Изменение поверхности земли человеком
Тема: Изменение поверхности земли человеком.
Цели:
- Сформировать у учащихся понятия об искусственных формах поверхности земли;
- познакомить учащихся с нежелательными последствиями деятельности человека;
- развитие интеллектуальных способностей: умения сравнивать, обобщать, находить
- главное, видеть различия и сходства явлений;
- воспитание у детей бережного отношения к природе, земле, ее ресурсам.
Задачи урока:
- Применяя стратегии критического мышления, учащиеся продолжат формировать умения анализировать, рассуждать, думать, высказывать свои суждения;
- Работать в парах, группах по 6 человек, коллективная работа класса, совместное обсуждение проблем, решение вопросов урока.
- Будут учиться сотрудничать, уважать мнение товарищей, учиться доказывать правоту своего мнения, свою точку зрения.
Тип урока: Объяснение новой темы.
Методы обучения:
Интерактивный , словесный, частично- поисковый, самостоятельная работа с текстом.
Формы работы:
Индивидуальная работа (с текстом, пятистишия, тесты); В парах (взаимопроверка тестов); Групповая (по диаграмме Венна и выбор пятистишия); Коллективная (работа по диаграмме Венна).
Оборудование;
- На боковом стенде: Пейзажи — «Горы», «Равнины».
- Четверостишия над пейзажами А.Фета и В.Степанова.
- Основная доска: Лист ватмана с диаграммой Венна «Изменение поверхности
Земли».
- Лист ключ ответов к тесту.
- Словарные (новые) слова (карьер, курган, террикон) и изображения этих понятий.
На столах:
- 1 большой лист на группу.
- На каждого учащегося лист для самоконтроля
Давайте перед уроком зарядимся положительной, доброй энергией друг от
друга.
1-2-3-4-5! Светит солнышко опять!
1-2-3-4! Все прекрасно в этом мире!
1-2-3-4-5! Мы умеем рассуждать!
- I. Побуждение.
— Как вы умеете рассуждать, покажет ваша работа на уроке.
— Взгляните на стенд. Что вы на нем видите? (Горные пейзажи, равнины, стихи над ними).
Прочитайте эти четверостишия:
Чудная картина Что такое горы?
Как ты мне родна! С ветром разговоры,
Белая равнина. Снежные вершины.
Полная луна. Грозные лавины…
А.Фет В. Степанов
— А как вы думаете, для чего нам эти стихи? (Чтобы найти основные, ключевые слова урока). -Найдите эти слова.
(Равнины, горы).
— С точки зрения науки, а не поэтов, что такое равнины и горы? (Формы поверхности земли).
-А что мы выяснили на предыдущих уроках?
( что поверхность земли постоянно изменяется)
-Чтобы вы были уверены в прочности своих знаний, мы поведём тест. Отвечайте
не подробно, а только «да» или «нет». Если согласны с данным суждением, то
ставьте «1», если нет — «О».
ТЕСТ
- Горные породы состоят из гранита, известняка, песка.
- Выветривание — это разрушение горных пород только ветром.
- Стекающая с гор вода не только переносит горные породы, но и меняет поверхность земли.
- Овраги образуются на равнинах из/за сильного ветра.
- На земле и в настоящее время появляются молодые горы.
- Самые высокие горы Казахстана- Каркаралинские.
- Разрушение горных пород способствует и растения. ВЗАИМОПРОВЕРКА (поменяйтесь листочками с товарищем по парте) Внимание на доске висит клюя к правильному ответу. Правильный ключ только один.
-С каким ключом вы согласны? 1010101
— Прочитайте ключ как многозначное число. Сколько в нём классов? К какому разряду отнесём 1 млн.?
- II. Реализация.
-Какое задание вам было задано на дом?
(составление таблицы в тетради «Изменение поверхности земли»)
-Сейчас вы поможете мне заполнить диаграмму
СМОТРИ ДИАГРАММУ
-А какие ещё причины могут повлиять на изменение поверхности земли? ;
(деятельность человека)
— Что вам известно уже об этом?
( заполнение диаграмм по ответам учащихся)
Чтобы убедиться в правильности наших умозаключений обратимся к учебнику с.
33-36
Чтение с пометами.
-Кто из группы прочитает первым, берёт листок и записывает в него то, что можно
ещё дополнить в нашу диаграмму
(чтение 5 мин.)
-Что вас удивило? Какие новые понятия встретились вам в тексте? Что они
обозначают?
ТЕРРИКОН — горы пустой породы, извлечённой из шахт.
КУРГАН — холмы, которые в древности насыпали над мгилами
КАРЬЕР — огромные ямы, где добывают полезные ископаемые
Всё это искусственно созданные изменения формы земли, которые появились в
результате деятельности человека.
( ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ТЕРРИКОНА, КАРЬЕРА, КУРГАНА)
ЗАПОЛНЕНИЕ ДИАГРАММЫ.
-Что же вы видите общего в воздействии природы и человека на поверхность
земли7
ВЫВОД:
Часто человек вносит нежелательные, отрицательные изменения в окружающую
среду и потом это возвращается к нему в виде землетрясений, экологических бед,
наводнением, болезнями людей.
Существование жизни на земле и самого человека обусловлено природными
условиями и деятельностью самого человека.
III. Рефлексия второй части.
Всё чаще и чаще говорят: «Земля в опасности!»
— А что бы могла сказать сама земля?
— Возьмите листки и напишите рассуждения в виде пятистишья со словом земля. ( инд. работа учащихся)
На обороте нарисуйте своё настроение в виде личика и оцените свою работу на уроке, и напишите одно слово о самом уроке.
-Теперь в своих группах зачитайте пятистишья. Выберите одно наилучшее. Зачитайте его для всех.
Д/3 на листочках по вариантам:
I — подготовить сообщение на листа об экологической проблеме Казахстана
II — эссе на тему: «Я — гора», «Я- равнина» и т.п.
III — рисунок на тему: Что может случиться с землёй»
РЕФЛЕКСИЯ УРОКА
Закройте глаза. Мысленно вспомните наш урок, что же мы с вами делали?
- Обмен энергией
- Четверостишье — ключевое слово.
- Тест
- Заполнение диаграммы
- Чтение текста с пометами
- Заполнение второй части диаграммы
- Новые понятия
- Пятистишье, рисование настроение
— Да, всё это вы сегодня сделали на уроке, доказали мне, что умеете мыслить, рассуждать. Я хочу сказать, что вы сегодня преодолевали свою очередную высоту
— вершину, стали на одну ступеньку выше, к более высоким вершинам знаний.
— Что такое горы7 ( В жизни это многозначное слово. Горы — это высоты, препятствия, которые нужно преодолевать)
Я вам желаю, чтобы вы в своей жизни смогли преодолеть все горы, все вершин
были по плечу.
Слова из песни В. Высоцкого
Так оставим ненужные споры,
Ты ведь мне всё доказал,
Лучше гор могут быть только горы
На которых ещё не бывал!
Пускай в вашей жизни вы побываете на всех горах, каких захотите. И покорите вершины, которые задумали. И на какой бы высоте вы не оказались, оставайтес прежде всего человеком — добрым и разумным. Спасибо вам за прожитый вместе со мной урок и за радость общения.