Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам
ТЕМА: Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам
Цели: Обобщить знания об имени прилагательном как части речи, развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания.
Тип урока: Сообщение.
Оборудование: рисунки, карточки со словами, карточки для индивидуальной работы, ТСО.
Ход урока.
- Орг.момент (псих-ий настрой).
— Посмотрите на смайлики. Какой вам больше нравится?
— Значит, у вас хорошее настроение и оно сохранится к концу урока.
- Минутка чистописания.
— Сегодня повторим правильное начертание букв «п», «т», сами буквы затем буквы и соединения, слова с этими буквами.
п т п т п т п т
по то по то
тропа труд тропа труд
Без рук, без топоренка
Построена избенка.
Словарная работа (запись слов «вставь букву») – взаимопроверка.
- Коммент-ое письмо:
Скворцы важно зашагали на огороде по грядкам. (разбор. подлеж., сказ., и т.д.)
4.Сообщение темы и цели:
Сегодня мы посетим остров прилагательных. Выясним, какую роль имена прилагательные выполняют в нашем языке, поупражняемся в определение рода, числа у прилагательных. С собой возьмем 3 существительных: василек, облачко, речка.
Итак, в путь!
Лодочка бумажная,
Зато мы – отважные
Дорогие части речи
Приготовьтесь: снова встреча!
— Чтобы попасть на остров надо назвать пароль: вопросы, на которые отвечают имена прилагательные?
— Чтобы свободно перемещаться, ответьте, что обозначают имена прилагательные.
— Нас встречают имена прилагательные. Прочитаем их.
— Что общего у этих прилагательных (м.р, ед.ч, вопр.)
— К какому из 3-ех существительных мы можем подобрать прилагательные из данной группы?
— Почему?
Запись: голубой, маленький, волшебный.
— Что нужно сделать, чтобы эти прилагательные подошли к существительным (облачко, речка)?
Запись на доске.
— Итак, наши существительные стали, какими? (красивыми).
— Прилагательные помогают точно описать цвет, величину, форму.
Работа по таблице (опр-ть окончания).
— Прочитав стихотворение, вы должны определить, с какой частью речи связаны имена существительные? (читаем)
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас;
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить:
Вот громкий стук,
Вот синий шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий мяч,
Вот острый меч,
Весенний сад, родная речь.
Физ. минутка (руки на пояс)
Под музыку.
— К нам на физ. минутку прибежал щенок. Если я буду называть прилагательные, указывающие на внешний вид щенка приседают, эти ряды, если настроение щенка, эти ряды.
( Веселый, ушастый, печальный, грустный, хвостатый, радостный, пятнистый, задумчивый.)
— Что можно определить у имени прилагательного? Что нам помогает? (сущ. к которому это прилагательное относится).
— Работа по карточкам.
— Вставь окончания, выдели, определи род прилагательных?
- Работа по учебнику:
Чтение правила.
Упражнение 154
- Итог урока: Сейчас хочу проверить, кто был на уроке особенно внимательным?
Прилагательное обозначает? (приз.качес.)
Изменяется по ? (род, число, падеж.)
Имеет окончание в м.р, ж.р, ср.р?
Связано с? ( сущ.)
Каким членом предложения является?
Сообщение оценок за урок.