Развиваем у ребёнка зрение, слух, вкус, осязание и обоняние
Все мы знаем, что существует пять чувств – зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Однако воспринимаем их как данность, вроде как с ними же родились. Но обратите внимание, как реагирует ребенок на лай собаки, на шелест листвы, он подойдет и понюхает обыкновенный одуванчик. Мы-то, взрослые, уже ко всему присмотрелись, ко всему принюхались. Конечно, зрение, слух, вкус, осязание, обоняние даны нам при рождении, но в наших силах помочь ребенку с помощью этих удивительных пяти чувств раскрыть и понять этот сложный окружающий мир.
Зрение.
Маленький ребенок еще не может сосредоточиться на каком-то предмете, он обращает внимание на все, что попадает в его поле зрения. Поэтому взрослые могут привлекать внимание: «Посмотри, вот мальчик на велосипеде», «А у этой девочки красная панамка, а у высокого дяди — большой портфель».
В общем, такая вот игра в «посмотри» — везде, и в поликлинике, и в парке, отмечая каждый раз что-то новое, будет развиваться и речь малыша.
Слух.
С самого рождения малыша окружает множество звуков: от тиканья часов до грохота машин за окном. Иногда очень полезно дать послушать какой-то звук, «выключив» на время все остальные, привлекая внимание малыша: «Слышишь, как гудит самолет? Нам его не видно, только слышно. И кукушку нам не видно, а только слышно, как она поет свою песенку «Ку-ку, ку-ку!».
Попробуйте поиграть с малышом в увлекательную игру «Угадай, что звучит» — пусть отвернется, или закроет глазки, а вы к примеру, в это время позвените колокольчиком, постучите по барабану и т. д. тут всё зависит от вашего воображения.
Очень занимают малышей и музыкальные звуки — теперь в каждом доме есть телевизор, компьютер, планшет. Используйте это достижение, пусть ребенок слушает детские песенки. Танцуйте в такт музыке, подпевайте — это переключает малыша, успокаивает, а самое главное развивает его слуховые способности. Но и переусердствовать нельзя: громкая речь, музыка могут и испугать, и повлиять на слух ребенка.
Вкус.
Пожалуй, это самое первое чувство, с которым малыш знакомится сразу же после рождения. Но и играть с ним в игру «Узнай, что это» придется где-то с трех лет. Но обязательно всегда подчеркиваете вкусовые ощущения: «Ой, какой у меня сладкий сырок! А сыр – твердый?». Малыши — исследователи, они тащат в рот все что попало, поэтому молодым и неопытным родителям желательно следить за тем, чтобы несъедобные предметы не попадались на его зубок.
Осязание.
Все мы много узнаем об окружающем мире кончиками пальцев. Вот с наслаждением малыш рвет журнал, это так интересно! А мама в отчаянии — хотела еще и почитать… и все-таки, несмотря на то, что их маленькие пальчики все время что-то «бедокурят», осязание у ребенка развито меньше других чувств.
Но если малышу уже исполнилось полтора года, можно начинать его учить играм со своими пальчиками, потому как именно с этого возраста развивается восприятие мелких предметов. Например, даже такая простая игра, как «Ладушки» направленна на развитие мелкой моторики.
Сейчас даже можно приобрести детские игры, которые направлены на развитие мелкой моторики рук. Но не все родители знают, как правильно развивать мелкую моторику и зачем?
Доказано, что пальчиковые игры развивают речь и интеллектуальные способности у малышей, вероятно поэтому многие специалисты советуют родителям сосредоточиться на развитии мелкой моторики у ребёнка. Но чтобы ему не было скучно, занятия рекомендуется проводить в игровой форме.
Обоняние.
У малышей совершенно не развито чувствительность к запахам, поэтому их, видимо, так притягивают к себе грязные подгузники или предметы бытовой химии — ведь запах их не отталкивает! Различать запахи ребенок начинает примерно с 1-1,5 лет, поэтому предлагайте ему нюхать на кухне лук, чеснок, в парке цветочки… Правда, развивая обоняние, надо помнить и об угрозе аллергии — к сожалению, в современном мире это далеко не редкость.
Так что, помогая ребенку развивать удивительные, Богом данные пять чувств, важно не переборщить, не завалить его кучей новых знаний.