ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ И ИХ РЕШЕНИЕ
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ И ИХ РЕШЕНИЕ
Воспитание учащихся осложнено процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; распад семьи; социальная напряженность. Все это способствует нарастанию из года в год негативных тенденций среди подростков и молодежи. В частном у значительной части молодежи происходит крушение нравственных идеалов, формируется потребительское настроение и уродливые материальные интересы; возрастает физическая неполноценность детей и подростков; среди подростков и молодежи распространяются наркомания, преступность, идеология и субкультуру «КРУТЫХ».
Перестала выполнять свои воспитательные функции семья — основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Инфляция, сокращения рабочих мест заставили многих людей пойти на нелегальные заработки. Общество признало факт социального сиротства, дети, лишившиеся попечений родителей по социально — экономическим причинам. Главное причина «искусственного» сиротства в семье по-прежнему остается пьянство родителей — алкоголиков, распространенными явлениями в семье стали педагогика насилия, семейный рэкет.
Увеличивается число отказных детей. В семьях с достатком часто растут дети с искаженными представлениями о смысле жизни и человеческих ценностях. Социологами отмечено, что часть родителей перестала проявлять интерес к жизни своих детей и оказывать им помощь в самоопределении.
В семьях основным недостатком в воспитательной практике является отсутствие духовной близости между родителями и детьми. Родители не понима-ют ребенка, отсутствует доверительный характер во взаимоотношениях между отцами, матерями и детьми.
Ситуация осложняется тем, что многие социальные ценности старшего поколения отвергнуты, а новые их не заменяют. Сегодняшние дети стремятся быть независимыми. Слабость педагогической позиции ведет к снижению авторитета старшего поколения, невосприимчивость к его установкам, требованиям. Например: противоречие между детьми и родителями, дети сбегают из дома.
За последние годы снизилась воспитательная функция школы. Главный недостаток — это императивный характер воспитания. По мнению Ш.А. Амоношвили, воспитание строится без учета личностных потребностей ребенка. В школе в основном функционируют искусственные системы, которые навязываются сверху. Воспитательный процесс подчинен интересом государства при игнорировании запросов общества и потребностей личности. По-прежнему преобладают авторитарный характер воспитания. При таком подходе ребенок полностью зависит от педагога, родителей, ситуаций. В наших коллективах царят принудительность, заорганизованность, постоянные запреты, приказы, одергивания, бесконечные нарицания, напряженность в взаимоотношениях детей и взрослых. Ребенка отталкивает от школы формализм. Формализм проявляется и в механическом планировании воспитательной работы, в отсутствии глубокого всестороннего анализа проводимой работы учащимися. Ребят не устраивает в воспитательной работе и однообразие.
Воспитательная работа должна быть разновариантной, вестись с учетом интересов, склонностей учащихся и воплощаться в локальных, авторских программах воспитания.
Воспитательный процесс находится в зависимости от существующих установок, распоряжений, интересов и желаний администрации, педагогов. Учащиеся не имеют возможности определять содержание воспитательной работы и участвовать в ее организации. Учитель планирует, анализирует. Ребенок выступает лишь средством в достижении воспитательной цели, хотя известно, что самостоятельность — необходимое условие развития самодеятельности, инициативы, творчества. Зависимый характер воспитания способствует формированию у школьников таких качеств, как пассивность, ограниченность, консерватизм, подчиненность, некомпетентность.
Анализ воспитательных планов показал: культура просмотра телепередач; тем более их последующее обсуждение с учащимися почти не находят в планах своего отражения. Поэтому телевидение действительно может оказывать отрицательное влияние на духовное и физическое развитие детей.
В свою очередь изменились сами дети. Демократия, гласность, обилие информации в периодической печати, радио, телевидении сделали кругозор детей шире. Одновременно дети стали жестче, беспощаднее, это идет от взрослых, мир которых тоже ожесточился и тем самым влияет на мир детей. Современные школьники стремятся к развлекательности, ничегонеделанию. Сократилось общение детей и взрослых. Это привело к негативным явлениям, как одиночество, замкнутость. В чем же недовольство или неудовлетворенность учеников в общении с учителями. Вот их ответы: «Учителю нельзя рассказать о своих бедах. Он всегда ответит: «Так тебе и надо!»». «Они не понимают наших интересов. mi То, что нам интересно, не интересно учителю». «С ним не о чем поговорить, кроме учебного предмета». Прогрессирует отчуждение учеников от школы, не происходит отход от традиционно-положительных ценностей в сторону ложных нередко асоциальных. Катастрофически возросло подростковая преступность.
При анализе состояния воспитательной работы с позиции детей были
выделены не большие проблемы: непонимание ребенка на уровне взаимоотношений учитель — ученик, ученик — родитель, ученик — ученик,
С позиции родителей эти проблемы дополняются новыми проблемами: от- сутствие духовного начала в воспитательной работе школы: потеря традиций, И
исторической памяти, связи поколений: отсутствие работы по воспитанию мужского женского начала, полное безразличие к здоровью детей, низкий уровень физической культуры учащихся.
С позиции классных руководителей названы следующие проблемы: свя- занные с культурой поведения учащихся, неуважение к окружающим, неумение с вести себя в общественных местах, насилие над младшими и жесткое обращение с животными, проявление девиантного поведения (драки, воровство, хулиганство).
Педагоги назвали следующие проблемы: недостаток профессиональных знаний, неумение создавать условия для саморазвития и самореализации ребенка, недостатка доброты, терпимости, любви, нет должного взаимодействия с родителями учащихся; низкая самооценка педагога порождает и низкую самооценку ученика, свобода учеников превратилось во вседозволенность.
Обобщая можно сделать определенные выводы, где происходит нарастание негативных тенденций: потеря нравственных идеалов; рост потребительских настроений среди молодежи; искажение подрастающего поколения к материальному благосостоянию; распространение наркомании, преступности; повышение криминальной активности детей младшего возраста; рост числа детей, оставшихся без попечения родителей; отчуждение части родителей от школы.
Одновременно наметился ряд противоречий. Это прежде всего противоречия между:
- ростом образованности, информированности молодежи и уровнем раз
вития ее духовно — нравственной культуры. - административными, заданными сверху системами и творческими, авторскими системами, рождающимися снизу.
- старой структурой организации взаимодействия педагогов воспитателей, управления школой и новыми задачами, решение которых требует иной
содержательной системы. - идеалами гуманистического, демократического поколения.
- целенаправленным воспитательным воздействием на детей и юношество и стихийным влиянием на них субкультур.
- внешними требованиями со стороны общества и внутренними стремлениями каждой личности воспитанников.
- сложившимся опытом поведения учащихся и нравственными духовными потребностями общества.
Противоречия остро ставят вопрос о поиске новых целей содержания, технологии и управления воспитательным процессом. Воспитание в первую очередь должно обеспечивать создание условий для подлинно человеческого становления.
В традиционном периоде обучение — воспитание — развитие предлагаю следующую расстановку приоритетов: воспитание — обучение — развитие, в деятельности педагогического коллектива необходима переориентация. В традиционных предметах следует находить, выделять и ставить на первый план человековедческий материал. Научная истина должно стать средством, помогающим учащимся понять себя, мотивы своего поведения, сформировать гуманистическое, созидательное отношение к окружающим; проектировать свою физическую, интеллектуальную, нравственную, духовную жизнь, возрастает значение личностного, авторского воспитания. Оно зависит от профессиональной, физической и духовной культуры учителя, которая является основой для создаваемых им авторских воспитательных программ. Профессиональное воспитание должно быть системным.
Воспитание школьников должно быть только гуманистическим.
Высшей ценностью воспитательной деятельности педагогов является сам ребенок. Следует видеть в нем человека, а не объект воздействия, «следует принимать его таким, каков он есть на самом деле, т.е. ставить на первое место человека, его личную свободу, стремление прогнозировать свою жизнь. Поэтому цель педагога- обращение к его внутреннему миру, желание понять, о чем думает ребенок, к чему стремится, о чем мечтает.
- Искрение относиться к воспитаннику и откровенно выражать свое положительное отношение к нему.
- Помогать воспитаннику, осознавать цели собственного развития и добиваться превращение этих целей в мотивы его деятельности.
- Сотрудничать с воспитанником в планирование педагогической деятельности, включая и учебную деятельность, превращая, его в соавторы процесса воспитания.
- Организовать процесс воспитания с максимальным удобством для воспитанников, даже если это ущемляет интересов педагогов. (Воспитание школьников должно быть только гуманистическим).
Система гуманистического воспитание рассматривает ценности человека, а не человека для ценностей. Перейти от основной цели к нужной и полезной государству личности с определенными качествами — к потребностям, возможностям человека. В самом широком смысле на данном этапе воспитать человека, в узком смысле — воспитание человека культуры.
- Воспитание начинается с формированием у учащихся навыков бытовой культуры, т.е. воспитание начинается в семье. Оно включает поведение детей и подростков по отношению с своим родственником: к матери, отцу, бабушке, дедушке….
- Половая культура — мальчик-юноша-мужчина, девочка-девушка-
женщина.
Формировать у учащихся представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины. Положительных качеств присущих им.
Правовая и социальная незащищенность ребенка, отсутствие условий и возможностей для самореализации, ощущение дискомфорта в школьном коллективе. Из выше сказанного можно сделать вывод: происходит подрастание негативных тенденций, потеря нравственных идеалов, повышение криминальной активности. При решения поставленной проблемы, необходимо выйти от 1 педагогики мероприятий к педагогике личностно-гуманного развития личности; от информационной педагогики к педагогике деятельно-смысловой, от развлекательно-потребительской к созидательной — деятельностной. Становление современной школы можно идти как развитие открытой воспитательной системы. По своим целям воспитательная система должна быть гуманистической. По содержанию — культурно — этической. По технологии — ненасильственной. По условию — демократической. По взаимодействию — открытой.
Воспитание — основа образовательного процесса. В системе образование воспитание выступает как условие развития личности. В овладение учащимися знаниями, умениями, навыками является первотипичной задачей. «Знание действительно есть сила, но добрая или злая — это будет зависеть от сердца и духовности человека » (Ш.А. Амоношвили). Знание не сила, а путь к силе. Сила-духовность.
Воспитание остается объективной реальностью, средством материализации человеческой культуры, истории, цивилизации. Воспитание должно быть основано на создании. Ведь воспитаннику следует объяснить, раскрыть, что одно и то же в жизни человека может быть добрым и злом. Если существует разрыв между деятельностью и просвещением, то воспитание доводится к культурничеству, педагогике мероприятий, потому морализированию. Учитель — предметник в своей работе не ожидает приоритета от воспитательной функции. Классный руководитель видит свою роль в организации учащихся, родители — в удовлетворении материальных потребностей своих детей. Это привело к тому, что воспитание по форме и сути продолжает обучение и ограничивается педагогикой — мероприятий. Исчезло из воспитания формирование добродетельности общечеловеческих ценностей. Учащиеся не знают национальной, мировой культуры. А ведь они формируют у ребенка чувство долга, чести, достоинства, интеллектуальность, основу человеческой духовности.
ЛИТЕРАТУРА:
- Лисовский В.Т. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. М.,
1994 г. - Проблемы обучения и воспитания лиц с особым образовательными потребностями
в свете реализации закона республики Казахстан «О социальной и медико — педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» Алматы,
2005 г. - Журнал «Дефектология» 1.2009