Военно-патриотическое воспитание, как аспект формирования морально – психологической готовности школьников (Слайд 1)
Военно-патриотическое воспитание, как аспект формирования
морально – психологической готовности школьников (Слайд 1)
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Казахстана с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.
В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Военно–патриотическое воспитание молодежи в силу ее потенциальной значимости в социуме является одной из актуальных в современном обществе.
(Слайд 2)Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является патриотическое воспитание. В школе разработан программа «Портрет современного успешного патриота казахстанца». Программа разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Казахстана. Предназначена для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ города Кокшетау Акмолинской области.
(Слайд 3) Цель программы
- Воспитание патриотов Казахстана, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
- Формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины посредством целенаправленного развития системы патриотического воспитания.
(Слайд 4) Задачи программы
- Создание организационных предпосылок и системы мер, способствующих формированию у
целевых групп граждан чувства осмысленной гражданской солидарности и сопричастности, межэтнического и межличностного взаимопонимания;
- обеспечение взаимодействия государства и общества в целом, государства и его граждан, в частности, при проведении комплекса мероприятий по воспитанию казахстанского патриотизма, толерантности,
уважения к правам и свободам человека;
- создание условий и социальных предпосылок для формирования цивилизованных гражданских и межличностных отношений;
- содействие работе по воспитанию патриотизма
- через формирование позитивных моделей поведения и
популяризацию образа героя нашего времени среди молодежи;
- продолжение создания системы патриотического воспитания;
- привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций, родителей, отдельных граждан;
- повышение качества патриотического воспитания.
(Слайд 5) Ожидаемые результаты:
- повышение чувства гордости у подрастающего поколения за свою Родину;
- повышение степени готовности обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
- умение и желание сочетать общественные и личные интересы;
- повышение реального вклада подрастающего поколения в дело процветания родного края и Отечества.
- будут активизированы меры направленные на популяризацию государственных символов страны, государственной и воинской службы, дальнейшее развитие системы
патриотического воспитания; - возрастет стремление граждан участию в патриотическом движении;
- будет усилено информационно- пропагандистское обеспечение реализации государственной политики по повышению патриотического сознания граждан;
- будут разработаны и выпущены информационно-методические пособия, по вопросам патриотического воспитания граждан;
- будут разработаны программы экскурсионной и краеведческой
работы, организованы поездки учащихся в город Астану;
- будут проведены республиканские мероприятий (семинары, форумы, конференции, заседания «круглых столов», социологические исследования, социологический мониторинг, акции, слеты, конкурсы, турне);
- будут организованы тематические встречи молодежи с участием представителей правоохранительных органов, ветеранов войны, спортсменов и др.
На основании программы составлены мероприятия, направленные на патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы. Так, например, на уроках истории, обществознания, литературы, географии, НВП, и др. учителя вносят вклад в развитие активной жизненной позиции личности, обучают приобретать опыт гражданских действий, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывают уважительному и толерантному отношению к культуре и традициям других народов, проживающих на территории нашей многонациональной страны. Дают представление о принципах и ценностях современного демократического, гражданского общества, о взаимосвязи школы, семьи и окружающей среды. Организация и проведение школьных мероприятий, участие в городских акциях, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции учащихся, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям.
(Слайд 6) В данном направлении в 2011 — 2012 учебном году проводились следующие мероприятия:
- Экскурсии и выставки в школьном музее, посвящённые памятным датам Великой Отечественной войны,
- «Вахта Памяти»,
- Тематические классные часы,
- Военно-спортивный праздник,
- Встреча с воинами – афганцами,
- Работа группы «Поиск» с целью оказания помощи Ветеранам ВОВ,
- Организация экскурсий в г.Астану,
- Акции «Забота», «Ветеран живет рядом»,
- Месячник оборонно-массовой работы, посвященный образованию Вооруженных Сил РК и Дню Победы «Я родине своей готов служить»,
- Смотр-конкурс строевой песни,
- Соревнования по военно-прикладным видам спорта,
- Посещение и поздравление ветеранов на дому, приглашение в школу на встречи и тематические классные часы.
(Слайд №7) В 2011 – 2012 учебном году на военно-полевых сборах среди юношей старших классов учащиеся школы заняли I место. На олимпиаде по стрельбе — общекомандное III место, II место в личном первенстве. В городской олимпиаде по НВП I и III место в личном зачете. В городском конкурсе строя и песни и заняли III место. Учитель НВП Еркен Балатханович провел военно-спортивную игру «Жас Улан», конкурс по стрельбе.
(Слайд №8) В нашей школе прошел военно-спортивный праздник, посвященный выводу войск из Афганистана, на котором присутствовали заместитель председателя городского общества воинов афганцев Аябек Нұрлан, представители областного центра культуры и спорта. Именно юноши – будущие защитники Отечества, на них возлагаются ответственность по подготовке к вооруженной обороне нашей Родины. И принимая участие в наших соревнованиях, юноши устанавливают незримую связь поколений, приобщаются к духовным ценностям своего народа.
В городском конкурсе «Национальность другая – язык мой казахский» — III призовое место, в областном конкурсе сочинений ко Дню языков — II место.
(Слайд №9) 10 лет в школе функционирует военно-патриотический клуб старшеклассников «Патриот», в составе которого насчитывается 30 человек. Активисты клуба являются активными участниками и инициаторами всей проводимой в школе работы, связанной с военно-патриотическим воспитанием учащихся. Своим примером они оказывают положительное влияние на учащихся младших классов в повседневной жизни, участвуют в составлении плана, организуют и обеспечивают под руководством учителя НВП проведение и обеспечение военно — спортивных игр на местности: «Улан», «Алау», «Калкан».
В школе создана постоянно действующая выставка военно-прикладного творчества учащихся. Два раза в неделю работает стрелковый кружок, в составе которого две возрастные группы «Юный стрелок» для младших и «Меткий стрелок» для старших классов.
(Слайд 10) Одним из направлений деятельности клуба «Патриот» является экспедиционная и туристическая работа по изучению родного края.
Прошел конкурс на знание истории, геральдики и атрибутов государственности «Символы открытости, мира и надежды».
(Слайд 11) Центром патриотического воспитания является школьный литературно-краеведческий музей «Синегорье», в котором собран богатейший материал о жизни и творчестве писателей-земляков Акмолинской области. Поэтому в месячник патриотического воспитания были организованы экскурсии в школьный музей
«Синегорье». Учителя истории совместно с учителем НВП провели для 9-11 классов беседу «Ты — патриотом быть обязан».
(Слайд 12)Отряды камкор организовали работу «Поиск», с целью оказания помощи Ветеранам ВОВ. Зам.директора по ВР провела педагогический совет с кл. руководителями по реализации программы с повесткой «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения».
Учителя казахского, русского языков провели конкурсы стихотворений по гражданской и патриотической тематикам, конкурс сочинений «Я родине своей готов служить», конкурс на лучший реферат «Ветеран живет рядом». В этих конкурсах приняли участия 1 – 10 классы. А учителя ИЗО организовали конкурс рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто». 7 учащихся нашей школы приняли участие в городском конкурсе рисунков на асфальте «20 лет ВС РК», все участники награждены грамотами.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина Казахстана.
Сегодня развивающему обществу нужны не только современно образованные, но и воспитанные люди: нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за себя и за судьбу страны.
(Слайд 13) «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.» Джон Локк
(Слайд 14)