Развитие умения работать над текстом «Цветы».

Развитие речи

Тема: Развитие умения работать над текстом «Цветы».

Цель: развивать устную и письменную речь учащихся; учить видеть красоту в

окружающем нас мире; воспитывать бережное отношение к природе. Сообщить

познавательный материал о цветах. Развивать творческие способности, создавая

на уроке благоприятную атмосферу. Обогащать словарный запас детей новыми

словами и выражениями. Приобщать детей к поэзии.

Оборудование: магнитофон, запись звучания ручейка, шума ветра, пения птиц;

карточки с изображениями цветов: ромашки, ландыша, тюльпана, розы,

подснежника; карточки с названием цветов.

ХОД   УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовительная беседа.

Учитель — Сегодня на уроке пойдет речь об одной из самых прекрасных вещей, которые есть на земле. А вот о чем, попробуйте догадаться сами.

Давайте позовем на помощь наше воображение, закроем глаза и представим себе, что мы находимся в лесу или на лугу, рядом журчит ручей. Дети закрывают глаза, включается магнитофон с записью звучания ручейка, шума ветра, пения птиц, а учитель на фоне этих звуков выразительно рассказывает:

Идешь, бывало, в лес по давно знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным и радостным ковром рассыпаются луговые и лесные цветы. Качаются на ветру лиловые колокольчики, желтеют бесчисленные одуванчики. А у самой тропинки, на лесных зеленых лужайках, цветут, кланяются вам знакомые веселые ромашки. Выдержать паузу.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Дети — О растениях. Учитель — А точнее? Дети — О цветах. Учитель — Правильно.

Поскольку на уроке «Окружающий мир» мы рассматривали цветы с научной точки зрения, то на сегодняшнем уроке развития речи мы поговорим о том насколько интересен и неповторим каждый цветок. А заодно проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в них.

III.       Работа по теме урока.
/.   Цветок ромашка.
Загадка.

Учитель: -Стоят в поле сестрички-.

Золотой глазок, белые реснички. Дети: — Это ромашки.

Учитель — Правильно.

Показать карточку с изображением ромашки.

—  По каким признакам вы определили, что это ромашки?

Дети: Желтый глазок- это середина, а белые реснички -это лепестки.

 

 

 

 

 

 

Учитель: — Почему их назвали сестричками?

Дети: — Ромашки всегда растут по несколько цветков и они похожи друг на

друга как сестрички.

Учитель читает стихотворение «Ромашки» 3. Александровой, а в руке на

ладони держит ромашку.

Учитель: Маленькое солнце на моей ладошке —

Белая ромашка на зеленой ножке,

С белым ободочком желтые сердечки.

Сколько на лугу их, сколько их у речки! С чем автор сравнивает цветок ромашки? Почему? Дети: — С солнышком. По форме ромашка напоминает солнышко в ясную погоду.

Учитель: Я перечислю названия цветов, а вы попробуйте определить, какое из них «лишнее». «Ромашка, колокольчик, лилия, василек». Дети: — Лилия. Учитель: — Почему? Дети: Лилия это не полевой цветок, а садовый цветок.

  1. Цветок ландыш.

Учитель: — Что это такое: «Белые, душистые, в лесу растут, весной рано

цветут».

Дети: — Ландыши.

Учитель: — По каким признакам вы определили, что это ландыши?

Дети: — Растут в лесу. Весной цветут , душистые.

Учитель: Правильно, молодцы!

Открыть карточку с изображением ландыша.

Ученик читает стихотворение: — Родился ландыш в майский день,

И лес его храпит.

Мне кажется, его задень-

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы,

Давай послушаем:

А вдруг, услышим я и ты? Учитель: — Вам понравилось это стихотворение?

Что вы представляли себе, когда слушали его? Как вы понимаете такую фразу: «И лес его хранит»!

На доске записаны два предложения, но несколько слов пропущено. Мы должны сами подобрать и вставить слова, наиболее точно описывающие цветы ландыша. Мы очень любим ландыши.

Их_____________ ,______________ цветы похожи на______________ .

Их____________ ,______________ цветы.

  • Какие цветы у ландыша?
  • Какие слова мы можем здесь использовать, чтобы описать этот цветок? Дети: — Белоснежные, хрупкие, чистые, маленькие.

Учитель: — На что похожи цветы ландыши, что они вам напоминают? Дети: — Бусинки, бубенчики, жемчужины.

Для наглядности показать белые бусинки или жемчужины.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: — Что у вас получилось? Дети читают дополнительный текст.

  1. Цветок тюльпан.

Учитель: — Чтобы узнать о следующем цветке вам надо отгадать ребус.

На доске:

+ ПАН

Как называется тонкая, прозрачная занавеска? Дети: — Тюль.

Учитель: — Прибавляем слог «ПАН», что получается? Дети: — Тюльпан.

Учитель открывает карточку с изображением тюльпана. Учитель: — Слово «тюльпан» восходит к персидскому «Тюрбан» — чалма, головной убор. Цветок назван по сходству с чалмой (чалма — это несколько раз. обернутый вокруг головы платок).

Я хотела составить предложение из этих карточек, чтобы вы его прочитали, а слова рассыпались. Попробуйте сами восстановить это предложение, чтобы оно звучало красиво и правильно.

желтые,            красные,              бывают        Тюльпаны             лиловые.

Как вы думаете, какое слово будет стоять первым? Дети: — Тюльпаны. Учитель:   — Почему?

Дети: — Так как слово написано с большой буквы.

Учитель:   — Какое слово по смыслу следует за ним?

Дети: — Бывают.

Учитель: — А дальше?

Дети: — Красные, желтые, лиловые.

Учитель:   — А почему стоят запятые?

Дети: — Так как перечисляют цвета.

Учитель:   — Лиловый — это какой цвет?

Дети: Если смешать розовый и фиолетовый, получится лиловый цвет.

  1. Цветок роза.

Учитель: На кустах в саду растет,

Запах сладкий, словно мед.

Но нередко льются слезы

Тех, кто рвет руками____ .

Дети: — Розы.

Открыть карточку с изображением розы.

 

 

 

 

 

 

Учитель: — Ребята, какие слова можно использовать при описании этого цветка?

Сейчас вы прослушаете небольшой рассказ о розе, а по окончании скажете,  сколько предложений прозвучало.

«Розы считаются королевами садов. Они имеют бархатистые лепестки разных расцветок. Розы очень приятно пахнут!». Сколько предложений вы услышали? Дети: — Три.

Учитель: — Давайте проверим. Прослушаем только первое предложение. Дети: — Розы считаются королевами садов.

Учитель: — Итак, прозвучало первое предложение. Как вы думаете, почему розу считают «королевой садов»? Учитель: — Прослушаем второе предложение. Дети: — Они имеют бархатистые лепестки разных расцветок. Учитель: — Как вы понимаете выражение «бархатистые лепестки»? Прослушаем третье предложение. Дети: — Розы очень приятно пахнут! Учитель: — Что мы поставим в конце этого предложения? Дети: — Восклицательный знак. Учитель: — Почему? Дети: — Предложение читается громко, с чувством.

  1. ФИЗМИНУТКА.
  2. Работа по теме урока. Цветок подснежник.

Учитель: — Название, какого цветка является родственным слову «снег». И в

природе этот цветок с ним непосредственно связан?

Дети: — Подснежник.

Открыть карточку с изображением подснежника.

Учитель: — Подберите еще родственные слова к словам «снег», «подснежник».

Дети: — Снежный, снегурочка, снежинка, снеговик, снегопад.

Учитель: — Послушайте рассказ о подснежнике.

(или читают на время). И ставят себе оценку.

— На что похож бутон подснежника?

Дети: — На висящую каплю молока.

Учитель: В переводе с латинского языка название «галантус» — «молочный

цветок».

Учитель: — Что вы знаете про «Красную книгу»?

Дети: В нее занесены названия растений и животных, которые охраняются.

Работа в группах.

Каждая группа получила свою карточку с названиями цветов. Группам 1 и 2 нужно простым карандашом подчеркнуть те слова, которые состоят из двух слогов, группам 3 и 6 из трех слогов, а группы 4 и 5 находят слова, состоящие из одного слога.

Карточки для групп.

1 и 2 — роза, лилия, астра, пион, гвоздика.

4 и 5 — ромашка, мак, василек, лен, клевер.

3 и 6 — ландыш, фиалка, незабудка, подснежник.

 

 

 

На задание дается 2 минуты.

Затем каждая группа зачитывает свои слова.

Учитель: — Каким, одним словом можно охарактеризовать названия ваших

цветов?                                      ■ —

Дети: — 1 и 2 группы — садовые; 3 и 6 — лесные; 4 и 5 — полевые.

На доске:       ла                 ло                  ли

Учитель: — Группы 1 и 2 должны придумать название цветка, в котором

встречается слог ла (ландыш).

Группам 3 и 6 придумать название цветка, в котором встречается слог ло

(колокольчик).

Группам 4 и 5 придумать название цветка, в котором встречается слог ли

(лилия).

Прочитать слова по слогам, а потом как они произносятся:

Ландыш    колокольчик        лилия         роза

  1. VI. Чтение текста шепотом (1 раз).

Упражнение: 1 .учащиеся находят по карточке числа от 1 до 25 и отстукивают пальцем.

  1. учащиеся выходят к доске и читают по «цепочке» текст с отрывом взгляда. Чем больше отрыв взгляда от текста, тем лучше ученик ориентируется в тексте.
  2. пересказ текста « Снежный ком».
  3. Прочитывают еще раз текст на время.
  4. Зрительный диктант: Наступила (осень) весна Дни стали (короче) длиннее Стоят в поле сестрички.

VII.     ИТОГ УРОКА.

Подводя итог нашего урока, хочется подчеркнуть, что вы неплохо разбираетесь в цветах, хорошо подбираете точные сравнения, строите красивые фразы. Но хочется отметить вот что: нередко замечаешь, что дети, а порой, увы, и взрослые просто так рвут целые охапки цветов и потом их выбрасывают. И недаром создана Красная книга, которая охраняет эти прекрасные создания природы, украшающие нашу с вами жизнь. Поэтому я призываю вас, ребята: берегите красоту, которая окружает нас!