В. Гауф «Карлик Нос» и склонение имен прилагательных
Тип урока: Интегрированный урок литературного чтения и русского языка.
Тема: В. Гауф «Карлик Нос» и склонение имен прилагательных
Цель: продолжить работу над сказкой «Карлик Нос» В. Гауфа,
развивать умение работать с текстом,
анализировать произведение,
поведение главных героев,
прививать интерес к чтению,
повторить значение, грамматические признаки и роль в предложении имен прилагательных,
прививать интерес и любовь к родному языку.
Ход урока:
- I. Мотивация:
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать,
и друг другу помогать.
- II. Организационный момент:
— Тема урока
— Цель урока
Учитель: Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы продолжим путешествие в сказку очень известную и многими любимую – «Карлик Нос». Узнаем, какие качества осуждал автор Вильгельм Гауф, а какие – очень оценил и хотел видеть в своих героях.
Также мы поработаем с именами прилагательными, повторим грамматические признаки и роль прилагательных в предложении, повторим правописание падежных окончаний прилагательных.
III. Учитель: Урок начнем с проверки д/з:
— Мы познакомились с Немецким сказочником – В.Гауфом. _______________________ подготовила сообщение по биографии этого писателя.
Учитель: Какими были герои сказок В. Гауфа?
Учащиеся: Храбрые, благородные, находчивые, выдерживали испытания, одерживали победу над злом и коварством.
Учитель: Что осуждал в своих сказках автор?
Учащиеся: Жестокость, жадность.
Учитель: Верно, именно поэтому В. Гауф говорил (чит. девиз на доске)
Учитель: Ребята, дома вы читали I часть сказки.
— Как вы понимаете ти слова? («лучше двольствоваьтся…»)
— (можно мало иметь, но при этом быть добрым, готовым прийти на помощь другим людям, и наоборот, быть очень богатым, но не сочувствовать людям, не помогать, быть злым, жестоким – т.е. иметь «Холодное сердце»)
— Верно. А вот к кому из героев можно отнести эти слова, мы узнаем прочитав эту сказку.
Но я предлагаю, давайте послушаем чтение I части, чтение по ролям:
Автор:
Мать:
Якоб:
Старуха:
Учитель: Кем была Ханна?
— Что вы узнали о Якобе? (прочит.)
— Опишите старуху (в тексте)
— Как старушка выбирала товар?
— Прав ли был Якоб, так дерзко разговаривая со старушкой?
Учащиеся: Смеялся, грубил
Учитель: Чем пригрозила старуха Якобу?
— Что ему пришлось сделать, несмотря на сильное нежелание помогать старухе?
— Из чего видно, что он очень этого не хотел?
Учитель: А сейчас мы прочитаем II часть сказки.
Чтение:
Анализ прочитанного: Какое было 1-ое впечатление от дома старушки?
— Что увидел Якоб внутри дома? Как отреагировал? (стр. 92 прочитать)
-Что очень удивило Якоба? (свинки прислуживали ей)
— Что предложила старуха Якобу? (отдохнуть и поесть суп, который она приготовила)
— Что пообещала старуха, когда Якоб ел суп? (станет хорошим поваром и станет как она внешне) (№1)
— Что увидел Якоб во сне? (прочитать)
— О чем это говорит вам? (свинки это превращенные люди)
Учитель: Хорошо, правильные были ответы. Найдите эпизод в тексте, который описывает на этой картинке (№2) (прочитать в книжке)
Учитель: Итак, мы узнали о том, что Якоб будет наказан ведьмой, которая сварила волшебное зелье, чтобы превратить Якоба в такого же неприятного, как она сама.
Учитель: Каким человеком вы увидели Якоба вначале сказки?
Учащиеся: Жестокий, насмешлвый, недобрый.
Учитель: А как Якоб выдержит это испытание и какие еще выпадут на его долю, как он из злого и насмешливого превратится в доброго и сострадательного, вы узнаете, прочитав дома до конца.
- Физ. минутка.
Проводят:
- V. Учитель: А сейчас мы продолжим работу над сказкой и повторим правописание падежных окончаний имен прилагательных; их роль в предложении и как они согласуются с именами существительными.
Учитель: Откройте тетради ……….число………орфограммы.
— Как изменяются имена существательные?
Учащиеся: по числам и падежам
Учитель: в чем согласуются прилагательные с существительными?
Учащиеся: в роде, числе, в падеже
Учитель: какую роль в речи выполняют имена прилагаельные?
Учащиеся: делают её более выразительной, красивой, точной
Учитель: Давайте найдем 3 с/с сущ. И прил. в I части на с. 91, определите род, число, падеж.
С маленького огорода – м.р., ед.ч., Р.п..
Стройный, красивый мальчик – м.р., ед.ч., И.п..
Длинными коричневыми пальцами – м.р., мн.ч., Т.п..
— Какой вывод можно сделать о падежной форме прилагательного и существительного с которым оно связано?
Учащиеся: имя прилагательное стоит в той же падежной форме, что и имя сущ., от которого оно зависит.
Учитель: а теперь давайте просклоняем с/с из сказки:
Найдите предложение со с/с:
Учитель:
1 ряд: на стр. 91 – с/с «длинный нос»
2 ряд: на стр. 92 – с/с «стеклянный пол»
3 ряд: на стр. 93 – с/с «с приятным запахом»
— Что надо сделать, чтобы просклонять это с/с?
— Поставьте, если надо с/с в начальную форму и порсклоняйте их, выделяя окончания у сущ. и прил.
Учитель: взаимопроверка тетрадей
Прочитать ученикам, выделяя окончания
- VI. Учитель: подведем итог:
— Как изменяются прилагательные? (по родам, числам, падежам)
— Как определить падеж имени прилагательного? (по им. Сущ., т.к. они находятся в одном роде, числе, падеже)
Учитель: верно. Над чем мы работали на уроке?
— Любите ли вы сказки? Почему? Чему учат все сказки?
— Кого из сказочных героев вы узнаете на этих иллюстрациях?
— Из каких сказок эти герои?
— Почему полезно читать сказки?
Учащиеся: т.к. они учат добру, справедливости, ….чтобы не было «холодным сердце».
Учитель: — Понравился ли вам урок?
Каждый, конечно по-своему воспринял этот урок: кого-то он порадовал, кто-то, может быть, остался недоволен, кому-то надо поработать над собой. Но давайте скажем друг другу «спасибо» за совместны труд. Оцените свою работу определенным цветом:
Красный: «отлично» 5; Синий «хорошо» 4; Желтый (зеленый) – удовл.
Д\з: прочитать до конца сказку, ответить на вопросы; выписать 2 с/с сущ.+прил. и просклоняйте их в тетради (записываем на доске и в дневники)
(Дополнительно: 10 вопросов тест)
— У нас осталось 5 минут, давайте посмотрим отрывок из м/ф … с того момента, как Якоб вернулся к матери от старухи…