквой.
РАК, САНКИ, СПИНКА, НОГА, СЛАВА
Прочитайте, какое получилось слово? /КНИГА/
— Ну что же, замечательное слово у нас получилось. Из книг мы узнаём много нового и интересного. А теперь усложним задание…
В) Определите общий звук в словах. Выложите соответствующую букву.
ЛУНА-УТКИ ДОМ- ОКНА
РУКА- СЫР КОТ- ЖУК
Прочитайте слово, которое получилось из выделенных звуков. /УРОК/
Вы хорошо поработали на этой станции, но нам нельзя медлить и мы отправляемся дальше. А приехали мы в село Буквино.
- Формирование зрительного восприятия и узнавания.
А) Узнайте правильно написанные буквы.
Б) Определите, какие буквы недописаны.
Прочитайте, какое получилось слово. /ДОЖДИК/
Физминутка «Тропический дождик».
В джунглях пошёл дождь /тихо стучат по парте пальцами/
Он тихо-тихо зашуршал по верхушкам деревьев /трут ладошки/
Начал стучать по веткам и дошёл до земли /стучат ладошками по коленям/
Пошёл сильнее /сильно барабанят по партам пальцами/
Вот он начал затихать /стучат ладонями по коленям/
И вот он опять уже тихо-тихо
Шуршит по верхушкам деревьев /трут ладошки/
В) Развитие оперативной памяти.
Перед вами две таблицы с буквами. Посмотрите на них внимательно, сравните.
— Каких букв нет в левой таблице, а есть в правой?
Теперь посмотрите на таблицу справа.
-Каких букв нет в ней, а в левой есть?
Г) Чтение блоков.
/Четыре человека читают в группе (КСО), а два человека индивидуально.
- Работа над пониманием прочитанных слов, предложений .
А за селом чудесная поляна, где растут цветы.
А) Собрать слова из разбросанных слогов. ( на лепестках цветов)
КИ- ШКОЛЬ-НИ РИ- БУК- ВА НЕЙ- ЛИ- КА
Посмотрите, какая интересная буквенная трава здесь растёт.
Б) Прочитать предложения.
М У И С В К Л
Ы Ч М Я Ш О Е .
Н Ш Ш О А О Ь А И В Т А
А А К Л Б Л Ш Я С Е Л Я .
- Выразительное чтение .
И вот, наконец, мы прибыли в город Читайск.
А) Интонационная разминка.
Прочитать название города (Читайск) испуганно, удивлённо, радостно.
Давайте докажем, что мы все умеем читать выразительно.
Б) Чтение текстов после предварительной подготовки.
( Тексты написаны на карточках).
- Итог урока. Вы хорошо поработали и, надеюсь, что наше занятие поможет вам читать ещё чуть-чуть лучше.