«Обучение и воспитание успехом как одно из условий эмоционально-личностной значимости обучения»
“Скучные уроки годны лишь на то,
чтобы внушить ненависть и к тем,
кто их преподает, и ко всему преподаваемому».
Жан Жак Руссо
(слайд №1)
Каждый ребенок с оптимизмом смотрит в будущее, надеется добиться признания и с новой верой расчитывает заслужить любовь и уважение со стороны взрослых и сверстников. Крушение детского оптимизма- серьезная проблема. Каждый взрослый должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в любой деятельности. Ведь если ребенок то и дело терпит неудачи, от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадает, ребенок свыкается с неудачами и все больше отходит от поиска любви и самоуважения.
А какую роль при этом играет педагог? Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Есть два понятия: «успех» и «ситуация успеха»(слайд №2).
Успех достигается тогда, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих. В то же время, успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергия для преодоления трудностей, желания учиться. Ситуация успеха же включает в себя целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Достижение ребенком успеха, либо создание ситуаций успеха «миссия» педагога.
Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, проверить себя.
Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если , напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Существуют множество приемов, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую неожиданную радость, общую радость или радость познания(слайд №3)
- Снятие страха-помгает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
- Авансирование успешного результата-помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его воспитанник обязательно справится с поставленной задачей.
- Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности-помгает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
- Внесение мотива-показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
- Персональная исключительность-обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
- Мобилизация активности или педагогическое внушение-побуждает к выполнению конкретных действий.
- Высокая оценка детали-помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
Этапы организации ситуации успеха можно рассмотреть поэтапно: (слайд №4).
1 этап-мотивационный, заключается в формировании мотивов обучения у учащихся, использовав при этом разные приемы и методы обучения, не только для развития познавательного интереса, но и для создания коллаборативной среды.
Психологами было доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными отношениями и эмоциями, не становятся полезными.
2 этап- операционный. На данном этапе нужно обеспечить ребенка заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. Мы устно проговариваем весь процесс создания работы от начала, до конца, а потом выполняем работу вместе.
Для создания комфортной обстановки можно использовать музыкальные паузы, физкультминутки, эмоциональную разрядку, смену задания, возможность сообщить педагогу о затруднении в работе.
3 этап-результативный. Ребенок должен увидеть результаты своего труда, порадоваться своей работе. Для этого использую на уроках формативное и суммативное оценивание, а также само и взаимооценивание учащихся. Ситуация успеха для ребенка состоит в том, что педагог, анализируя его работу видит и подчеркивает положительные стороны, создавая перспективу работы, обеспечивает развитие сильных сторон. Что касается неудачных работ, то здесь необходимо подчеркнуть в ребенке такие качества, которые помогли бы компенсировать его недостатки.
Таким образом, ситуация успеха становится не просто педагогическим приемом, не комплексом приемов, но условием воспитания такого отношения к учению, получению новых знаний, которое способствует проявлению и развитию активности детей, их самопознанию и самообучению. Ребенок в ходе занятия из пассивного объекта обучения становится субъектом, творцом своей деятельности, укрепляет уверенность в себе, развивает себя как личность.