В. Одоевский «Городок в табакерке»
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: В. Одоевский «Городок в табакерке»
Борисова Е.В. учитель начальных классов ССШ № 25 г. Актобе
Цель: формирование в детях активной жизненной позиции, раскрытие в них творческого отношения к действительности.
Задачи урока:
Образовательные:
- продолжить работу над произведением В.Одоевского, соединяющим реальность фантастику;
- учить выделять существенное, умение работать с текстом. Развивающие:
- развивать навык беглого, выразительного чтения, эмоции учащихся, монологическую речь.
- развивать умение протягивать ниточки к другим предметам и событиям в мире; образное, творческое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать организованность, требовательность к себе, чувство уважения окружающим;
- приобщать к нравственно духовным ценностям.
Используемые методы и технологии:
- объяснительно — иллюстративный метод, тренинг, творческий поисковый методучебно-методическое обеспечение: ТСО, портрет, музыкальные шкатулки, иллюстрации к произведению, рисунки деталей шкатулки.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Структура урока:
- I. Организационно-психологический момент
- II. Сообщение темы, цели и задачи урока
III. Проверка домашнего задания
- IV. Работа по идейно-художественному содержанию
- VI. Обобщение
VII. Подведение итогов работы
VIII. Определение домашнего задания.
Ход урока
- I. Организационно-психологический момент.
Игра «Таинственный мешочек»
— В этом мешочке предмет. Вы должны догадаться, что это, задавая мне вопросы, ответ на которые будет только «да» и «нет».
— Эта музыкальная шкатулка ничего вам не напоминает?
- II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы продолжим работу над произведением В.Одоевского «Городок в табакерке»
III. Проверка домашнего задания
— Что правдиво, а что вымышлено?
— Как озаглавим части?
— Какой новый урок получил Миша от Мальчика-колокольчика?
— Как следует понимать слова Мальчика-колокольчика: «Вперед не смейся над теми, у кого поговорка дурная, иной и с поговоркою , а больше другого знает». /прежде чем судить, выносить свое мнение, нужно знать, о чем или о ком ты судишь/
— Почему Мише захотелось остаться с колокольчиками?
— Прав ли Миша? Что же оказалось на самом деле? Почему у них «плохое житье»?
— Какую пословицу можно вспомнить, слушая колокольчики? /скучен день до вечера, если делать нечего/
— Согласен ли Миша с колокольчиками?
— Что он понял? Как это характеризует Мишу?
— О какой другой беде поведали колокольчики?
— Как выглядели «дядьки»?
— Расскажите: как хотел вступиться за колокольчики Миша и что из этого получилось?
— Кто такой «надзиратель»?
— Что о нем говорят колокольчики? Он действительно «предобрый» или равнодушный? Докажите словами текста.
— Какой вывод о «надзирателях» в жизни сделал Миша?
— Расскажите о встрече Миши с царевной Пружинкою? Опишите, где она лежала, ее внешний вид.
— Почему все остановилось, когда Миша нажал пружинку?
— Какой можно сделать вывод об окружающей нас жизни? /все в мире взаимосвязано, взаимозависимо/
— Чему научился мальчик Миша во время своего посещения городка?
— Найдите в тексте слова и выражения, которыми можно заменить данные Слова записаны на доске: смотреть очень внимательно, сосредоточенно посмотри, поклонился почтительно-вежливо, — человек который занимается надзором, опомниться.
Игра «Кто больше запомнит устаревших слов».
- IV. Работа по идейно-художественному содержанию
- Беседа с сопровождением выборочного текста.
— Какой подарок принес папенька Мише. Найдите описание табакерки
— Что было необычного в ней?
— Почему мальчику захотелось войти в нее?
— Войдем вместе с Мишей в табакерку и увидим этот необычный музыкальный городок.
— Опишите первого жителя городка, которого встретил Миша?
- Инсценирование /встреча Миши и мальчика-колокольчика/
— По каким словам можно судить о воспитанности и вежливости говорящих?
— Какие вежливые слова употребляете вы?
— Какое первое представление об окружающем мире дал Мише Мальчик колокольчик?
— Какой пример привел сам Миша?
— Подберите свои примеры из жизни?
— Опишите улицу такой, какой увидел её Миша?
— Найдите предложения, которые выражают чувства восторга мальчика. Прочитайте.
— Прочитайте слова и выражения, которые рисуют необычность городка.
- Работа в группах. Работа под образом главного героя.
— Найдите слова и выражения, которые характеризуют Мишу, его отношение окружающему миру.
1 группа работает по I части;
2группа — по II ч.;
3 группа — III ч.;
4 группа — IV ч.
Вывод: только внимательный, усидчивый человек может познать тайны окружающего мира; только воспитанный человек может найти добрых, нов друзей.
- V. Обобщение
- Игра «Угадай чей голосок» /на доске появляется рисунок с деталями музыкальной шкатулки/
- Расположите все детали так, чтобы зазвучала музыка.
- « Живая картинка» /один ученик рассказывает, другие изображают действие происходящего/. Звучит музыка.
— Вот мы и узнали тайну табакерки.
- VI. Подведение итогов
— Как вы относитесь к тому, о чём узнали?
VII. Определение домашнего задания
Творческое: придумай свою сказку про какой- либо механический предмет.