22 қыркүйек – Қазақстан халықтарының Тілдер күні. 22 сентября – День языков народа Казахстана
22 қыркүйек – Қазақстан халықтарының Тілдер күні.
22 сентября – День языков народа Казахстана
Цель проведения мероприятия: активизировать и расширить имеющиеся знания учащихся о языке, воспитывать любовь, интерес к языкам, дружбу и взаимопонимание между учащимися.
Ведущий 1: Қош келдіңіздер, құрметті достар!
Ведущий 2: Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 1: Құрметті ұстаздар мен оқушылар! Сіздерді тіл мейрамы күнімен құттықтаймыз!
Ведущий 2: 22 сентября — День языков народов Казахстана. И сегодняшний день мы посвящаем этому празднику.
Ведущий 1: Человек живет в обществе. Средством общения служит язык. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства. На нашей планете живут более 6 миллиардов человек. Все они – граждане разных государств. Государство – это огромная семья. Которая объединяет всех людей, проживающих на его земле. Каждый человек находится не только под защитой своего государства, но и обязан соблюдать законы страны.
Ведущий 2: Государственным языком Республики Казахстан является казахский язык.
Долгом каждого гражданина Республики Казахстан является овладение государственным языком.
А как вы думаете, сколько языков может выучить человек? Например, сын одного плотника из Болоньи Джузеппе Гаспар Меццофанти знал 30 европейских, 5 африканских, 7 азиатских, а всего, видимо около 100 языков. А Л.Н.Толстой в совершенстве владел: французским, английским, латинским, испанским, итальянским, чешским, польским, болгарским языками. Знание чужого языка позволяет лучше познать и свою, и иную культуру.
Посмотрите, пожалуйста на эту таблицу. Внашей школе учатся 1085 учеников. Представители 22 национальностей. Из них:
Аварлар -1 | Латыш- 1 |
Әзірбайжан – 2 | Молдаван — 3 |
Армян — 2 | Неміс – 43 |
Башқұрт — 4 | Орыс – 680 |
Езид — 1 | Поляк — 5 |
Мариц — 1 | Удмурд — 1 |
Белорус – 7 | Татар – 37 |
Ингуш – 1 | Түрік – 1 |
Қазақ — 194 | Өзбек — 2 |
Қырғыз — 1 | Украин — 90 |
Кәріс – 7 | Шешен — 1 |
Ведущий 1: В глубинах народного языка отражается вся история духовной жизни народа. В сокровищницу родного языка одно поколение за другим складывает весь след своей духовной жизни.
Ведущий 2: Сегоднящний наш праздник открывает танцевальная группа «Арабеск» под руководством хореографа — Брюшко Татьяны Алексеевны. В репертуаре ансамбля «Арабеск» много народных танцев. Казахский, татарский, украинский, …т.д. . Но сегодня они покажут национальный казахский танец.(музыка)
Ведущий 1: Тіл – халықтың жаны, сәні, тұтастай кескін-келбеті, болмысы.
Ведущий 2: Исторически сложилось так, что на территории Казахстана действует и развивается более 136 языков, но государственным языком является казахский язык.
Ведущий 1: В основном законе государства – Конституции Республики Казахстан – записано, что русский язык является языком межнационального общения.
Русский язык, как один из мировых языков, получил широкое распространение в мире. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.
Ведущий 2: На земном шаре много языков. Особую роль в развитии человечества сыграли, так называемые, мировые языки. Таких языков шесть: английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский.
На сцену приглашаем представителей разных национальности..(включить музыку)
Ведущий 2: Мы Вас просим, чтобы вы рассказали на разных языках стихи, пожелания или песни.
Ведущий 1: Мировые языки являются средством межнационального общения народов, населяющих различные регионы нашей планеты.
Ведущий 2: Каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал бы уважения.
Ведущий 1: Каждый народ имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.
Ведущий 2: Президент нашего государства Нурсултан Назарбаев выступает за знание нескольких языков. И сегодня мы, нынешнее поколение, изучаем английский язык, так как это язык международного уровня.
Ведущий 1: Хорошее знание и развитие родного языка, умение пользоваться выразительными средствами иностранных языков – самая лучшая опора для каждого человека в его общественной и творческой деятельности. Каждый язык чрезвычайно богат, гибок и живописен.Настанет время – и оно не за горами – языки станут изучать везде и всюду, и знание нескольких языков станет само собой разумеющимся.
Ведущий 2: И так мы начинаем конкурс состоящийся из четырех команд ко Дню языков народов Казахстана! И участвуют в нем вторые классы.
Ведущий 2: Давайте по приветсвуем их!(зрители опладируют). (включить музыку)
А теперь каждая команда покажут свое приветствия.
2А — Біздің тобымыз: «ТАПҚЫРЛАР»,
Біздің ұранымыз: БІЛІМ – ҚЫМБАТ, БІЛУ – ҚИЫН
2Г — Біздің тобымыз: «ҚЫРАНДАР»
Біздің ұранымыз: КҮШ – БІЛІМДЕ!
2Б — Біздің тобымыз:«АЛҒЫРЛАР»,
Біздің ұранымыз: ОҚЫ ДА БІЛ, ОЙНА ДА КҮЛ!
2В — Біздің тобымыз: «СҰҢҚАРЛАР»
Біздің ұранымыз: ТАТУЛЫҚ – ТАБЫЛМАС БАҚЫТ
Ведущий 1: Сегоднящний конкурс будут оценивать жюри:
Заместители директора по учебно — воспитательной работе : Бармина Анастасия Юрьевна, Мурзатаева Амина Оразаевна, учитель казахского языка: Кистаубаева Райхан Нургужевна.
Ведущий 2: Конкурс состоит из четырех этапов:
- Игра – «Айтыс».
- Конкурс: Эрудит.
- Komm, tanz mit mir.
(Пойдем поиграем).
- Домашнее задание
Ведущий 1: А теперь, 1 этап: Игра-Айтыс.
Айтыс – это песенное состязание казахских акынов. «Сильнее всего схватка в словах»,— говорится в народе. В отличие от других форм фольклора айтыс проходит перед собравшимся народом, акыны-поэты вступают в состязание без предварительной подготовки, сочиняют стихи-ответы поочередно, соревнуясь в остроумии, находчивости, оригинальности. Импровизированные стихи исполнялись обычно под аккомпанемент домбры, кобыза, гармони.
Ведущий 2: А сейчас игра – Айтыс. В этой игре руководствовала преподаватель казахского языка Кужамратова Жансауле Ролифовна.
— Ребята, для вас первые испытания. Сейчас будет айтыс между командами. Для этого, давайте, вспомним самые распространенные пословицы и поговорки. Одна команда называет начало, а другая команда продолжает.
Команда «ҚЫРАНДАР» с командой «ТАПҚЫРЛАР»,
«СҰҢҚАРЛАР» с командой «АЛҒЫРЛАР».
2а- «ҚЫРАНДАР»
- Тіл қатынас … . (құралы.)
- Тіл жоқ жерде — … .(ұлт жоқ.)
- Ойы байдың — … .(тілі бай)
4.В гостях хорошо …(а дома лучше)
5.Делу время …( потехе час)
6.Жизнь прожить …(не поле перейти).
2г «ТАПҚЫРЛАР»
1.Тіл тағдыры — … .(ел тағдыры)
- Басқа пәле — … .(тілден.)
- Тіл — … .(тиексіз)
- Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей.)
- Всякому овощу … (свое время.)
- Семь раз примерь … (один раз отрежь).
2б- «СҰҢҚАРЛАР»
- Ана тілі — … .(дана тіл)
- Піл көтермегенді, … .(тіл көтереді)
- Жақсы сөз — … .(жарым ырыс)
- Что посеешь …(то и пожнешь)
- Кончил дело … (гуляй смело)
- Как аукнется … (так и откликнется)
2в- «АЛҒЫРЛАР»,
- Өнер алды -…. (қызыл тіл).
- Сөз сүйектен өтеді, … . (таяқ еттен өтеді)
- Орақ ауыз … . (от тілді)
- Готовь сани летом… (а телегу зимой).
- Тише едешь … (дальше будешь)
- Поспешишь … (людей насмешишь)
Ведущий 2: 2 этап: Конкурс: Эрудит. Проводит преподаватель казахского языка: Есимова Калдыгуль Шакеновна.
Вопросы:
- К какой языковой группе относится казахский язык? Русский язык? (тюрский, славянский)
- Загадка: В России – пельмени, в Грузии –хинкали, а как называется это блюдо у таджиков, узбеков, бурят и много других народов? (манты)
- Собрать из отдельных смешанных кусочков бумаги ковер и определить, к какой национальности он относится? (русский, казахский, узбекский, таджикский). (приложение №1)
- Назовите родину этих танцев: камаринский, сиртаки, краковяк, полька, лизгинка, гопак. (Россия, Греция, Польша, Грузия, Украина).
- Назовите музыкальные инструменты, изображенные на рисунке, и определите, к какой национальности они относятся. (шанкобыз, шертеры, домбра – казахские; гусли, балалайка – русские; скрипкп, гитара — … ). (приложение №2)
- Игровой сектор. Перед вами – табло с закрытыми буквами, ваше задание – отгадать казахское мужское имя, состоящее из 8 букв, при помощи игрального кубика. Правила игры таковы: команда имеет право бросить кубик всего 6 раз. Если на кубике выпадает цифра 1, то вы открываете первую букву и так далее. (Жаксылык)
- Волшебный сундучок. Назвать по иллюстрациям героев казахских и русских сказок. (Балда, Баба-Яга, Иванушка, Емеля, Иван-царевич; Мыстан-кемпир, Алпамыс батыр, Алдар косе). (приложение №3)
- Определите, к какой национальности относятся костюмы, изображенные на рисунке. (приложение №1)
Ведущий 2: 3этап: Komm, tanz mit mir.
(Пойдем поиграем).
Ведущий 2: У Расула Гамзатова есть прекрасные слова: «Для меня языки народов как звезды на небе. Я хотел бы, чтобы звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. То есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого будет своя звезда».
Ведущий 2: 4 этап: Домашнее задание.
- Рассказать стихотворение, песни или танец.
- Показать игры или сказки разных национальностей.
(Пока команды готовятся к выходу с домашним заданием, Есимова Калдыгуль Шакеновна со зрителями проводит «Викторину».)
- Какой любимый напиток у казахов?
(Чай, кумыс).
- Что подают к чаю?
(Варенье, сливочное масло, сливки, сухофрукты, свежие фрукты, орехи, печенье, сладости)
- Какое главное национальное блюдо готовят на любой праздник? Из чего его готовят?
(Бесбармак, — тонкое тесто, мясо-конина, баранина)
- Назовите горячие блюда?
(Куырдак,, самса, палау (плов), к,азы, жал, шужык, к,арта, т.д.)
- Что такое «бата», кто его дает?
(Благословение, дают старики, родители)
- По традиции, что поручается самому почетному гостю?
(Баранья голова — «к,ой басы» — разделывается и отдается гостям)
- Что такое айтыс?
(Песенное состязание акынов)
Ведущий 2: Пока наши жюри подводят итоги, мы участников конкурса сегоднящнего дня посвященного Дню языков народов Казахстана, приглашаем на сцену. И споем песню «Әрқашан күн сөнбесін!»,» Пусть всегда будет солнце!».
Пусть всегда будет солнце!
- Солнечный круг, небо вокруг —
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке.
Припев:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
- Милый мой друг, добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять сердце опять
Не устает повторять:
Припев:
Әрқашан күн сөнбесін,
Аспаннан бұлт төнбесін,
Қасымда болсын мамам,
Болайын мен де аман.
- Солнечный круг, небо вокруг —
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке.
Припев:
Хай зав жде буде солнце!
Хай зав жде буде небо!
Хай зав жде буде мамо!
Хай зав жде буде я!
Ведущий 2: А теперь слово передаем нашему жюри…
Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш конкурс, посвященный к Дню языков народов Казахстана!
Ведущий 2: Желаем всем всего вам доброго и прекрасного!Сау болыңыздар!
Расцветай и будь прекрасной
Наша древняя земля,
Пусть живут твои народы,
Как единая семья!