Контроль знаний и виды опросов на уроках математики
Контроль знаний и виды опросов на уроках математики
Ганюшкина Т. А.
КГУ «УВК «Лицей»»
Усвоение курса математики в настоящее время требует дифференциации в обучении. В основе, которой, во-первых, обязательное достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, во-вторых, создание условий для усвоения материала в большем объеме теми, кто проявляет интерес к математике.
Как осуществлять контроль знаний при этом?
Преподаватели математики используют все виды контроля: текущий, рубежный, промежуточный, итоговый. На заседаниях нашей кафедры происходит обмен опытом, обсуждаются проблемы контроля: системный подход, накопляемость оценок, результативность различных методов.
Какие формы контроля знаний и умений наиболее приемлемы для уроков математики?
Опыт показывает, что постоянных высоких качественных результатов в диагностических работах добиваются те учителя, которые работают по четко спланированной системе ежедневного опроса, умело сочетают различные виды устного и письменного, индивидуального и коллективного опросов, текущего и итогового контроля, то есть контроль знаний, умений и навыков берут под постоянное наблюдение.
Нелишне будет вспомнить и точку зрения Б.Г.Ананьева, считавшего отсутствие контроля, оценки знаний учащихся в учебном процессе самым худшим видом оценки.
В наше время мы не говорим об обязательной пятибалльной системе оценок. Сегодня это могут быть различные системы, но каждая оценка должна быть объяснена ученику, мотивирована, доказана словесно. Да и сама простая словесная оценка часто ценна и важна для детей, мнение это учителя или анализирующих ответ одноклассников.
Какие формы контроля знаний предпочитают сами лицеисты?
Ребятам из разных классов было предложено ответить на вопрос: «Если бы у вас была возможность выбирать, то вы предпочли форму контроля знаний?» и предложены варианты ответов:
- Зачёт, экзамен по билетам
- Тестирование по индивидуальным тестам
- Тестирование по одному варианту
- Контрольная работа по вариантам
- Зачёт-беседа по материалам курса
Виды контроля | по уроку | по теме | за четверть | за год |
Зачёт (вертикальный, тематический и т.д.) | 17% | 20% | 10% | 15% |
Тестирование | 45% | 43% | 37% | 48% |
Контрольная работа по вариантам | 15% | 15% | 15% | 15% |
Зачёт-беседа по материалам курса | 27% | 17% | 20% | 15% |
Устный опрос | 5% | 7% | 3% | 10% |
Опрос с помощью ПК | 15% | 20% | 18% | 13% |
Реферат (исследовательская работа) | 3% | 2% | 5% | 7% |
Творческое задание | 2% | 1% | 2% | 2% |
Смотр знаний, конкурс, игра, олимпиада, викторина | 14% | 11% | 12% | 13% |
Свой вариант контроля | 3% | 1% | 2% | 1% |
- Устный опрос
- Опрос с помощью ПК (тест с выбором ответа)
- Реферат (исследовательская работа)
- Творческое задание (изготовление пособий, карточек)
- Смотр знаний, конкурс, игра, олимпиада, викторина
- Свой вариант контроля
Результаты опроса представлены в виде таблицы и диаграммы, из которой следует, что предпочтение лицеисты отдают тестированию (в среднем 42%), впрочем, как и дети других школ.
Однако преподаватели лицея считают обязательными такие виды контроля, как: зачет, зачёт-беседа по материалам курса, исследовательская работа, творческие задания и другие.
На своих уроках применяю различные формы и методы организации опроса, которые обеспечивают следующие функции:
— всестороннюю проверку знаний;
— определение уровня усвоения знаний;
— проверку умений и навыков познавательного и практического характера;
— оперативность и своевременность проверки;
— не только контролирующую, но также обучающую и воспитывающую функции.
Это Стартовый (входной) контроль осуществляю в начале учебного года, при этом мы обязательно проводим сравнительный анализ с результатами итогового контроля, проводимого в конце прошлого учебного года. В стартовой работе я предпочитаю письменные контрольные работы, или опросы в форме теста.
Текущий контроль осуществляю в повседневной учебной работе, как правило, во время урока.
Он заключается в систематическом наблюдении за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности. Я считаю, что этот вид контроля успеваемости имеет большое значение для стимулирования у учащихся привычки систематической самостоятельной работы по выполнению учебных заданий и воспитанию чувства ответственности.
Для проведения текущего контроля перед учителем великое многообразие форм:
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
“Да-нетка”
Например, на уроке «Треугольники» загадывается определенный вид треугольника, и ребята начинают задавать вопросы:
- В этом треугольнике равны все стороны? — нет;
- В этом треугольнике любая медиана является биссектрисой и высотой? – нет;
- В этом треугольнике углы при основании равны? – да;
Ребята делают вывод, что это «Равнобедренный треугольник»
Учитель может использовать игру для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, да и не только…
Игра в случайность
Объектом случайного выбора может стать решаемая задача, тема доклада, вызываемый ученик. Я использую игральные кости, подбрасываем вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского лото, с номером учащегося в журнале…
Лови ошибку!
Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к определенному мнению, спикер передает результаты учителю
После работы проводится самопроверка, на доске вывешиваются задания без ошибок.
Ребята выставляют оценки по критериям.
«Сигнальные карточки» я использую в таких формах работы, как математические и графические диктанты.
Наравне с указанными видами опроса, в своей работе использую:
индивидуальные карточки, тестирование учащихся при помощи интерактивных средств activote, тестирование при помощи системы TestCheck, и тестовых оболочек, используются мной различного рода тренажеры, контрольные листы «Заполни пропуски», «Допиши» и т.д.
Промежуточный контроль провожу обычно после изучения раздела программы или в конце учебного года (четверти или полугодия) с учетом данных текущего контроля. Он состоит в проверке знаний, умений и навыков учащихся, охватывающей сравнительно большой материал.
В среднем звене предпочтение отдаю творческим заданиям «Сказка про…», составление кроссвордов и ребусов. В старших классах использую индивидуальные домашние работы.
По окончании четверти проводится контрольная работа, а за полугодие дополняется проверкой теоретического материала.
Итоговый контроль провожу в конце каждого учебного года в виде письменной контрольной работы.
Таким образом:
Сочетание правильно подобранных видов контроля, представляет собой механизм, который дает возможность провести скрыто процесс определения степени обученности учащихся
Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует выявлению уровня обучаемости, восприятия математической речи школьниками, помогает организации дифференцированного, личностно-ориентированного подхода на уроках, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки учащихся.
Для достижения поставленной цели преподаватели кафедры математики лицея постоянно повышают свой профессиональный уровень, занимаются поисками новых форм и методов контроля знаний лицеистов. Они участвуют в научно-практических конференциях, посещают обучающие семинары, курсы повышения квалификации и открытые уроки своих коллег, делятся наработками и опытом с коллегами на мероприятиях городского, областного и республиканского уровней.
.