«Мягкий знак в середине слова» 2 класс
Тема урока: «Мягкий знак в середине слова» 2 класс
Цель: уточнение знаний учащихся о правописании мягкого знака в словах.
Задачи
образовательные:
-формировать умение обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;
-вырабатывать орфографическую зоркость;
воспитательные:
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим;
-воспитывать трудолюбие;
-прививать интерес к предмету;
развивающие:
-развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас;
-развивать внимание, наблюдательность.
Оборудование:
компьютер (презентация), учебник Павленко В.К., Клыпа Г.В. «Русский язык 2 класс», рабочие тетради, конверты для работы в паре, рыбка-памятка, звёзды красного, синего и зелёного цвета для рефлексии.
Ход урока:
- Организационный момент. Эмоциональное начало урока.
— Сегодня мы отправимся в морское путешествие.
На этом корабле
Под парусами
Мы в дальние дали
Отправимся с вами.
Мы всех, кто захочет,
С собой позовём.
Ну что же, согласны?
Решили? Плывём!
— Море у нас не простое, а орфографическое. Каждый из вас будет вести путевой лист, на котором будет записывать то, что будет происходить во время нашего путешествия, другими словами, путевые листы сегодня нам заменят наши тетради.
— Открываем тетради. Записываем число, классная работа.
- Индивидуальная работа отдельных учащихся. Работа по карточкам.
— А по карточкам работают 4 человека.
- Проверка домашнего задания.
— Чтобы попасть на корабль, нужно иметь билет. Билет получает тот, кто выполнил домашнее задание.
— Вы работали по вариантам: 1 вариант — упражнение №151,
2 вариант — упражнение №152.
а) — Проверяем 1 вариант, 2 вариант внимательно слушает.
— Какое задание было вам задано? (вставить в предложение подходящие слова)
— Прочитайте предложение, в котором вставили слово мел, мель, угол, уголь.
— Чем отличаются пары слов: мел-мель, угол-уголь?
— Что обозначает мягкий знак?
б) — Проверяем 2 вариант, 1 вариант внимательно слушает.
— О каком животном говорится в вашем упражнении? (о рыси)
-Ч то вы должны были сделать? (ответить на вопросы)
Учитель задаёт вопросы, учащиеся отвечают.
- Где живёт рысь? (Высоко в горах Тянь-Шаня живёт рысь.)
- На кого похожа рысь? (Рысь похожа на большую кошку.)
- Где спит рысь? (Рысь спит на еловых ветках.)
— Что удивило вас? Что нового узнали о рыси?
— В каких словах встретился мягкий знак? (Тянь-Шань, зверь, большую, ель, постель)
— Какую работу выполняет мягкий знак?
— Кто выполнил два упражнения? Что было трудным?
— Молодцы! Все получают билеты и попадают на корабль.
- Сообщение темы и задач урока.
— Тему нашего урока вы подскажите сами.
— Поработаем нашим речевым аппаратом.
— Я показываю букву, вы чётко произносите звук.
Ж, Б, У, Л, А, Ь.
— Почему молчим?
— Если мягкий знак не даёт звука, зачем он нужен в русском языке?
— Сформулируйте тему урока.
- Минутка чистописания.
— Ребята, наш корабль вышел в открытое море.
— Посмотрите вперёд, что это?
— Это коралловые рифы, наткнувшись на которые корабль может дать течь и затонуть. Будьте внимательны и аккуратны. Выполняем минутку красивого письма.
Пальчиковая гимнастика.
Дружат в нашем классе мальчики и девочки.
Мы с Вами дружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы писать.
Учитель:
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слова часто просится.
На корабле плывите смело!
Если пишите умело!
-Я пишу мягкий знак
Нежной капелькой вот так: ь.
— Прописываем мягкий знак с нижним и верхним соединением.
- Словарная работа.
— Продолжаем наше морское путешествие. Сейчас мы окажемся в подводном царстве, а встречает нас его хозяйка – Русалочка. Она загадает нам загадки, а мы попробуем их отгадать.
— То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка! (Тетрадь)
— Летом бродит без дороги,
А зимой он спит в берлоге. (Медведь)
— Рад своей он трудной доле,
Учит он ребяток в школе,
Буквы складывать, считать,
И за труд им ставит «5» (Учитель, учительница)
— Они похожи на коня,
Зимою быстро мчат меня.
Им нужен лёд зимой и летом
Чтобы кататься можно было где-то (Коньки)
— Нужна такая вещь зимой,
Оно — не шуба,
Но от холода спасает.
А в межсезонье (осенью, весной)
Нас всех ещё и украшает (Пальто)
-Знаменит своею силой,
Храбрый он и на коне.
От врагов людей спасал,
Родину он защищал (Богатырь)
— Проверьте себя.
— На какие две группы можно разделить все эти слова?
(Одушевлённые и неодушевлённые предметы;
ь в середине, ь — в конце слова;
начинаются слова с гласной, начинаются с согласной буквы;
2 слога, 3 слога.)
— А чем похожи все эти слова?
— Во всех этих словах есть буква мягкий знак.
— Что вы уже знаете про эту букву?
- Гимнастика для глаз.
- Работа в парах.
— О борт нашего корабля что-то стукнулось. Чтобы это могло быть?
Это бутылка. Кажется, в ней кто-то есть. Это Джин.
-Ребята, выпустим Джина?
О корабль разбилась крутая волна.
Бутылку с запиской швырнула она.
Посланье своё Джин не смог прочитать,
А вдруг ты сумеешь, его разгадать.
— Прочитайте послание Джина. Найдите и подчеркните слова, в которые он допустил ошибки. Работаем в паре.
Ребята!
Я побывал на острове Доброчел. Его жители добрые человечьки. Их глаза светятся, как уголки. Для меня они истопили банку. Я парился раз шест. Проплывая мимо острова, будьте осторожны. Не посадите корабль на мел!
Уголки — угольки
Банка — банька
Шест — шесть
Мел — мель
-чк, -чн без Ь !
-Что может произойти в слове, если забыть написать мягкий знак?
(изменится смысл слова)
- Самостоятельная работа.
— Посмотрите на горизонт. Что это за чёрный корабль?
— Это пираты.
На планете дальней звезд океана
Пираты давно уж живут постоянно.
Они на суда нападать перестали,
Заданья друг другу загадывать стали.
Давай мы с тобою у них побываем
И все их заданья, дружок, разгадаем.
Задание на выбор.
Задание маленького пирата:
Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет.
Голуби, лоси, гуси, буквари, журавли, кони, караси.
Задание большого пирата:
Запиши по два слова, которые обозначают
деревья —
овощи —
месяцы —
животные —
с мягким знаком на конце.
Проверка.
— Встаньте те, кто выполнял задание маленького пирата. Проверяем вас.
— Встаньте те, кто выполнял задание большого пирата. Проверяем вас.
- Физминутка.
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя.
Паруса подниму-
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
- Итог урока.
К концу подходит наш урок-
Пора нам подвести итог.
— Зачем нужен мягкий знак?
— А можно обойтись без мягкого знака?
— Только ли ь – показатель мягкости? Какую ещё работу выполняет мягкий знак?
Об этом вы узнаете на следующем уроке.
- Домашнее задание.
Ещё одно заданье
От островитян вам на прощанье.
а) Страница 62 , упражнение №155. Инструктаж по выполнению.
б) Написать письмо пиратам, Русалочки, островитянам или другим морским обитателям, где встречались бы слова с мягким знаком.
Подарок островитян: рыбка-памятка «Алфавит»
В знак благодарности рыбку примите
Будет она в ваших книжках лежать.
И все заданья и упражненья
Будет всегда помогать вам писать.
- Рефлексия.
Кому из вас понравилось в пути?
Кто ж смог звезду удачи обрести?
— Давайте зажжем на нашем уроке свои звездочки, которые будут напоминать нам о нашем путешествии.
– чувствовали себя уверенно, нас ничего не тревожило.
– немного волновались.
– очень боялись.
- Оценивание.
— Молодцы! Вы замечательно работали, особенно …
Проявили себя, как мужественные, смелые и неунывающие люди.
Не забывайте, что каждый моряк является капитаном своей судьбы.
(фонограмма «Весёлый ветер»)