Народные ремёсла. Сырмак.
Тема урока: Народные ремёсла. Сырмак.
Цель урока: научить учащихся поэтапно выполнять эскиз сырмака.
Задачи:
1) обучающая: научить учащихся с помощью последовательного построения выполнить аппликацию сырмака в цвете.
2) развивающая: развивать навыки композиционного и цветового построения сырмака на плоскости.
3) воспитывающая: воспитывать аккуратность, самостоятельность, соблюдение техники безопасности при работе с аппликацией.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: объяснение с демонстрацией, практическая работа.
Ожидаемый результат: развитие у учащихся интереса к изобразительному искусству, формирование эстетического и художественного вкуса, чувств коллективизма и взаимопомощи, расширение кругозора детей.
Межпредметные связи: история Казахстана.
Оборудование: цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей карандаш, графитный карандаш, ластик, наглядные пособия.
Ход урока.
- Орг. Момент:
Актуализация.
Здравствуйте ребята, садитесь. На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Казахская национальная одежда».
Опрос домашнего задания.
- Какие виды национальной одежды вы знаете?
- Что такое саукеле?
- Из какой ткани шилась повседневная одежда?
2) Объяснение нового материала.
Одной из составляющих древней культуры, достигшей нашей эпохи, является национальное искусство традиционного рукоделия.
Ремесло рукоделия уходит корнями в эпоху каменного века. Начиная с эпохи каменного века, с помощью костяных игл, костяных шильев стала развиваться культура ремесла шитья из шкур одежды и прядение.
В осёдлый и полуосёдлый период наши предки умели делать из природного материала необходимые вещи. Берущее начало в эпоху каменного периода искусство изготовления украшений нашло своё продолжение с развитием бронзовой эпохи, с изготовлением красивых изделий с применением ценных видов камней: рубинов, алмазов, янтаря, жемчуга.
Развитие ремесла привело к расцвету городов, прокладыванию торговых путей, способствуя культурному обмену между народами.
В казахские степи караваны привозили шелк, парчу, чай, сахар.
Ремесленники обеспечивали народ одеждой, питанием, домашней утварью, орудиями труда, оружием.
Основным сырьём были продукция скотоводческого хозяйства. Появились виды работ- вышивание, вязание, плетение, наложение узоров, орнамента, производство кошмы и т.д.
Сырмак— это стелимый на пол вид сшитого полика.
Основа термина слова «сыр» означает прошивать, сшивать. Он производится сшиванием орнаментов на основу из кошмы.
Старую кошму настилали друг на друга слоями, и для удобства при уборке, стали сшивать их вместе. Со временем этот процесс наслаивания принял определённую форму, стал складываться определённый метод т.е. технология изготовления; если ранее кошмы сшивались крупными и редкими стежками, постепенно стежки стали частыми и мелкими и после перешли на полное сшивание «сыру».
Таким образом, сформировалась первоначальная разновидность сырмака. Позже стали изготавливать их, вырезая из небольших кусков кошмы орнаменты и изготавливать небольшие сырмаки с рисунком.
Методы изготовления и образцы сырмаков подразделяются на шесть частей и по традиции украшаются с краёв:
- сырмак орнаментный, изготавливается методом накладывания орнамента на кошму и окантовывается по краям.
- Изготовленный из различного цвета кошмы, с вырезанием и теснением её и накладыванием кантов.
- окаймованный сырмак, изготавливается из шести разных цветов путём наложения каймы на края.
- Вышивной сырмак, изготавливается с помощью нитей, предназначенных для вышивания, иглы, шила, лент, материи, кошмы.
- Ковровый сырмак, изготавливается с вшиванием в середину кошмы небольших ковриков, а края окантовывают материей или же изготавливается методом наложения орнаментов на кошму.
- Лоскутный сырмак изготавливается из остатков материи кошмы и т.п. от предыдущих сырмаков, в основном так изготавливались коленные сырмаки.
Для нанесения рисунков равномерно и одинаково по всему периметру сырмака использовались лекала с образцом орнамента или же узора и назывались они «жели»
Эти орнаменты наносятся вырезанием узора. А в вышивании эту линию называют «суы».
С помощью лекал орнамент получался симметричным, комплексным, с художественно заверщенной композицией.
3) Самостоятельная работа.
Для создания эскиза сырмака необходимо вырезать из цветной бумаги орнамент (с помощью заранее изготовленных лекал). Расположить орнамент симметрично на цветном картоне.
Приступайте к работе.
Во время самостоятельной работы помогаю учащимся в составлении эскиза сырмака.
4) Заключительная часть.
Рефлексия.
Задаю вопросы для закрепления новой темы.
Что мы называем сырмаком?
Расскажите о технологии изготовления сырмака?
Чем украшают сырмак?
- Подведение итогов.
Подвожу итоги урока комментирую работы, указываю на ошибки. Выставляю оценки.