Применение наглядных методов на уроках музыки.

Применение наглядных  методов  на уроках  музыки.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Одной из главных задач приобщения детей к музыке считаю: применение наглядных  методов  на уроках  музыки

Наглядность как принцип обучения предполагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде психического образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков. Этот принцип был впервые сформулирован Я. А. Каменским, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и др. педагогами.

«Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах… Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств — ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания». К.Д. Ушинский.

И в современной дидактике понятие наглядности относится к зрительным, слуховым, осязательным и другим видам восприятия. Наглядные средства можно разделить на виды:

  • Изобразительные — рисунки, портреты, фотографии, репродукции.
  • Условно-графические — таблицы, схемы, блок-схемы и т.д.
  • Мультимедиа приложения — аудиозаписи и видео материалы – фильмы, мультфильмы, являются одними из эффективных дидактических средств.

Наглядность использую во всех видах деятельности и на всех этапах урока.

Наглядность при разучивании песни.

Этапы разучивания песниНаглядность
1. Знакомство с песнейИсполнение учителем, как пример звучания
2. Беседа и анализ песниКартинки, схемы
3. РазучиваниеИсполнение отдельными учащимися
4. ИсполнениеИнсценирование
5. Творческое проявление при исполнении песниСамовыражение в песне, как бы создание ее вновь.

Наглядность при изучении теории.

Этапы изучения теорииНаглядность
1. ОбъяснениеПортреты композиторов, картинки, фотографии, аудио и видео записи, схемы, таблицы, презентации
2. ЗакреплениеРаздаточный различный материал, музыкально-дидактические игры.
3. Повторение (проверка дом. задания)Схемы, таблицы
4. ОбобщениеТесты, дискуссии
5.Творческое применение знанийСоставление кроссвордов, ребусов, головоломок и другие творческие задания.

Наглядность при восприятии музыки.

Этапы восприятия музыкиНаглядность
1.                Восприятие музыкиАудио и видео записи, слайды
2.                Анализ произведенияСхемы, сравнение с другими произведениями
3.                Творческое выражение услышанногоРисунки, рассказы.

Наглядные средства позволяют ребенку увидеть, осмыслить, осознать и сделать выводы, что приведет  к повышению мотивации к учебе и прочности знаний.

Во время объяснения нового материала обязательно использую наглядность, что позволяет полному усвоению темы – схемы, таблицы Приложение 1

В настоящее время в школьную жизнь прочно вошли мультимедийные презентации. Достаточно часто использую на уроках презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам («Казахские музыкальные инструменты», «Музыка славянских народов», «Инструменты симфонического оркестра», «Балет», «Биографии композиторов» и др.).

Видео записи (игра на музыкальных инструментах, сцены из балета), небольшие автобиографические фильмы о творчестве композиторов, мультфильмы (по опере «Снегурочка», «Картинки с выставки», «Пер Гюнт» и др.) вызывают огромный интерес у учащихся и повышает мотивацию.

На уроках использую различные виды опроса с применением наглядности —  кроссворды, ребусы, головоломки, филологические кроссворды (филворды), графические диктанты, игра «Да-нет-ки», блиц опрос. Даже младшие школьники составляют кроссворды на заданную тему, проявляя при этом свое творчество при составлении и оформлении задания. При закреплении знаний музыкальной грамоты предлагается детям составить ребусы, используя правильность написания нот на нотном стане, зашифровывая музыкальные слова: Приложение 2

В младших классах во время исполнения песен использую инсценирование (с применением элементов костюмов – наголовники, атрибуты), что организует детей и вызывает интерес.

При использовании наглядных средств обучения в учебном процессе считаю необходимым соблюдение ряда условий:

— доступность

— содержательность

— иллюстративность

— дозированность

— целесообразность

Данный опыт работы позволяет сделать выводы: уроки, на которых применяются наглядные методы, не только активизируют у учащихся умственную деятельность, но и развивают самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.

 

 

Приложение 1.

 

Рондо (от франц. круг)– музыкальная форма, в которой основная тема проводится многократно (не менее 3 — раз), чередуясь с другими темами – эпизодами. Основная тема называется рефреном.

 

 
  

 

 

 

 

 

 

 

А – рефрен

В С D – эпизоды

 

 

 

 

Состав симфонического оркестра.

 

струнныеДеревянные

духовые

Медные духовыеУдарные
СкрипкаФлейтаТрубаЛитавры
АльтГобойВалторнаТарелки
ВиолончельКларнетТромбонТреугольник
контрабасфаготтубаМалый барабан
   Большой барабан
   Ксилофон
   Челеста

 

 

Вид музыкальной формысхема
ОдночастнаяА
ДвухчастнаяА+В
ТрехчастнаяА+В+А
ВариацииА1+А2+А3+А4…
Рондо А+В+А+С+А+D+А…

 

 

 

Приложение 2.

 

Найди спрятавшиеся ноты. На свободные места в словах, поставь название подходящих нот.

      
      

 

 

ЗЕМ                                         ДЕ                 ВО                                             Р

 

 

      
      

 

 

ЛИНА                                               ДЕНЬЕ                                 НЕРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доре и реми.

А.Смирнов.

 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Филворд Лирика в музыке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найди 6 названий лирических песен.

 

вопелакппытсярк
кенгшсяуйцваьио
баркароламитьбл
одвенгэузрпавны
нррпэлегияцйухб
яотмицукенгсоюе
смбжыкенгшхапол
мапсеренадагдль
инрзфкуцыапронн
тсофвноктюрнрра
биошаролджбдлоя

 

 

 

Переставьте кубики в каждом ряду так, чтобы из цифр сложились даты рождения и смерти Чайковского. Если вы сделаете это правильно, то из букв, нарисованных на этих кубиках, составятся названия двух балетов Чайковского.

    
    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найди музыкальные инструменты входящие в состав симфонического оркестра и раскрась их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реши кроссворд на тему: Что такое танец?

 

  1. Польский композитор, который писал танцевальную музыку?
  2. Любимый инструмент Ф.Шопена?
  3. Танец, в переводе который означает «крутящийся, вращающийся».
  4. Муза – покровительница танца?
  5. Вид искусства, в котором выразительными средствами являются пластические движения человеческого тела?
  6. Старинный танец, который танцевали в деревянных башмаках.
  7. Польский танец, который имеет живой, подвижный характер, акцент падает на третью долю

Ребусы.

      
      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скрипка                                   барабан                                     гитара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виолончель                             рояль

 

 

 

 

 

Пользуясь ключем, расшифруйте высказывание В.И.Ленина о сонате Бетховена «Апассионата».

                                                   1      2      3       4        5       6 

1

2

3

4

абвгде
жзийкл
мнорст
учыьюя

 

«232241312336162644321146,     
                   
 3216421626331316421635251146    
                   
314122432511.46 133516141511    
                   
 35 143334153335364445,3133211636 
                   
12433644,32112313323324,1541311145:
                   
 133336 2511252316 424115163511  
                   
3133144136 151626113644 26451523 
                   

 

«Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди »