Применение наглядных методов на уроках музыки.
Применение наглядных методов на уроках музыки.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
Одной из главных задач приобщения детей к музыке считаю: применение наглядных методов на уроках музыки
Наглядность как принцип обучения предполагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде психического образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков. Этот принцип был впервые сформулирован Я. А. Каменским, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и др. педагогами.
«Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах… Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств — ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания». К.Д. Ушинский.
И в современной дидактике понятие наглядности относится к зрительным, слуховым, осязательным и другим видам восприятия. Наглядные средства можно разделить на виды:
- Изобразительные — рисунки, портреты, фотографии, репродукции.
- Условно-графические — таблицы, схемы, блок-схемы и т.д.
- Мультимедиа приложения — аудиозаписи и видео материалы – фильмы, мультфильмы, являются одними из эффективных дидактических средств.
Наглядность использую во всех видах деятельности и на всех этапах урока.
Наглядность при разучивании песни.
Этапы разучивания песни | Наглядность |
1. Знакомство с песней | Исполнение учителем, как пример звучания |
2. Беседа и анализ песни | Картинки, схемы |
3. Разучивание | Исполнение отдельными учащимися |
4. Исполнение | Инсценирование |
5. Творческое проявление при исполнении песни | Самовыражение в песне, как бы создание ее вновь. |
Наглядность при изучении теории.
Этапы изучения теории | Наглядность |
1. Объяснение | Портреты композиторов, картинки, фотографии, аудио и видео записи, схемы, таблицы, презентации |
2. Закрепление | Раздаточный различный материал, музыкально-дидактические игры. |
3. Повторение (проверка дом. задания) | Схемы, таблицы |
4. Обобщение | Тесты, дискуссии |
5.Творческое применение знаний | Составление кроссвордов, ребусов, головоломок и другие творческие задания. |
Наглядность при восприятии музыки.
Этапы восприятия музыки | Наглядность |
1. Восприятие музыки | Аудио и видео записи, слайды |
2. Анализ произведения | Схемы, сравнение с другими произведениями |
3. Творческое выражение услышанного | Рисунки, рассказы. |
Наглядные средства позволяют ребенку увидеть, осмыслить, осознать и сделать выводы, что приведет к повышению мотивации к учебе и прочности знаний.
Во время объяснения нового материала обязательно использую наглядность, что позволяет полному усвоению темы – схемы, таблицы Приложение 1
В настоящее время в школьную жизнь прочно вошли мультимедийные презентации. Достаточно часто использую на уроках презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам («Казахские музыкальные инструменты», «Музыка славянских народов», «Инструменты симфонического оркестра», «Балет», «Биографии композиторов» и др.).
Видео записи (игра на музыкальных инструментах, сцены из балета), небольшие автобиографические фильмы о творчестве композиторов, мультфильмы (по опере «Снегурочка», «Картинки с выставки», «Пер Гюнт» и др.) вызывают огромный интерес у учащихся и повышает мотивацию.
На уроках использую различные виды опроса с применением наглядности — кроссворды, ребусы, головоломки, филологические кроссворды (филворды), графические диктанты, игра «Да-нет-ки», блиц опрос. Даже младшие школьники составляют кроссворды на заданную тему, проявляя при этом свое творчество при составлении и оформлении задания. При закреплении знаний музыкальной грамоты предлагается детям составить ребусы, используя правильность написания нот на нотном стане, зашифровывая музыкальные слова: Приложение 2
В младших классах во время исполнения песен использую инсценирование (с применением элементов костюмов – наголовники, атрибуты), что организует детей и вызывает интерес.
При использовании наглядных средств обучения в учебном процессе считаю необходимым соблюдение ряда условий:
— доступность
— содержательность
— иллюстративность
— дозированность
— целесообразность
Данный опыт работы позволяет сделать выводы: уроки, на которых применяются наглядные методы, не только активизируют у учащихся умственную деятельность, но и развивают самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.
Приложение 1.
Рондо (от франц. круг)– музыкальная форма, в которой основная тема проводится многократно (не менее 3 — раз), чередуясь с другими темами – эпизодами. Основная тема называется рефреном.
А – рефрен
В С D – эпизоды
Состав симфонического оркестра.
струнные | Деревянные духовые | Медные духовые | Ударные |
Скрипка | Флейта | Труба | Литавры |
Альт | Гобой | Валторна | Тарелки |
Виолончель | Кларнет | Тромбон | Треугольник |
контрабас | фагот | туба | Малый барабан |
Большой барабан | |||
Ксилофон | |||
Челеста |
Вид музыкальной формы | схема |
Одночастная | А |
Двухчастная | А+В |
Трехчастная | А+В+А |
Вариации | А1+А2+А3+А4… |
Рондо | А+В+А+С+А+D+А… |
Приложение 2.
Найди спрятавшиеся ноты. На свободные места в словах, поставь название подходящих нот.
ЗЕМ ДЕ ВО Р
ЛИНА ДЕНЬЕ НЕРА
Доре и реми.
А.Смирнов.
Филворд Лирика в музыке.
Найди 6 названий лирических песен.
в | о | п | е | л | а | к | п | п | ы | т | с | я | р | к |
к | е | н | г | ш | с | я | у | й | ц | в | а | ь | и | о |
б | а | р | к | а | р | о | л | а | м | и | т | ь | б | л |
о | д | в | е | н | г | э | у | з | р | п | а | в | н | ы |
н | р | р | п | э | л | е | г | и | я | ц | й | у | х | б |
я | о | т | м | и | ц | у | к | е | н | г | с | о | ю | е |
с | м | б | ж | ы | к | е | н | г | ш | х | а | п | о | л |
м | а | п | с | е | р | е | н | а | д | а | г | д | л | ь |
и | н | р | з | ф | к | у | ц | ы | а | п | р | о | н | н |
т | с | о | ф | в | н | о | к | т | ю | р | н | р | р | а |
б | и | о | ш | а | р | о | л | д | ж | б | д | л | о | я |
Переставьте кубики в каждом ряду так, чтобы из цифр сложились даты рождения и смерти Чайковского. Если вы сделаете это правильно, то из букв, нарисованных на этих кубиках, составятся названия двух балетов Чайковского.
Найди музыкальные инструменты входящие в состав симфонического оркестра и раскрась их.
Реши кроссворд на тему: Что такое танец?
- Польский композитор, который писал танцевальную музыку?
- Любимый инструмент Ф.Шопена?
- Танец, в переводе который означает «крутящийся, вращающийся».
- Муза – покровительница танца?
- Вид искусства, в котором выразительными средствами являются пластические движения человеческого тела?
- Старинный танец, который танцевали в деревянных башмаках.
- Польский танец, который имеет живой, подвижный характер, акцент падает на третью долю
Ребусы.
Скрипка барабан гитара
Виолончель рояль
Пользуясь ключем, расшифруйте высказывание В.И.Ленина о сонате Бетховена «Апассионата».
1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 | а | б | в | г | д | е |
ж | з | и | й | к | л | |
м | н | о | р | с | т | |
у | ч | ы | ь | ю | я |
« | 23 | 22 | 41 | 31 | 23 | 36 | 16 | 26 | 44 | 32 | 11 | 46 | , | |||||
32 | 16 | 42 | 16 | 26 | 33 | 13 | 16 | 42 | 16 | 35 | 25 | 11 | 46 | |||||
31 | 41 | 22 | 43 | 25 | 11 | . | 46 | 13 | 35 | 16 | 14 | 15 | 11 | |||||
35 | 14 | 33 | 34 | 15 | 33 | 35 | 36 | 44 | 45 | , | 31 | 33 | 21 | 16 | 36 | |||
12 | 43 | 36 | 44 | , | 32 | 11 | 23 | 13 | 32 | 33 | 24 | , | 15 | 41 | 31 | 11 | 45 | : |
13 | 33 | 36 | 25 | 11 | 25 | 23 | 16 | 42 | 41 | 15 | 16 | 35 | 11 | |||||
31 | 33 | 14 | 41 | 36 | 15 | 16 | 26 | 11 | 36 | 44 | 26 | 45 | 15 | 23 | !» | |||
«Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди »