Многозначность слова
Учитель: Беймарт М. А. Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления Кокшетау
Тема: Многозначность слова
Цель: Формирование умения определять лексическое значение слова. Дать представление о многозначных словах и их роль в речи .
Задачи:
Формировать представление о том, что каждое слово имеет свое лексическое значение. Исследовать слово КЛЮЧ. Определить его лексическое значение.
Развивать умение разбирать слова по составу, выделять основу предложения.
Пополнить словарный запас. Развивать умение работать со словарем.
Воспитывать внимание и любовь к окружающему миру.
Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, экспедиционные журналы у учащихся.
Ход урока.
- Организационный момент. Психологический настрой.
- Актуализация знаний. Объявление темы урока.
— Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в научную экспедицию в страну Лексика. А кто из вас знает, что обозначает слово «лексика»?
— Правильно. Слова – это строительный материал языка. В этой стране несколько городов: Синоним, Антоним, Омоним, Фразеологизм. О некоторых из них вы уже слышали, с другими познакомимся позже.
К любой экспедиции надо готовиться. Подготовим наши пальчики.
- 1. Пальчиковая гимнастика.
- Минутка чистописания. (Работа в экспедиционном журнале.)
- Орфографический буквенный диктант.
Безударная гласная: Река, гора, звезда, трава, снегирь, ведро, родник, вода.
Парная согласная. Друг, хлеб, сад, ёж, репка, снег, лёд, мороз.
Гласные после шипящих. Роща, щука, чай, лыжи, чудеса, шиповник, щавель
- Проверка по интерактивной доске. Взаимопроверка.
А) Какое слово лишнее? Что обозначают оставшиеся слова? На какие две группы их можно разделить? В каком слове букв больше, чем звуков? Почему?
Б) Какое слово лишнее? Почему? (репка – в середине слова парная согласная.)
В каком слове звуков больше, чем букв?
В) Какое слово нельзя переносить?
Цель нашей экспедиции – город Многозначных слов. Мы встретимся с некоторыми жителями этого города.
- Урок Кирилла и Мефодия. №20 слайд №7. Многозначные слова.
III. Постановка цели и задач урока.
Цель нашей экспедиции: исследовать многозначное слово, которое спряталось в загадке.
Может напоить водою,
Может гайку отвинтить,
А ещё замок откроет,
Чтоб хозяев в дом пустить.
- Запишите отгадку и сделайте транскрипцию.
Презентация. Слайд 6, 7.
Исправьте ошибку. Дайте характеристику звукам.
Наша задача: Исследовать слово КЛЮЧ. Определить его лексическое значение.
III. Работа по теме.
- а) Вернемся к первой строчке загадки. Кто может ответить, что это за ключ, который может напоить водой? Прочитаем, что об этом говорится в толковом словаре. (Слайд 8, 9)
КЛЮЧ — Бьющий из земли источник, родник.
Б). Найдите лишние слова: ключ, озеро, источник, родник, река. Объясните, почему. (слайд 10)
Слова: ключ, родник, источник- это слова синонимы. О них мы поговорим на следующих уроках.
В). Составь предложение: ключи, На, бьют, оврага, дне. (слайд 11)
— Подчеркните основу предложения.
- Что это такое? (слайд 12) Скрипичный ключ.
Вновь обратимся к Толковому словарю.
КЛЮЧ – система нотного изображения музыкальных звуков, знак в начале нотной строки.
Музыкальная физкультминутка
- А)Диалог двух мальчиков.
—Ты знаешь, Алёша, я сегодня потерял ключ.
–Мади, как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из него пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.
Почему не поняли мальчики друг друга?
Б) Где мы можем узнать еще одно значение слова ключ?
Откроем Толковый словарь. (слайд 16)
КЛЮЧ – металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.
В) Соотнеси картинку и предмет (на интерактивной доске).
Г) Запишите слово ключ, подберите однокоренные слова.
Разобрать слова по составу.
— Какое значение слову придают суффиксы — ик? — ник?
— К какой части речи относятся слова с суффиксом –ев?
IV . Итог исследования: кластер
Итак, мы заканчиваем наше исследование. Что нового мы узнали про слово КЛЮЧ?
Бьющий из земли источник, родник.
Система нотного изображения музыкальных звуков, знак в начале нотной строки.
Металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.
-Сколько значений имеет слово ключ?
Ваши ответы оформим в виде кластера.
— Как называются слова, которые имеют два и более значений?
-Какие еще многозначные слова вы можете назвать? (корень, конь, ручка, хлеб)
Творческое задание по группам: написать эссе.
— А сейчас я предлагаю вам перевоплотиться, представить, что вы – это ключ.
1 группа – ключ – родник.
2 группа – ключ от замка.
3 группа – ключ скрипичный.
Минутка для шутки.
Каким ключом замок не откроешь?
В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают?
Оценки.
Домашнее задание
Подобрать многозначные слова, придумать и записать с ними предложения.