Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения
Файзуллина С.У.;
учитель начальных классов
ШЛ№27
Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения.
Пословицы и поговорки обязательно используются в работе всеми учителями начальных классов. Задача учителя состоит в том, чтобы найти такие педагогические ситуации, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности.
Пословицы и поговорки — позволяют оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку.
Как работать с пословицами? Предлагаю следующие обобщенные типы учебных задач при работе с пословицами и поговорками:
— Прочитайте пословицу, подумай, что она означает.
— Объясни значение пословицы.
— В каких случаях ее уместно применить? Когда и кому можно так сказать?
— Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова.
— Устно составь предложения, употребив эту пословицу.
1.Переставь буквы так, чтобы получились пословицы. Запиши их.
ВВКЛОО БОСТЬЯЯ- В ЕСЛ ЕН ДИОТХЬ.
ТЕН АДМЫ ЗБЕ ГНЯО.
Ответ: Волков бояться- в лес не ходить. Нет дыма без огня.
2.Вставь в пословицы слова большой- маленький.
Даже самое _______ дерево выросло из ______ семени. На ______ челне по _____ озеру не плавают.
3.Отгадай загадку и вспомни крылатые выражения, пословицы, в которых встречается слово- отгадка. Кто над нами вверх ногами?
Ответ: Муха. Фразеологизмы и крылатые выражения: мухи не обидит, делать из мухи слона, как сонная муха, белые мухи.
4.Соедини части пословиц, запиши получившиеся пословицы.
На словах и так и сяк… покажи делом.
На словах города берут… да скупа на дела.
Не храбрись словом… а на деле ни шагу вперед.
Щедра на слова… а на деле никак.
5.Безударные гласные в корне слова.
Если г..ворить, то до всего дог..воришься.
Всякая с..сна в св..ём б..ру шумит.
Умён на сл..вах, да глуп на д..лах.
Язык б..лтает, а г..л..ва не знает.
Н..га споткнется, а г..л..ве достанется.
Не та с..бака кусает, что лает, а та, что м..лчит да хв..стом виляет.
Держи гол..ву в хол..де, живот в гол..де, а ноги в т..пле.
6.Парные звонкие и глухие согласные.
В чужой ло..ке всегда больше ры..ки.
Ешь пироги, а хле.. береги.
Береги нос в большой моро…
Речи у него сла..ки, да кусают за пя..ки.
Не всякая нвхо..ка- кла…
Сядем ря..ком да поговорим ла..ком.
Не в бро..ь, а в гла…
7.Найди орфограммы.
И лиса около своей норы смирно живет.
Старая лиса рыльцем роет, а хвостом след заметает.
Один в поле горюет, а двое и в поле воюют.
На чужой лошадке не наездишься.
На одной неделе семь пятниц.
- НЕ с глаголами.
Скажешь — не воротишь; напишешь- не сотрешь; отрубишь- не приставишь.
Что напишешь пером, то не вырубишь и топором.
За одного битого двух небитых дают, да и то не берут.
Вперёд не суйся, позади не оставайся!
Тяжело нагребёшь- домой не донесёшь.
- Правописание – ТСЯ, — ТЬСЯ в глаголах
Не трудиться, так и хлеба не родится.
Не всякая песня до конца допевается.
Полно браниться, не пора ли подраться.
Кто всему дивится, на того и люди дивятся.
10.Найдите ошибку.
Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Что же случилось с этими пословицами? Они стали просто смешными! А какие они на самом деле?
-Аппетит проходит во время еды.
-Видит око, да дуб неймёт.
-Вот где собака забыта.
-Город не тетка.
-Первый блин колом.
-Не в деньках счастье.
11.Найди пословицу.
Пословицы даны на доске, надо быстро найти соответствующую пословицу.
-Береги время.( «Делу время- потехе час»)
-Не болтай. ( «Держи язык за зубами»)
-О человеке суди по делам. (« Больше верь делам, нежели словам»)
-Учись всю жизнь.( «Век живи, век учись»)
12.Задание заключается в том, чтобы добавить последнее слово в пословицу. Они могут не знать многих пословиц, но их задача- попробовать догадаться по смыслу.
-Мир строит, а война……
-Смелый побеждает, а трус…
-Ласточка день начинает, а соловей…
— Лучше поздно, чем никогда…
-Гулять гуляй, а работать …
-Хороша верёвка длинная, а речь…
13.Задачи в пословицах.
Отгадайте загадки, загаданные пословицами и чем меньше пословиц- подсказок для этого понадобится, тем лучше.
-Как его не корми, он всё в лес глядит.
Его ноги кормят. ( Волк)
-И она помнит, кто её кормит.
Не бойся её брехливой, а бойся молчаливой. (Собака)
-Для него длинный язык не порок.
Ему без носа, что волку без ног.
Кто бы его знал, кабы носом не стучал.
Здоровое дерево он не долбит. ( Дятел)
-Ей хвост не для красы нужен.
Она и во сне кур считает. ( Лиса)
14.Весёлый тест.
Вопросы:
1.Куда смотрит волк, сколько его не корми?
-на волчицу;
-на козлят;
-в лес;
-в миску.
2.Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
-коня;
-сапожника;
-бегуна;
-волка.
- На чём приносит новости сорока?
-на лапах;
-на хвосте;
-на крыльях;
-на блюдечке.
4.Что летит, когда лес рубят?
-птицы;
-шишки;
-брёвна;
-щепки.
5.Кого, согласно поговорке, подкладывают недоброжелателю?
-свинью;
-змею;
-ежа;
-медведя.
6.Что называют зеркалом души?
-уши;
-глаза;
-улыбку;
-лицо.
7.Какому коню пословица советует не смотреть в глаза?
-купленному;
-даренному;
-выигранному;
-арендованному.
8.Что делает с рублём копейка?
-стережёт;
-бережёт;
-питает;
-воспитывает.
9.Кто платит дважды?
-рассеянный;
-забывчивый;
-скупой;
-крутой.
10.Как поступит умный человек, встретив на пути гору?
-покорит;
-обойдёт;
-пробурит;
-сдвинит.
Используя предлагаемый материал на уроках этим мы поддерживаем интерес младших школьников к изучаемым предметам. Пословицы научат детей размышлять, наблюдать, сравнивать, объяснять, обобщать и делать выводы.