РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Творчество- это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Творческий стиль жизни- это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано. И на нас лежит огромная ответственность- развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.
Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.
Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.
Наконец ,третья группа- это зависимость развития от характера и структуры деятельности.
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности.
Наше время – это время перемен. Сейчас Казахстану нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения- это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для того чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других- поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат- уровень приобретенных знаний, умений и навыков.Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача- это начала, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
Развивать творческие способности? Что это значит?
- Во- первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- -Во- вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- — В- третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
При развитии потребностей и интересов в творчестве я сама использую различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенапрпавленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом мои уроки отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.
На уроках русского языка и литературы, начиная с первого класса и продолжая в старших классах, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи, создают иллюстрации.
Внеучебная работа по развитию творческих способностей учащихся включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие родители.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. Да и учитель не связан рамками программы и учебника.
Творчество- это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит челавека в атмосферу вечного поиска.
Подлинное творчество- это продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности.
Современные информационные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучению. Это следующие технологии:
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ;
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ;
ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ;
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ;
ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ»;
ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Игровые технологии успешно используют все учителя начальной школы, учителя русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства.
Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку.
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.
Игры.
І. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формирование орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
І.Рыбка, дубки, гриб. Вьюга, варенье, ручьи. Чулок, чучело, чум.
ІІ. Подъезд, съемка, подъем.Склад, град, клад. Ворона, ворота, воробей.
ІІ. Игра « Почтальон».
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей ( по 4-5 чел) приглашения.
Дети определяют куда их пригласили.
ОГОРОД: грядки, калитка, редиска, морковка.
ПАРК: дорожки, дерезки, дубки, листья.
ШКОЛА: книжки, обложки, тетрадь, линейка.
ЗООПАРК: клетка, мартышка, травка, решетка.
ІІІ. Игра « Шифровальщики».
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико- фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло- различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Например: жыил- лыжи, ански- санки, кьоинк- коньки.
Отгадчику предстоит не только отгадывать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
- Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
- Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
- Плнаеат,здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда,орбита,снег)
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Большой интерес у ребят вызывает работа с картинкой. К.Д.Ушинский писал: « Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова…- начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное,заговорит свободно, непринужденно…». Работу с картинкой можно проводить регулярно- не реже одного раза в неделю. Для этого можно использовать серии картинок, иллюстрации сказок, картины природы, просто один цветок или неживой предмет.Красочная содержательная картина оказывает на ребенка глубокое эмоциональное воздействие, обогащает его мысли и чувства, побуждает к высказыванию. При работе с картиной, где изображен один цветок, можно предложить его внешний вид, затем внутренний мир цветка, его настроение.
А на уроках литературы я часто провожу работу по составлению свободных рассказов о том, что дети видели и наблюдали. Это развивает у детей наблюдательность , вызывает желание делиться своими впечатлениями, формирует умение живо и эмоционально рассказывать об увиденном и пережитом.
Еще одним интересным видом творческой работы является отгадывание и сочинение загадок, составление кроссвордов. Эту работу я провожу при работе над словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка и обобщающих уроках по литературе.Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При этом развивается и обогащается речь детей, загадки способствуют формированию интеллектуальных качеств., побуждают к творчеству.Дети упражняют свой ум, рассуждают, доказывают.
Одним из средств активизации творческого потенциала личности является оригами- японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, способствующее формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающее преемственность между учебой и игрой. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
А творческий учитель тот, кто
-участвует в экспериментальной работе школы;
преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;
-свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
-уважает личность ученика;
-дифференцирует объем и сложность заданий;
-побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
— развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
-педагог содействует в формировании положительной Я- концепции, самопознания и творческого самопроявления.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.