Развитие умения работать над текстом «Цветы».
Развитие речи
Тема: Развитие умения работать над текстом «Цветы».
Цель: развивать устную и письменную речь учащихся; учить видеть красоту в
окружающем нас мире; воспитывать бережное отношение к природе. Сообщить
познавательный материал о цветах. Развивать творческие способности, создавая
на уроке благоприятную атмосферу. Обогащать словарный запас детей новыми
словами и выражениями. Приобщать детей к поэзии.
Оборудование: магнитофон, запись звучания ручейка, шума ветра, пения птиц;
карточки с изображениями цветов: ромашки, ландыша, тюльпана, розы,
подснежника; карточки с названием цветов.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
- Подготовительная беседа.
Учитель — Сегодня на уроке пойдет речь об одной из самых прекрасных вещей, которые есть на земле. А вот о чем, попробуйте догадаться сами.
Давайте позовем на помощь наше воображение, закроем глаза и представим себе, что мы находимся в лесу или на лугу, рядом журчит ручей. Дети закрывают глаза, включается магнитофон с записью звучания ручейка, шума ветра, пения птиц, а учитель на фоне этих звуков выразительно рассказывает:
Идешь, бывало, в лес по давно знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным и радостным ковром рассыпаются луговые и лесные цветы. Качаются на ветру лиловые колокольчики, желтеют бесчисленные одуванчики. А у самой тропинки, на лесных зеленых лужайках, цветут, кланяются вам знакомые веселые ромашки. Выдержать паузу.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Дети — О растениях. Учитель — А точнее? Дети — О цветах. Учитель — Правильно.
Поскольку на уроке «Окружающий мир» мы рассматривали цветы с научной точки зрения, то на сегодняшнем уроке развития речи мы поговорим о том насколько интересен и неповторим каждый цветок. А заодно проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в них.
III. Работа по теме урока.
/. Цветок ромашка.
Загадка.
Учитель: -Стоят в поле сестрички-.
Золотой глазок, белые реснички. Дети: — Это ромашки.
Учитель — Правильно.
Показать карточку с изображением ромашки.
— По каким признакам вы определили, что это ромашки?
Дети: Желтый глазок- это середина, а белые реснички -это лепестки.
Учитель: — Почему их назвали сестричками?
Дети: — Ромашки всегда растут по несколько цветков и они похожи друг на
друга как сестрички.
Учитель читает стихотворение «Ромашки» 3. Александровой, а в руке на
ладони держит ромашку.
Учитель: Маленькое солнце на моей ладошке —
Белая ромашка на зеленой ножке,
С белым ободочком желтые сердечки.
Сколько на лугу их, сколько их у речки! С чем автор сравнивает цветок ромашки? Почему? Дети: — С солнышком. По форме ромашка напоминает солнышко в ясную погоду.
Учитель: — Я перечислю названия цветов, а вы попробуйте определить, какое из них «лишнее». «Ромашка, колокольчик, лилия, василек». Дети: — Лилия. Учитель: — Почему? Дети: Лилия это не полевой цветок, а садовый цветок.
- Цветок ландыш.
Учитель: — Что это такое: «Белые, душистые, в лесу растут, весной рано
цветут».
Дети: — Ландыши.
Учитель: — По каким признакам вы определили, что это ландыши?
Дети: — Растут в лесу. Весной цветут , душистые.
Учитель: Правильно, молодцы!
Открыть карточку с изображением ландыша.
Ученик читает стихотворение: — Родился ландыш в майский день,
И лес его храпит.
Мне кажется, его задень-
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы,
Давай послушаем:
А вдруг, услышим я и ты? Учитель: — Вам понравилось это стихотворение?
Что вы представляли себе, когда слушали его? Как вы понимаете такую фразу: «И лес его хранит»!
На доске записаны два предложения, но несколько слов пропущено. Мы должны сами подобрать и вставить слова, наиболее точно описывающие цветы ландыша. Мы очень любим ландыши.
Их_____________ ,______________ цветы похожи на______________ .
Их____________ ,______________ цветы.
- Какие цветы у ландыша?
- Какие слова мы можем здесь использовать, чтобы описать этот цветок? Дети: — Белоснежные, хрупкие, чистые, маленькие.
Учитель: — На что похожи цветы ландыши, что они вам напоминают? Дети: — Бусинки, бубенчики, жемчужины.
Для наглядности показать белые бусинки или жемчужины.
Учитель: — Что у вас получилось? Дети читают дополнительный текст.
- Цветок тюльпан.
Учитель: — Чтобы узнать о следующем цветке вам надо отгадать ребус.
На доске:
+ ПАН
Как называется тонкая, прозрачная занавеска? Дети: — Тюль.
Учитель: — Прибавляем слог «ПАН», что получается? Дети: — Тюльпан.
Учитель открывает карточку с изображением тюльпана. Учитель: — Слово «тюльпан» восходит к персидскому «Тюрбан» — чалма, головной убор. Цветок назван по сходству с чалмой (чалма — это несколько раз. обернутый вокруг головы платок).
Я хотела составить предложение из этих карточек, чтобы вы его прочитали, а слова рассыпались. Попробуйте сами восстановить это предложение, чтобы оно звучало красиво и правильно.
желтые, красные, бывают Тюльпаны лиловые.
Как вы думаете, какое слово будет стоять первым? Дети: — Тюльпаны. Учитель: — Почему?
Дети: — Так как слово написано с большой буквы.
Учитель: — Какое слово по смыслу следует за ним?
Дети: — Бывают.
Учитель: — А дальше?
Дети: — Красные, желтые, лиловые.
Учитель: — А почему стоят запятые?
Дети: — Так как перечисляют цвета.
Учитель: — Лиловый — это какой цвет?
Дети: Если смешать розовый и фиолетовый, получится лиловый цвет.
- Цветок роза.
Учитель: — На кустах в саду растет,
Запах сладкий, словно мед.
Но нередко льются слезы
Тех, кто рвет руками____ .
Дети: — Розы.
Открыть карточку с изображением розы.
Учитель: — Ребята, какие слова можно использовать при описании этого цветка?
Сейчас вы прослушаете небольшой рассказ о розе, а по окончании скажете, сколько предложений прозвучало.
«Розы считаются королевами садов. Они имеют бархатистые лепестки разных расцветок. Розы очень приятно пахнут!». Сколько предложений вы услышали? Дети: — Три.
Учитель: — Давайте проверим. Прослушаем только первое предложение. Дети: — Розы считаются королевами садов.
Учитель: — Итак, прозвучало первое предложение. Как вы думаете, почему розу считают «королевой садов»? Учитель: — Прослушаем второе предложение. Дети: — Они имеют бархатистые лепестки разных расцветок. Учитель: — Как вы понимаете выражение «бархатистые лепестки»? Прослушаем третье предложение. Дети: — Розы очень приятно пахнут! Учитель: — Что мы поставим в конце этого предложения? Дети: — Восклицательный знак. Учитель: — Почему? Дети: — Предложение читается громко, с чувством.
- ФИЗМИНУТКА.
- Работа по теме урока. Цветок подснежник.
Учитель: — Название, какого цветка является родственным слову «снег». И в
природе этот цветок с ним непосредственно связан?
Дети: — Подснежник.
Открыть карточку с изображением подснежника.
Учитель: — Подберите еще родственные слова к словам «снег», «подснежник».
Дети: — Снежный, снегурочка, снежинка, снеговик, снегопад.
Учитель: — Послушайте рассказ о подснежнике.
(или читают на время). И ставят себе оценку.
— На что похож бутон подснежника?
Дети: — На висящую каплю молока.
Учитель: В переводе с латинского языка название «галантус» — «молочный
цветок».
Учитель: — Что вы знаете про «Красную книгу»?
Дети: — В нее занесены названия растений и животных, которые охраняются.
Работа в группах.
Каждая группа получила свою карточку с названиями цветов. Группам 1 и 2 нужно простым карандашом подчеркнуть те слова, которые состоят из двух слогов, группам 3 и 6 из трех слогов, а группы 4 и 5 находят слова, состоящие из одного слога.
Карточки для групп.
1 и 2 — роза, лилия, астра, пион, гвоздика.
4 и 5 — ромашка, мак, василек, лен, клевер.
3 и 6 — ландыш, фиалка, незабудка, подснежник.
На задание дается 2 минуты.
Затем каждая группа зачитывает свои слова.
Учитель: — Каким, одним словом можно охарактеризовать названия ваших
цветов? ■ —
Дети: — 1 и 2 группы — садовые; 3 и 6 — лесные; 4 и 5 — полевые.
На доске: ла ло ли
Учитель: — Группы 1 и 2 должны придумать название цветка, в котором
встречается слог ла (ландыш).
Группам 3 и 6 придумать название цветка, в котором встречается слог ло
(колокольчик).
Группам 4 и 5 придумать название цветка, в котором встречается слог ли
(лилия).
Прочитать слова по слогам, а потом как они произносятся:
Ландыш колокольчик лилия роза
- VI. Чтение текста шепотом (1 раз).
Упражнение: 1 .учащиеся находят по карточке числа от 1 до 25 и отстукивают пальцем.
- учащиеся выходят к доске и читают по «цепочке» текст с отрывом взгляда. Чем больше отрыв взгляда от текста, тем лучше ученик ориентируется в тексте.
- пересказ текста « Снежный ком».
- Прочитывают еще раз текст на время.
- Зрительный диктант: Наступила (осень) весна Дни стали (короче) длиннее Стоят в поле сестрички.
VII. ИТОГ УРОКА.
Подводя итог нашего урока, хочется подчеркнуть, что вы неплохо разбираетесь в цветах, хорошо подбираете точные сравнения, строите красивые фразы. Но хочется отметить вот что: нередко замечаешь, что дети, а порой, увы, и взрослые просто так рвут целые охапки цветов и потом их выбрасывают. И недаром создана Красная книга, которая охраняет эти прекрасные создания природы, украшающие нашу с вами жизнь. Поэтому я призываю вас, ребята: берегите красоту, которая окружает нас!