«Бисс технология»
«Бисс технология»
Технология «БиС» разработана и адаптирована для общеобразовательной школы как средство управления качеством обучения в соответствии с методологией наиболее популярного международного направления в управлении качеством TQM (Total Management), на основе которого разработана известная всем серия стандартов ИСО 9000. В основе этого и других современных систем управления качеством лежат следующие принципы:
- качество – неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция управления);
- качество – это то, что говорит потребитель (ученики, родители, производство, вузы, бизнес, а не изготовитель (сама система образования);
- ответственность за качество должна быть адресной;
- для реального повышения качества нужны новые технологии;
- повысить качество можно только усилиями всех работников школы;
- контролировать процесс всегда эффективнее, чем результаты;
- политика в области качества должна быть частью общей политики школы.
Для реализации этих принципов в технологии созданы три специализированных линии управления качеством: воспитания, развития и обучения.
Линия воспитания в технологии построена на основе принципа TQM: «повысить качество можно только усилиями всех работников школы». В реализации данного направления, педагогическим компонентом является воспитание самостоятельности и ответственности учащихся посредством создания ученической службы качества (УСК). В структуре данной службы предусмотрены ученические комитеты направленные на активное участие учащихся в различных областях качества предусмотренных технологией и политикой школы. В работе УСК ежедневно принимают участие от 50% учащихся школы. Педагогическим результатом работы этой линии является высокий уровень мотивации учащихся в учебном процессе, что является одним из важных показателей качества обучения.
Линия развития в технологии построена на основе принципа TQM: «качество – это то, что говорит потребитель». Для реализации данного направления изучен спрос потребителей на образовательные услуги, учтены рекомендации международных организаций, а также МОН РК и принята стратегия развития в технологии следующих компетенций учащихся в учебном процессе.
- Информационные компетенции: скорость мышления, объем памяти, логика, словарный запас, творчество;
- Коммуникативные компетенции: развитие лидерских качеств, организаторские способности, умение самостоятельно принимать решения, коллективизм.
Психолого-педагогическим результатом работы данной линии является высокий уровень синергизма ученического коллектива и готовность учащихся к обработке информации различного объема и уровня сложности на основе самоорганизации. Важность синергии учащихся в достижении требуемых результатов вошло в название технологии как – «Синергетика».
Линия обучения в технологии построена на основе принципа TQM: «контролировать процесс всегда эффективнее, чем результаты». В
реализации данного направления важную роль играет технологическое картирование из 11 карт. Каждая карта построена как алгоритм и норматив взаимодействия субъектов обучения на уроке и предполагает эффективное достижение и реализацию различных целей и учебных задач: изучение новой темы, усвоение ЗУН, развитие творчества или углубление в предмет. Важной особенностью этой линии является наличие «биоинформационных» измерителей, в основе которых лежат принципы усвоения знаково-символьной кодировки информации человеком в процессе обучения. Измерение качества обучения исключает экспертную оценку преподавателя, а точность измерения позволяет измерять качество обучения по шкале отношений. Значимость применения принципов «Биоинформатики» в решения технологических задач, также отмечена в названии технологии.
Технологическим результатом работы этой линии является возможность достижения планируемой цели на каждом уроке по различным предметам на уровне до 63% качества обучения.
Ниже приведены выдержки из научного аппарата диссертационной работы.
Проведение опытно-экспериментальной работы по оценке качества обучения в ряде школ Казахстана показало, что традиционная система обучения учащихся не ставит своей главной целью формирование и развитие положительной мотивационной сферы субъекта учения, прогнозирование и диагностирование целей и результатов учебного процесса, исходя из содержания обучения в рамках Госстандарта образования. Это указывает на стихийное формирование исследуемого феномена в условиях учебного процесса общеобразовательной школы, что не соответствует современным требованиям.
Таким образом, налицо объективно сложившееся противоречие между необходимостью целенаправленного управления качеством обучения в общеобразовательной школе на основе существующих теоретических исследований и их недостаточной разработанностью в области технологии управления качеством обучения в общеобразовательной школе. Данное противоречие обусловило проблему исследования: каковы критерии и показатели качества обучения на основании обобщенных способов учебной деятельности (взаимосвязь единичных действий с общей основой единого целого), а также эффективные педагогические условия для формирования эффективной системы управления качеством обучения. Поиск путей разрешения проблемы определил тему исследования: «Технология управления качеством обучения в общеобразовательной школе».
Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая разработка технологии управления качеством обучения в общеобразовательной школе.
Объект исследования – управление обучением в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – качество обучения в общеобразовательной школе и технология его управления.
Гипотеза: если управление качеством обучения будет организовано на основе личностно-деятельностного подхода с учетом закономерностей теории управления, позволяющего индивидуализировать и дифференцировать обучение, то это позволит разработать технологию позволяющую прогнозировать и обеспечивать качество учебной деятельности учащихся, так как при этом будут созданы педагогические условия для качественного освоения обобщенных способов учебной деятельности каждым учеником.
Задача исследования:
- Провести анализ в области технологизации качества обучения и обосновать содержание и сущность понятий «качество обучения», «управление качеством обучения», а также обосновать критерии и показатели управления качеством обучения.
- Разработать модель управления качеством обучения и модель проектирования технологии управления качеством обучения в общеобразовательной школе.
- Разработать педагогические условия управления качеством обучения в общеобразовательной школе, влияющие на повышение качества обучения в соответствии с существующими требованиями к уровню обученности учащихся.
- Разработать технологию по эффективному управлению качеством обучения в общеобразовательной школе.
- Провести экспериментальную работу и проверить эффективность технологии.
Ведущая идея исследования: совершенствование качества обучения в общеобразовательной школе на основе технологии управления, которая осуществляется посредством дифференциации и индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего формирование ведущей учебной деятельности, направленной на освоение обобщенных способов учебной деятельности на каждом этапе обучения.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что управление качеством обучения организуется на основе знания механизма измерения качества обучения в аспекте совершенствования учебной деятельности учащихся с ее нацеленностью на формирование обобщенных способов на основе активизации ведущей учебной деятельности.
- Раскрыта педагогическая сущность понятий «качество обучения», «управление качеством обучения», определены критерии и показатели качества обучения;
- Разработаны модель управления качеством обучения и модель проектирования технологии управления качеством обучения в общеобразовательной школе с учетом мотивационного, содержательного и операционального компонентов обучения;
- Определены педагогические условия по управлению качеством обучения в общеобразовательной школе, направленные на формирование обобщенных способов учебной деятельности на основе развития ведущей
учебной деятельности учащихся путем дифференциации и индивидуализации их обучения.
- Разработана и внедрена технология управления качеством обучения по формированию ведущей учебной деятельности, направленной на освоение обобщенных способов учебной деятельности учащихся как основы обеспечения качества обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что технология управления качеством обучения на базе технологического картирования направлена на обеспечение повышения качества обучения учащихся в общеобразовательной школе. Технология может найти применение в практике общеобразовательных и профильных школ с различной направленностью.
Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими и методологическими положениями, единством психолого-педагогических подходов к организации и проведению исследовательских мер, выбором методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Положение о том, что сущностная характеристика технологии управления качеством обучения является основой проектирования, построения и внедрения методов управления по преобразованию «предмета» обучения в его конечный «продукт» как основания для получения объективных критериев, показателей и параметров качества обучения.
- Повышение качества обучения целесообразно осуществлять на основе модели управления качеством обучения и модели проектирования технологии управления качеством обучения в общеобразовательной школе как основы технологизации процесса обучения.
- Управление качеством обучения на основе учебной деятельности учащихся предполагает создание педагогических условий, ориентированных на формирование обобщенных способов учебной деятельности, соответствующей прогнозируемым результатам обучения.
- Для успешного функционирования технологии управления качеством обучения в общеобразовательной школе необходима её реализация на основе дифференциации и индивидуализации обучения, направленного на формирование ведущей учебной деятельности.
Для решения поставленной задачи построена многоуровневая система управления качеством через обоснование критериев, показателей и параметров требуемых результатов обучения, что отражено в таблице 1.
Таблица 1 – Критерии, показатели, параметры и уровни качества обучения в технологии.
Критерии | Показатели | Параметры | Уровни |
Управление и организация процесса обучения | Диапазон контроля
| 1Дк 2Дк 3-4Дк | высокий средний низкий |
Дифференциация содержания учебного материала | Содержание учебного материала | высший порог сложности (ВПС) промежуточный порог сложности (ППС) нижний порог сложности (НПС) | высокий средний низкий |
Внешняя дифференциация на основе ведущей учебной деятельности – ВУД | Скорость мышления Память Логика Словарный запас | Расчетные нормативы развития по каждой операции мышления отдельно
| высокий средний низший
|
Внутренняя дифференциация на основе обобщенных способов учебной деятельности – ОСУД | Усвоение учебного материала | Знание Понимание Применение Умение | высокий средний низкий |
Выявление критериально-уровневой структуры качества обучения обусловило поиск возможных подходов к повышению качества управления на уроке и разработку научно-обоснованных методических рекомендаций по качественному управлению уроком путем снижения нагрузки на преподавателя и создания педагогических условий для повышения качества обучения.
Для реализации этой задачи в понятийный аппарат управления процессом обучения обоснованы и включены следующие понятия: процедура выбора оптимальных форм, средств и методов управления процессом, исходный предмет обучения, конечный продукт обучения, а также адаптированы в понятийный аппарат педагогики основные понятия, связанные с управлением качеством.
Разработанные процедуры управления, контроля и коррекции качеством обучения отвечают требованиям объективной реализации предварительного, текущего и итогового контроля в учебном процессе и создают условия для достижения прогнозируемого качества — 63% обученности учащихся на отдельном уроке проведенном по технологии, в результате чего, становится прогностичным расчет качества обучения в школе на протяжении различных промежутков времени. Это подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы. Так, в таблице 2 отражены результаты внедрения технологии в г. Темиртау, школа «Престиж» в течение 2006 – 2007гг. по 2007 – 2008 гг.
Таблица 2 – Результаты эксперимента по внедрению технологии в г. Темиртау.
Объекты измерения (ОИ) | Традиционные уроки | Уроки по технологии | Общее число |
Затраты учебного времени за учебный год | 9996 | 884 | 10880 |
Величина качества знаний по школе за учебный год в % | 50 | 9 | 59 |
Расчетная величина качества обученности за учебный год в % | 16,7 | 9 | 25,7 |
Соотношение эффективности | 1 | 6 | — |
В данной таблице, отражена динамика результатов внедрения технологии в течение года, в котором школа показала единый результат качества знаний на уровне – 59%. Так, общее время учебных часов в течение года составило 10880 часов, из них по технологии было проведено 884 часа и составляет 9% от общего времени, что, в связи с введенным нами стандартом качества обученности на каждом уроке, отражает и 9% его качества. Для определения величины показателя качества обученности на традиционном уроке в школе необходимо выделить из величины 50%, указанной в таблице, 1/3 (оставшиеся 2/3 показатели воспитания и развития), что в итоге составляет 16,7%. В итоге, соотношение показателей качества обученности на традиционном уроке и уроке с применением технологии составляет 16,7% и 9% соответственно. На основании применения разработанных нами расчетов эффективность результатов обученности на уроках, проведенных по технологии, в 6 раз выше, чем на уроках, проведенных по традиционной системе.
Таким образом, доказана эффективность технологии УКО. Вместе с тем, необходимо отметить, что достижение высокого качества обучения невозможно без реализации развития мышления учащихся и соответствующей этому мотивации.
В настоящий период, автором, для успешного внедрения технологии
разработан проект «Образовательный технопарк», куда приглашается для
сотрудничества образовательное сообщество: школы, отделы образования,
акиматы, отдельные преподаватели и ученые желающие внести свой вклад в развитие качества образования. Мы уверены, что решить проблему повышения качества образования возможно только в открытом и конструктивном образовательном пространстве.