Использование инновационных технологий на уроках русского языка (слайд 1)
Использование инновационных технологий
на уроках русского языка (слайд 1)
(Слайд 2)“Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда.”
В. А. Сухомлинский
В Республике Казахстан, представляющей собой многонациональное государство, актуальной остается проблема формирования поликультурной личности, владеющий двумя или несколькими языками. Среди языков, функционирующих в нашей стране, особое место занимает русский язык, который является важнейшим средством получения информации в современном обществе. И современная школа призвана осуществлять продуктивное развитие ребенка, обеспечивать возможность формирования личности соответствующим темпом с учетом способностей и потребностей.
У каждого учителя есть свой наработанный опыт в педагогической деятельности, который ведет исследовательскую работу по той или иной проблеме, т.е. эксперимент. Специфика работы учителей-словесников заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение русского языка интересным и востребованным. Необходимо соответствовать новому времени. В связи с этим возникает необходимость в реализации деятельностного, компетентностного подхода, способствующего интенсификации учебного процесса. Процесс обучения для обучающегося должен быть увлекательным. И учителя, и родители хотят, чтобы ребенок был успешным, умел находить рациональное решение любой задачи.
« Взволновав, заставить задуматься »,- вот формула выражения сущности преподавания русского языка. Как часто каждый из нас думает о том, как донести до своих учеников богатство и великолепие русского языка, как провести урок на высоком профессиональном уровне.
Ни для кого не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если учитель на уроке применяет интерактивные методы обучения.
Основанием которого являются современные требования, указанные в общеобразовательном стандарте (слайд 3):
- переход к 12-летнему образованию, где надо развивать у учащихся уровень вербально-логического мышления;
- использование новых инновационных технологий, развивающие познавательную, творческую, компетентную активность;
- применение грамотной русской речи в разных ситуациях жизни – социальных, культурных, деловых общениях и другие.
Цель данных требований: повышение уровня познавательной активности в следующих ситуациях:
а) увеличить использование активных методов обучения, как критическое мышление через чтение и письмо, технология модульного обучения, технология проектов и другие.
Для развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы используются следующие инновационные технологии(слайд 4):
1.Методика модульного обучения Жанпеисовой. | 2.Развитие критического мышления через чтение и письмо. | 3.Метод проектов. | 4.Информационно- коммуникативная технология. (ИКТ). | 5. Развивающее обучение. |
Цель: приспособление процесса обучения к уровню базовой подготовки. | Цель: учить детей критически мыслить и свободно выражать свое мнение и.т д. | Цель: разработка и проведение проекта, формирование у учащихся познавательной компетенции. | Цель: повышение эффективности обучения, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие мотивации учащихся к самостоятельной деятельности, навыков самоконтроля и самопроверки. | Цель: развитие интеллектуальных умений, способов познавательной деятельности. |
Модель построения уроков в технологии развития критического мышления(слайд 5)
Тип урока | Работа с информационным текстом | Работа с художественным тестом | Взаимообучение | Урок-исследование |
Вызов | Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д. | Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п. | Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д. | Мозговой штурм |
Осмысление | Маркировка текста; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п. | Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы | Зигзаг (мозаика) | Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы |
Рефлексия | Возвращение к кластеру | Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам | Сводная таблица | Предсказание |
Методические приемы технологии РКМЧП(слайд 6)
Прием ТРКМЧП | Описание приема |
«Ключевые слова» | |
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы» | |
Кластеры, автор Гудлат | |
Дерево предсказаний | |
Таблицы | |
Толстые и тонкие вопросы | |
Чтение с остановками | |
Инсерт | |
Дневники и бортовые журналы | |
«Лови ошибку» | |
Зигзаг | |
«Мудрые совы» | |
Игра «Как вы думаете?» | |
Создание «личностного» текста | |
Художественные формы письменной рефлексии | |
Решение творческих задач | |
Стратегия «Fishbone», ИДЕАЛ | |
Стратегия «РАФТ» |
(Слайд 7)
Современные учёные-педагоги, проведя множество экспериментов, выявили, что, если материал был только звуковым, то ученик запоминал бы около 25% объема, если информация была представлена зрительно- около 33%. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до 50%, а если вовлечь интерактивные методы обучения в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75%.
Значит, использование инновационных технологий на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников на изучаемом материале.