Семья
ПОЗНАНИЕ МИРА
4 КЛАСС
Босжигитова Р.К.
учитель начальных классов шг № 65 г. Астаны
Тема: Семья.
Цель урока: Создать ситуацию в процессе обучения, чтобы дети оценили ценность семьи и взаимоотношения в семье.
Задачи: — Помочь детям исследовать собственную семью, чтобы они оценили свое отношение к членам семьи; способствовать воспитанию у детей чувства гордости за свою семью. Развивать теплые чувства к окружающим; учить быть ответственным за свою семью, воспитывать любовь и взаимоуважение. Развивать устную речь учащихся.
Ожидаемые результаты: — Дети смогут по новому оценить своё отношение к членам семьи, чувствовать себя нужным и быть уверенным в жизни; — почувствуют ответственность за свою семью; — научатся в себе развивать чувства сопереживания; — научатся самостоятельно работать в группе.
Предпосылки урока: — в процессе до урока дети исследуют свою семью, родословную через интервью и наблюдения; — напишут эссе «Кем я горжусь в своей семье»или «Традиции моей семьи».
Дополнительные ресурсы: — фильм «Спасибо, мама!» — текст «Притча о семье» — презентация «Семья»
Деление на группы: дети делятся на группы по 5 — 6 человек.
ЭТАП ПОБУЖДЕНИЯ :
Учитель показывает отрывок фильма «Спасибо, мама!»
Вопрос: — Какие вы испытываете чувства после этого фильма и что значит для вас семья? Дети индивидуально пишут собственное мнение, обсудят в группе, презентуют в коллективе.
ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ:
— Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передается от родителей детям. А может ли человек жить один и называть себя семьей? Прочитайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
Всем группам дается одинаковый текст. Чтение, вопросы учителя, и обсуждение текста в группах.
«Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый. — Куда ты идешь?- спросил старик. — Я иду искать место, где мне не будет так одиноко. — Я знаю, как тебе помочь…»
Вопрос учителя: — Как может помочь старик ребенку? Найдет ли он счастье? Продолжите рассказ. (Ученики делают заметки в тетрадях, обсуждение записей в группах). — Прочитайте продолжение рассказа (Учитель раздает продолжение рассказа).
«- Я знаю как тебе помочь. Идем со мной, — предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки. — Посмотри! — сказал старик. -Все мы живем в одном доме, вместе радуемся вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время понял, что… »
— Продолжите рассказ. Как вы думаете, что понял мальчик? (Обсуждение в группах, высказывание детей). — Прочитайте чем закончился рассказ (Раздаточный материал.)
» Мальчик остался, и через некоторое время понял, что приобрести настоящую семью не просто, а тем более, когда с тобой обращаются как с родным ребенком, уважают и любят, ты тоже стараешься ответить взаимностью. И только теперь мальчик научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.»
— Что же такое семья? (ответы детей).
Презентация: — Семья это место, где вас любят таким, какой вы есть, где вам рады. Все хотят любить и быть любимыми. Без этого нет человеческого счастья.
— Семья — это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.
Слово учителя: Семья — это место вашего рождения и становления. Именно в семье складываются ваши представления о добре и зле, о порядочности, о духовных и материальных ценностях. Мы — частичка своей родины. История каждой семьи — частица истории родины. Весь народ — наша большая семья. Гордость за свою семью — гордость за свою родину.
Учитель: — Издавна одной из традиций в семьях была традиция знать свою родословную, знать своих предков до седьмого колена. Эта традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память — это то, что связывает нас своими корнями.» Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» — Готовясь к уроку вы изучали историю своей семьи, составляли свою родословную. Что нового вы, ребята, узнали о своей семье, о родословной, о традициях своей семьи. Расскажите, пожалуйста в группе. (Презентация постеров).
Учитель: — Как могучая и бурная река берет силу с маленьких ручейков, так и наша страна обогащается семьями, родами. Вам хочется, чтобы река была полноводной, чтобы наша родина была красивой и счастливой? Для этого всем нам нужно знать историю своей семьи, историю своей страны, узнать традиции своего народа, любить родной язык.
— Эссе «Кем я горжусь в семье» или «Традиции моей семьи».
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ:
— Чем вам понравился урок? Чему вы научились на этом уроке?
— Чтобы вы хотели еще знать по этой теме?