Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных
Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится все труднее.
В школе четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Это долгосрочный процесс, ставший научно обоснованной и внутренне принятой программой работы всего педагогического коллектива, который идет путем освоения теоретических основ инновационных процессов, путем технологизации педагогической деятельности и учебного труда школьников, позволяющей достигать гарантированных педагогических результатов. Образовательные технологии, используемые в нашей школе, мы условно подразделяем на следующие группы: личностно-ориентированные, технологии развивающего обучения, педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, предметные технологии и информационно-коммуникационные технологии.
- I. Применение личностно-ориентированных технологий обучения
Технология разноуровневого обучения. Мы исходим из того, что данная технология основывается на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Ученики делятся на группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях:1 — базовый (государственный стандарт); 2 — профильный (углубленный). Этот подход даёт гарантированный результат освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.
Технологии коллективного взаимообучения используются учителями школы с целью плодотворного развития у обучающихся самостоятельности и коммуникативных умений. Эта технология работает у большинства учителей т. к. она привлекательна тем, что:
- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- отпадает необходимость сдерживания темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей.
Проектное обучение применяется как полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не вытесняет её, используется как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. В практике работы школы используются предметные, межпредметные и надпредметные проекты. Предметные проекты нашли широкое распространение в работе учителей начальных классов,где первоклассники работают над проектами «любимый сердцу уголок»-о родном поселке, « растения степи»-о растительном мире нашей местности, « Герои Казахстана»-о земляках воинах Великой Отечественной войны,героях –космонавтах и т д, «Национальные орнаменты».
- II. Применение технологий развивающего обучения
В виду того, что во главу угла в образовательном процессе мы ставим развитие интеллекта, особое внимание в инновационной деятельности уделяется развивающим технологиям, которые предлагают принципиально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным, основанным на натаскивании и зазубривании. Мы создаём условия, когда развитие школьника превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Эта сложная педагогическая проблема решается в начальной школе на основе следующей системы:
Система | Содержание технологии |
В.Л. Занков | Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. |
Применение технологий развивающего обучения на начальной ступени сопровождаются элементами здоровьесберегающей технологии, что обеспечивается использованием:
системы упражнений для глаз;
физкультминуток на уроках;
спортивной секцией во внеурочной деятельности.
III. Использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии. Выбор игровых технологий в практике работы педагогического коллектива продиктован принципом активности ребенка в процессе обучения, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам, т.к. игра наряду с трудом и учением — одна из основных видов деятельности человека. Игра используется в качестве:
- самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы.
Различные виды игр используются практически на всех ступенях обучения. Учителя начальных классов применяют игровые технологии, составленные ими из отдельных игр и элементов.
- IV. Развивающие технологии
Начальная школа:
- Курсы адаптации к школе помогают активизировать познавательную мощь детского мозга, преодолеть стрессовые ситуации при поступлении ребенка в школу.
- Система гармонизации психофизического здоровья обучающихся во время хорового пения во внеурочной деятельности.
- Лечебная физическая культура во внеурочной деятельности поможет снять нагрузки, утомляемость ребенка после учебного процесса.
- Система хореографической студии во внеурочной деятельности снижает потребность ребенка в движении.
- Театральная студия развивает творческие способности учащихся, ум, память, артистизм.
- Студия трудового обучения развивает вслед за мелкой моторикой рук деятельность головного мозга.
Применение информационно-коммуникационных
технологий обучения
Необходимость применения современных информационных технологий очевидна.
Сегодня, на этапе формирования современной системы информационного обеспечения учебного процесса, на первый план в школе выходят задачи технического и кадрового характера: создание единой локальной сети, объединяющей рабочие места участников процесса обмена информацией, обучение педагогического персонала и т.п. Нельзя сказать, что на сегодняшний день все они в одинаковой мере успешно решены в нашем образовательном учреждении. Как и любая другая школа, мы испытываем определенные кадровые и ресурсные ограничения, не позволяющие в полном объеме реализовать задуманное. По мере насыщения образовательных учреждений компьютерной техникой и овладением ею педагогов, становится ясно: «если учитель мыслит прежними категориями, то использование самых современных технических средств почти не меняет сути образовательного процесса».
Сегодня многие учителя Улькенской средней школы применяют ИКТ для демонстрации разнообразного иллюстративного материала (карты, схемы и т.д.). Мы понимаем, что это обычная репродуктивная подача учебного материала, но воспринимается она учениками очень хорошо, т.к. подается с помощью современных мультимедийных средств.
Известно, что информационные технологии дают ожидаемый наибольший эффект лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями. Это:
- организация исследовательской работы;
- организация проектной деятельности учащихся;
- использование информационных технологий в системе дополнительного образования;
- информационная поддержка зарекомендовавших себя на практике эффективных педагогических технологий, как в области обучении, так и воспитания;
Многие педагогические технологии, разработанные еще в доинформационную эпоху, не потеряли своей ценности и, будучи усиленными и обогащенными новыми средствами, могут значительно увеличить образовательный эффект.
Но нахождение разумного баланса между педагогическими и информационными технологиями – серьезная дидактическая проблема. Ситуация осложняется тем, что «на фундаментальном научном уровне проблема развития дидактики в условиях существования высокотехнологичной информационно-образовательной среды пока никем серьезно не разрабатывается. Решением данной проблемы является повышение квалификации педагогических работников Республики Казахстан на трехмесячных курсах третьего и второго уровней .На данный период в нашей школе такие курсы прошли и получили сертификаты: Ильясова К.Б.-учитель казахского языка,Панина Н.В.-учитель химии, ,Кащеева Л.А.-учитель начальных классов ,Супрунова С.Ч.-учитель иностранного языка ,Укибаева Г.Р.-учитель начальных классов, Мухаметдинова М.Д.-учитель физики. Чем быстрее пройдут такие курсы учителя школы ,тем качественнее будут проведены уроки и учащиеся смогут развивать свои творческие способности, ум, память, логику-что требует сегодня современная образовательная система.