Оборудование и наглядность: Презентация «Мой город – Шемонаиха», карта Казахстана, изображение герба города, рабочие листы 3 вариантов, рисунки детей, книги о Шемонаихе и Шемонаихинском районе, книги писателей и поэтов Шемонаихи Предварительная работа. 1. Экскурсия по городу 2. Библиотечный час: «Шемонаиха литературная» 3. Конкурс стихов о родном крае 4. Конкурс рисунков «Мой город» 5. Подготовка предварительных заданий для учащихся ХОД УРОКА 1.Организационный момент Сегодня у нас необычный урок. К этому уроку мы готовились: учили стихотворения, рисовали рисунки. Надеюсь, этот урок будет интересным для вас и увлекательным. Для работы нам понадобятся «рабочие листы». Цвет рабочего листа зависит от варианта заданий. 2. Повторение пройденного Слайд 1 Учитель: Есть на земле огромный дом Под крышей голубой Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весёлый звон ручья. Живёшь в том светлом доме ты И все твои друзья! – Как можно назвать наш общий дом? ( Земля, Родина) Слайд 2 (Карта Казахстана) Как называется наша Родина, государство в которым мы живём?( Наша Родина –Казахстан) Покажите на карте границы Республики Казахстан (Ученик работает у доски) Обозначьте границы Казахстана на карте (Рабочий лист. Работа с контурной картой) Какой город является столицей Казахстана? Отметьте на карте. Назовите города Казахстана. Слайд 3 3.Объявление темы урока Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о нашем родном городе Шемонаихе. Стихотворение В. Селиванова читает ученик Казахстанский глухой городок – Шемонаихой скромно зовется. Это Родины моей уголок, Чуть припомню, и сердце забьется. По-над сопками Марьин утёс Охраняет прибрежные дали, У подножья из Марьиных слёз Озерко – символ вечной печали …Пусть течет между сопок Уба, И восходы сменяют закаты, И сияет на небе звезда, Что мне путь освещала когда-то. Актуализация знаний Какие ассоциации возникают у вас при слове Шемонаиха? (Родина, город, родной дом) Заполните таблицу: Что я знаю о родном городе? Что хочу узнать о Шемонаихе? 3. Новая тема Слайд 4 (Вид Шемонаихи с высоты) Учитель: Город Шемонаиха расположен на севере Восточно-Казахстанской области Найдите город на контурной карте и подпишите его (Работа с картой) Слайд 5 Учитель: История возникновения Шемонаихи уходит в далёкое прошлое. В 1766 году на берегах светлой реки Убы было основано село Шемонаевское, так прежде называли Шемонаиху. Село было окружено лесом. Особой пышностью славилась сопка Мохнатуха. Берега рек, особенно Убы, утопали в зарослях тополя, тала, черёмухи. Слайд 6 Когда-то в лесах района водилось очень много зверей, о чём говорят названия сёл: Лосиха, Волчанка, Выдриха, Медведка. Слайд 7-8 (Старые здания Шемонаихи) Прошло время, и Шемонаиха стала большим селом в 600 дворов с населением 1350 человек. В селе было 3 магазина, волостная управа, церковь. Газет никто не выписывал, а новости узнавали от телеграфиста. Была одна школа из 4 классов, училось 100 учащихся. Это были дети богатых зажиточных крестьян и чиновников. Была 1 больница на 15 коек. Слайд 9 Прошли годы. Установилась в Шемонаихе Советская власть. В парке по улице Советской установлен памятник на братской могиле борцов за установление Советской власти Слайд 10-12 В памяти поколений никогда не изгладятся боевые подвиги тех, кто защищал нашу Отчизну от фашистских захватчиков. Воины шемонаихинцы с честью выдержали испытания.6 наших земляков удостоены высокого звания Героя Советского союза и 1 звание Героя Казахстана. Назовите имена этих героев. Это Астафьев И.М, Вербицкий Т. С., Безголосов В.М., Бекбосунов С., Клиновицкий К.Т., Сафонов Ф.М., Капорин А, Е. . Их бюсты у мемориала за Убой, установлен памятник на улице Вокзальная, в честь их названы улицы города. Слайд 13 Развитие горнорудного дела и сельского хозяйства способствовало развитию численности населения. Были построены новые школы, банк, железнодорожный поселок. Большим событием в жизни Шемонаихи стало завершение строительства и открытие в 1953г. кинотеатра «Заря», ставшего любимым местом отдыха не одного поколения шемонаихинцев. Слайд 14 (Мост) Пожалуй, самой грандиозной стройкой начала 1960-х гг. стал автомобильный мост через Убу. Строительство моста было обусловлено экономическим развитием района, а так же ростом числа его жителей. В 1962 году новый мост был сдан в эксплуатацию. ( Герб Шемонаихи) Учитель: И когда в 1961 году население превысило 16 тысяч человек, Шемонаихе был присвоен статус города. Город имеет свой герб. — Что изображено на гербе нашего города? Почему? О создании герба рассказывает ученик (предварительное задание) Герб города создан А.Г. Поповым в 1989 году. В центре – пшеничный колос – символ богатства района. Ниже под колосом кристаллы. Символизирующие богатство недр района и города. За колосом показана химическая колба. Все это на фоне полей. Дальше, в глубину, фон – река Уба и сопка Мохнатая. Из-за сопки встает солнце. В верхней части герба название города. Эмблема дружбы наций и народностей представлена переплетением двух орнаментов – русским и казахским. Слайд 15 (Микрорайон) В 1964 году был построен первый четырехэтажный жилой дом, с него началось возведение нового современного многоэтажного микрорайона. Какие улицы города вы знаете? На каких живете? Учитель: Такова краткая история нашего города. Работа с учебным текстом Задание: прочитать статью Самостоятельная работа учащихся. Заполнить паспорт города Слайд 16 (Паспорт города) Задание проверяется по слайду на доске. «Наш город» Город Шемонаиха расположен на севере Восточно-Казахстанской области. Поселение Шемонаевское основано в 1766 году на берегу реки Уба. Статус города получил в1961 году. Численность населения — 19140 человек. Расстояние до областного центра города Усть-Каменогорска 105 км. Площадь города составляет 475 гектаров. В городе Шемонаиха действуют 11 промышленных предприятий. Большая часть населения занята в горнодобывающей промышленности. Далеко за пределами района известно предприятие «Исток», выпускающее 27 видов молочной продукции. Большие объемы выпуска были бы невозможными без высокого уровня молочного животноводства в крестьянских хозяйствах района. В городе работают 174 магазина, 3 базара, 28 кафе, 7 столовых, 36 объектов бытового обслуживания. Теперь в Шемонаихе 4 общеобразовательные школы, 1 профессиональная , 2 колледжа, общее число учащихся в которых 3855 человек. Паспорт города Основан — Статус города — Численность населения – Площадь города – Количество школ – Промышленных предприятий- Физминутка Потрудились – отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд. Влево, вправо поворот. 3 наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, всем улыбки подарили. Слайд 17 Главным богатством нашего города являются его жители, трудящиеся. Слайд 18 В 1964г. началось промышленное освоение Николаевского карьера. И сейчас большая часть населения работает на медно-химическом комбинате. Поднимите руки у кого кто- либо из родителей работает на руднике, шахте или комбинате. Кем работают ваши родители? Что добывают в наших шахтах, рудниках? Слайд 19 ( Шемонаиха литературная) Славится земля шемонаихинская не только трудящимися, но писателями и поэтами. Каких писателей и поэтов вы знаете? Богата Шемонаиха талантливыми, одаренными людьми. Рассказать обо всех было бы не реально, поэтому остановимся на некоторых из них. Слайд 20-21( А. Иванов) Учитель: Анатолий Иванов – всемирно известный писатель. Автор книг «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов» и др. Места, воспетые в его произведениях, шемонаихинцы считают историческими памятниками. К 80-летию писателя в парке установлен ему памятник, а на Марьином утесе мемориал. Вот что он писал о Шемонаихе: «Не на всякой карте он обозначается… а если кто и слышал о нем, вряд ли укажет, где он находится… Сразу же за Убой, окаймленной каменистыми сопками, на склоне плодородной лощины и лежит небольшой городок Шемонаиха. Шемонаиха – это моя родина, здесь я родился…., Слайд 22 ( Ерёмин В.А.) Рассказ ученика о поэте-земляке Ерёмин В.А. романтик, музыкант, поэт, художник, спортсмен-турист. Родился в 1954 году в г. Салехарде, что на границе Полярного круга. Детство и юность прошли в Усть-Каменогорске, где и состоялись его первые творческие пробы. Жил и работал в Шемонаихе. В 2004 году вышел сборник его стихов «В краю черёмушковых вёсен» Учитель: В нашем классе учится внук В.А.Ерёмина – Бердюгин Андрей. Он прочитает одно из любимых стихотворений Слайд 23 (Ю.М.Кобзев) Рассказ ученика (предварительная подготовка) Родился 18 февраля 1947 года в г. Шемонаиха. Школу закончил с золотой медалью. После школы стал работать в редакции районной газеты «Ленинское знамя» и поступил на заочное отделение в КазГУ. Вся недолгая жизнь Юрия Кобзева связана с журналистикой. Ещё, будучи школьником, он начал писать стихи, их часто печатали в газете. Слайд 24 Стихотворение Ю. Книженцева «Мой город» читает ученик Слайд 25 Богата шемонаихинская земля и художниками. Это Б. Морозов, А. Робу, Николай и Юрий Шушаковы, А. Попов. Вы ребята тоже готовились к уроку, нарисовали любимые уголки родного города. Может кто-то из вас тоже станет известным художником и прославит свой родной город. Закрепление Слайды 26-33 « Узнай свой город» Города появляются на картах, а могут исчезать с лица Земли. Поднимите руки, кто родился в Шемонаихе. Поднимите руки те, у кого хотя бы один из родителей родились в Шемонаихе. Поднимите руки, у кого бабушка или родились в Шемонаихе? Что вам нужно сделать, чтобы ваши дети подняли бы руки как некоторые из вас? (Учиться, остаться работать в городе) Дифференцированное творческое задание (рабочие листы) 1вариант: Что бы ты сделал для города, если бы стал акимом Шемонаихи. 2 вариант: Что могут сделать ученики для города? 3 вариант: Пожелания городу и его жителям. (Зачитывание нескольких работ) Итог урока: Выставление оценок В таблице отметить, что вы узнали на уроке? Что осталось неизвестным? Рефлексия: Отметьте в конце урока 1. 2. 3. 1. Урок понравился, получил все ответы на поставленные вопросы 2. Остались вопросы без ответов. 3. Ничего нового не узнал Те ребята, у которых некоторые вопросы остались без ответов, вы можете посетить библиотеку, и найти ответы на ваши вопросы, в книгах, которые представлены у нас на выставке. Домашнее задание Написать сочинение «Мой город». (Рабочие листы) Тема: Мой город. Что я знаю о родном городе | Что хочу узнать | Что узнал | | | | | | | | | | | | |
Наш город Город Шемонаиха расположен на севере Восточно-Казахстанской области. Поселение Шемонаевское основано в 1766 году на берегу реки Уба. Статус города получил в 1961 году. Численность населения — 19140 человек. Расстояние до областного центра города Усть-Каменогорска 105 км. Площадь города составляет 475 гектаров. В городе Шемонаиха действуют 11 промышленных предприятий. Большая часть населения занята в горнодобывающей промышленности. Далеко за пределами района известно ТОО «Исток», выпускающее 27 видов молочной продукции. Большие объемы выпуска были бы невозможными без высокого уровня молочного животноводства в крестьянских хозяйствах района. В городе работают 174 магазина, 3 базара, 28 кафе, 7 столовых, 36 объектов бытового обслуживания. Теперь в Шемонаихе 4 общеобразовательные школы, 1 профессиональная , 2 колледжа, общее число учащихся в которых 3855 человек. Задание 1. Паспорт города Основан — Статус города — Численность населения – Площадь города – Количество школ – Промышленных предприятий — 1 вариант Задание 2 Написать мини сочинение « Если бы я был акимом города…» ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Итог урока: Домашнее задание: написать сочинение на тему «Мой родной город» Задание 1. Паспорт города Основан — Статус города — Численность населения – Площадь города – Количество школ – Промышленных предприятий — 2 вариант Задание 2 Написать мини сочинение « Что я могу сделать для города?» ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Итог урока: Домашнее задание: написать сочинение на тему «Мой родной город» Задание 1. Паспорт города Основан — Статус города — Численность населения – Площадь города – Количество школ – Промышленных предприятий — 3 вариант Задание 2 Написать пожелания городу и его жителям ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Итог урока: Домашнее задание: написать сочинение на тему «Мой родной город» Сочинения учащихся, написанных при выполнении домашнего задания Мой город Мне 9 лет. Я родился в городе Шемонаихе. Это моя Родина, мой любимых город. В нашем городе очень красивая природа, как летом, так и зимой. Очень красива величавая гора Мохнатуха. На горе зимой можно кататься на лыжах и санках, а летом собирать в ложках ягоды. В Шемонаихе протекает река Уба. Мост через реку уже старый, ему скоро исполнится 50 лет. Школу, где я учусь, назвали в честь первого космонавта Ю.А. Гагарина. Ещё в нашем городе есть школа искусств, дом творчества, дом дружбы, дом культуры. Есть библиотеки, краеведческий музей. В нашем городе родился и жил писатель Анатолий Иванов. Его книги известны всему миру. Сейчас я учусь в школе, но когда вырасту, останусь жить и работать в нашем родном городе. Ученик 3 «Б» класса Соболев Дима Мой город Я родилась и живу в Шемонаихе. Этот небольшой городок мне очень дорог. В нём очень уютно и красиво. С восточной стороны город украшает гора Мохнатуха. Рядом протекает красавица Уба. Мне нравится, что мой город летом утопает в зелени, а зимой украшен ледяными фигурами, сделанными людьми. Я каждый год со своими родителями строю снежную фигуру у школы. Я была в других городах, но наш город самый лучший и любимый. Это моя маленькая родина и я ею горжусь. Ученица 3 «Б» класса Жукова Вероника Используемый материал 1. Сайт архивной службы Восточно-Казахстанской области 2. Сайт акима Восточно-Казахстанской области 3. Официальный сайт акима Шемонаихинского района 4. Отчет акима города Желдыбаева Мурата Елюбаевича на встрече с населением в 2011 году 5. Сайт «Православие в Восточном Казахстане» |