ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕХМЕРНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕХМЕРНОЙ
МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Абдршина М.Т.
учитель русского языка и литературы
СШ имени К.Казыбаева
Саркандского района Алматинской области
Переход к новой образовательной парадигме и внедрение национальной модели образования, ориентированной на результат, на нынешнем этапе связан с решением проблемы повышения качества образования учащихся. Решение данной проблемы, как показывает практика, возможно при использовании в учебном процессе инновационных технологий обучения.
Современное состояние казахстанского общества, интеграция в мировое образовательное пространство требуют усиления роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика. Исходя из этого, цель педагога – научить учащихся думать, самостоятельно принимать решения, добывать знания, поскольку в современном мире каждому человеку приходится снова и снова учиться. Сегодня учитель уже не только и не столько источник знаний, а скорее организатор учебной деятельности и это побуждает учителей к поиску новых технологий обучения учащихся, изучению и внедрению их в практику работы. Одной из таких технологий является педагогическая технология «Трехмерной методической системы обучения (ТТМСО)».
В качестве образца учебного процесса инновационной модели в условиях применения данной технологии приводим разработку одного урока по русскому языку в 5 классе. Сущность ТТМСО заключается в том, что обучение должно быть организовано на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся (в первой синектической части изучения темы). Эта часть состоит из двух этапов. На первом организационном этапе ставится проблемная ситуация по содержанию новой темы (задания «Мостика»). На втором этапе создаются условия для самостоятельного решения данной проблемы в процессе групповой работы с помощью применения различных интерактивных методов обучения, в том числе можно использовать стратегии критического мышления. В этой части изучения темы развивается функциональная грамотность учащихся в ходе выполнения специально составленных заданий, имеющих процессуальный характер. Такие задания отбираются в соответствии с критериями последовательно реализуемых промежуточных микроцелей из «Теории полного усвоения» американского педагога-психолога Бенжамина Блума.
Вторая часть, ориентированная на результат (или третий этап изучения темы –этап обратной связи, этап оценивания) состоит из трехуровневых заданий-измерителей уровня формирования функциональной грамотности учащихся. На первом обязательном уровне усвоения каждый ученик должен достичь минимально необходимого объема содержания, задаваемого государственным стандартом. Только после этого он имеет возможность для дальнейшего развития, с учетом индивидуальных способностей. Поэтому технологию трехмерной методической системы можно считать развивающей, так как она дает возможность каждому ученику совершенствоваться, по мере выполнения заданий следующих уровней усвоения с более сложными заданиями, в соответствии с его природными способностями и строить траекторию его развития. Данные заносятся в специально разработанный, так называемый, «Прозрачный журнал» и в «Мониторинг развития учащихся». На основе этих документов можно на школьном сайте заполнять электронные журналы или электронные дневники, где оценивание будет проводиться по критериальной системе оценки с учетом степени сложности разноуровневых заданий.
Результаты внедрения данной технологии в учебный процесс предмета русский язык в 5 классе, СШ имени К.Казыбаева Саркандского района Алматинской области показали, что: реализуется обучение, ориентированное на результат; формируется позитивное отношение общественности (родителей административно-управленческого аппарата образования) к ее основным подходам, так как при реализации обратной связи со всеми учениками на третьем этапе изучения темы – все ученики получают оценки. Это в корне отличается от подхода к оцениванию при традиционном обучении, где по каждой теме имеют возможность получить оценки только несколько учащихся. Причем, за правильный ответ и на простые и на сложные задания ученики получают одинаково высокие отметки; повышается уровень успеваемости, усвоения, активности и мотива; уровень сформированности ключевых компетенций; ведется мониторинг развития каждого ученика, где оценивание проводится по квалиметрическому подходу, стимулирующему его активную познавательную деятельность. Квалиметрический подход означает измерение качества заданий, то есть учет уровня их сложности. Поэтому качество обучения измеряется по критериальной системе оценивания (на третьем этапе изучения темы).
В условиях школьного образования это обеспечивает бездвоечную успеваемость по всем предметам, гарантирует высокие показатели при сдаче ЕНТ; реализуется рост количества учеников, показывающих качество знаний по отдельным предметам на более высоких уровнях усвоения в соответствии с их индивидуальными способностями; выявляются одаренные дети, создаются благоприятные условия для их дальнейшего развития.
Пример разработки одного урока русского языка для 5-класса приводится ниже:
Рекомендации для учителя: | I ЭТАП | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) организационный момент; б) проверка домашнего задания.Задания «Мостика» на повторение пройденного материала они выполняются дома до началаурока) В начале урока для проверки данных заданий можно использовать стратегию критического мышления «Insert | Задания на актуализацию знаний.
5.В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями. 6.Напишите существительные которые отвечаютна вопросыкто?________
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II ЭТАП | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1-шаг. «Узнавание»: в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: найдите в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и другие задания информационного характера.А также задания, содержащие слова и сочетания слов: запомнить…, составить список…, выделить…, рассказать о…, показать…, назвать… и т.д. | Да, это все – существительные. Сегодняшний урок мы посвятим более подробному изучению существительных. Попробуйте освоить эту тему самостоятельно. Заполните пропущенные слова 1.Собственные имена существительные пишутся с большой буквы: фамилия, имя, отчество: Адилгалиев Мухтар Дарханович — названия стран , городов, сёл, рек, озёр, гор: Казахстан, Астана, город Алматы, горы Алатау клички животных: Таймас, Мурка 2.Собственные имена существительные являются названиями единичных предметов 3.К собственным именам существительным относятся и названиялитературных произведений, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий. Они не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки, например: газета «Жетысу»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2-шаг. «Понимание»: в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: почему? зачем? объясни…, найди причину…, докажи…, придумай… и т.д. Данные вопросы ставятся к ответам учащихся из предыдущего «Узнавания». | 1.Почему некоторые имена существительные пишутся с большой буквы, а некоторые с маленькой? Ответ: Потому что, собственные имена существительные пишутся с большой буквы, нарицательные с маленькой. 2.Прочитай в учебнике на с. 89. Упражнение 205 .отличие собственных существительных от нарицательных существительных. собственные нарицательные существительные существительные Ответ: Атанас паренёк 3.Приведи свои примеры собственных и нарицательных существительных. Ответ: Роза, Максат, Аксу, девочка, мальчик, река | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3-шаг «Анализ»: в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов:сравните…с … … (сравниваются ответы из «Понимания»); выявите различия между… …; найдите общее… …; выделите главную идею темы… | По диаграмме Венна сравните собственные и нарицательные существительные Собственные нарицательные существ-ые сходства существ-ые
4) Выдели главную идею темы: а) Общее между собственными и нарицательными существительными заключается в том, что они обозначают предметы. б) особенность собственных существительных заключается в том, что они называют отдельные единичные предметы, пишутся с большой буквы. в) особенность нарицательных существительных заключается в том, что они называют любые однородные предметы, пишутся с маленькой буквы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По теоретической части: 4-шаг. «Синтез» (формирование знаний) в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: а) приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.); б) сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение (на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа» ). | Заполни блок- схему, построенную на основе главной идеи. Сделай вывод об отличиях между собственными нарицательными существительными. Существительные
Сулейменов Олжас Омарович, фамилия, река, собака, газета Фариза, Баскан, Рекс, «Огни Алатау»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая часть 5-шаг. «Применение» Требования к заданиям для формирования умений: выполни следующие задания (№ …, №…, №… или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор …, стр…) | Работа с учебником.Выполни следующее упр. 206 из учебника стр.88 «Русская речь» 5 класс. Авторы: У.А.Жанпеисова, Ш. Т. Кожакеева. 1.Выразительно прочитайте текст « Угостили» 2. Объясните почему он так озаглавлен. 3. Подготовьтесь к чтению по ролям. 4 Найдите в тексте собственные имена существительные. Скажите, что они обозначают. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6- шаг«Оценка» (рефлексия) Вырази своё мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? б ) Как бы поступил? в) Для чего это нужно в жизни? г) Какое применение может найти в жизненной ситуации…? | . 1.Найди лишнее слово:врач, летчик,карандаш,Алмас. 2.Найди лишнее слово:Майра, река,Аксу,Шарик 3 Игра «Переводчик» Переведите на казахский язык: Собственные имена(жалқы есімдер), нарицательные имена (жалпы есімдер) Приведите примеры: Каратал, Балхаш, Памир, газета, город,кошка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III ЭТАП 1-уровень (5 баллов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теория «Узнавание»: в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: найдите в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и другие задания информационного характера.А также задания, содержащие слова и сочетания слов: запомнить…, составить список…, выделить…, рассказать о…, показать…, назвать… и т.д. | 1-задание Вставьте пропущенные слова: Собственные имена существительные называют отдельные единичные предметы. 2)Нарицательные существительные называют любые однородные предметы. 2-задание3) Имя существительное обозначает предмет. 4) Имя существительное является частью речи. 3-задание 5)Собственные существительные пишутся с большой буквы. 6) Нарицательные существительные пишутся с маленькой буквы. 4-задание Имена существительное бывают собственные и нарицательные. Приведи примеры.снег, мороз;Москва ,Тянь-Шань. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практика «Применение»: (по образцу) применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название, автор, страница…). | 5-задание. Выполнение упр. 207 Распредели существительные в 2 столбика: Астана,газета, Алатау,Абай Кунанбаев, город,река, собственные нарицательные Алатау газета Астана город Абай Кунанбаев река
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2-уровень (5+4 балла) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Понимание»: в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: почему? зачем? объясни…, найди причину…, докажи…, придумай… и т.д. Данные вопросы ставятся к ответам учащихся из предыдущего «Узнавания». | 1-задание. 1. Собственные существительные пишутся с большой буквы, потому что называют отдельные единичные предметы 2. Нарицательные существительные пишутся с маленькой буквы, потому что называют однородные любые предметы 2-задание Приведи примеры, распредели по столбцам: Республика, город,Австралия,Европа,озеро,остров | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Анализ»: в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: сравните…с … … (сравниваются ответы из «Понимания»); выявите различия между… …; найдите общее… …; выделите главную идею темы… | 3-задание. Прочитайте слова и распределите их по данным группам Александр Сергеевич Пушкин, Мурат, Кызылорда, Сырдарья, Шарик, Иртыш, Рекс, Мухтар Ауезов. Эти слова пишутся с большой буквы, потому что являются: а) названиями городов,сёл, б) кличками в)именами, рек,озёр,гор: животных: фамилиями, Сырдарья, Шарик отчествами людей Иртыш, Рекс, Александр Сергеевич Пушкин, ,Кызылорда Мухтар Ауезов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практика «Применение»: применение в изменённой ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название, автор, страница…). | 4-задание. К данным нарицательным существительным подберите собственные имена. Республика Казахстан,.. город Текели,… село Бакалы,… улица Макатаева, река Каратал.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3-уровень (9+3 балла) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теория «Синтез»: в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: а) приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.); б) сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение (на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа» ). | 1-задание. Кроссворд «Сказка» Если правильно переведешь слова на русский язык и заполнишь клетки по вертикали, то в верхней строчке по горизонтали прочитаешь название известной сказки
1.Алтын. 2. Шарбақ 3.Түлкі 4.Оқушы 5.Бау. 6.Бояу. 7.Тамыз | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Оценка» (рефлексия) Вырази своё мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? б ) Как бы поступил? в) Для чего это нужно в жизни? г) Какое применение может найти в жизненной ситуации…? | 2-задание. Составьте 3-4 различных по цели высказывания предложения Скажите, Сколько частей света на нашей планете? Земля, Африка, Азия, планета, часть света,океан 3-задание. Составь рассказ с собственными и нарицательными существительными на тему «Золотая осень». |
Анализ результатов внедрения трехмерной методической системы обучения, показывает повышение качества знаний учащихся по русскому языку из года в год, снижение уровня тревожности учащихся на 30%, а также стабильный рост интеллектуального развития учащихся на 12%, повышение уровня развития психических процессов: памяти и внимания на 50%. Учителями русского языка разработаны рабочие тетради по русскому языку.
Являясь учителем русского языка представляю результаты проектирования трехмерной методической системы обучения на учебный процесс по предмету русский язык, начиная с 7-го по 11-класс.
Диаграмма 1 – Сравнительная диаграмма роста качества обучения учащихся одного класса по русскому языку с 7 по 11 классы в течение с 2008-2009 по 2012-2013 учебные годы)
| Таблица 1. Показатели качества обучения Курмановой Асылжан в течении пяти лет по русскому языку с 7-го по 11-ый класс |
Результаты ЕНТ за последние 3 года по русскому языку
Из приведенных данных легко заметить, что качество знаний у одних и тех же детей одного класса за пять лет постепенно повышается, так же как показатели их успеваемости по учебному предмету русский язык с 7-го по 11-й классы.
Также анализировались мнения учащихся и родителей о данной технологии. Результаты анкетирования, проведенного среди учащихся, а также их родителей указали на заметный рост активности и интереса учащихся к учению.
Анкетные данные опроса всех учащихся для определения: 1) уровня формирования мотивов учения и проявления интереса к предмету; 2) развития активности познавательной деятельности учащихся; 3) степени оптимизации обучения учащихся по русскому языку с 7 по 11 классы по итогам работ, проведенных в течение пяти лет с 2008-2009 по 2012-2013 учебные годы представлены в таблице 2.
Результаты анализа анкетных данных по итогам внедрения данной технологии в школе в течение с 2008 по 2009 годы показывают, что: 1) у 64 процентов учащихся с 7 по 11 классы повысился интерес к изучению предмета русский язык; 2) у 40% учащихся вырос уровень активности познавательной деятельности; 3) степень оптимизации процесса обучения за счет сокращения количества времени на домашнее задание выразилась количеством учащихся (80% от всех участников эксперимента), сократившим время выполнения домашнего задания по сравнению с прежним временем.
Таблица 2 – Анкета для учащихся (24 учеников) по русскому языку с 7 по 11 классы в конце 2012-2013 учебного года
1. Уровни формирования мотивов учения и проявления интереса к предмету | |||||
Отношение к предмету: | до начала (в процентах) | после (в процентах) | Разница в количестве учащихся, ответивших утвердительно (в процентах) | ||
а) | интересно | 5% | 32% | 27% | |
б) | иногда интересно | 87% | 60% | 17% | |
в) | не интересно | 28% | 8% | 20% | |
Итого: за пять лет интерес к изучению русского языка возрос у 64 % учащихся от их общего количества в 24 | |||||
2. Уровни активности познавательной деятельности учащихся | |||||
Участвуете ли вы в обсуждениях, дискуссиях при изучении новой темы: | до начала (в процентах) | после (в процентах) | Разница в количестве учащихся, ответивших утвердительно (в процентах) | ||
а) | на каждом уроке | 20% | 25% | 5% | |
б) | время от времени | 60% | 45% | 15% | |
в) | никогда | 34% | 15% | 20% | |
Итого: рост активности познавательной деятельности у количества учащихся (в процентном соотношении от количества всех участников эксперимента) составил 40%. | |||||
степени оптимизации обучения учащихся по русскому языку с 7 по 11 классы | |||||
За какое количество времени вы готовите домашнее задание по рабочим тетрадям в условиях эксперимента по сравнению со временем до эксперимента | Во время эксперимента | ||||
а) | за большее время | 0 | |||
б) | за одинаковое | 20 | |||
в) | за меньшее время | 80 | |||
Степень оптимизации процесса обучения за счет сокращения количества времени на домашнее задание выразилась количеством учащихся (80% от всех участников эксперимента), сократившим время выполнения домашнего задания по сравнению с прежним временем. | |||||
Анкетирование также проводилось среди родителей, что позволило определить их положительное отношение к обучению своих детей в данных классах наблюдалась тенденция роста интереса, мотивации к учению, приводящая к высоким учебным достижениям через устойчивую активную познавательную деятельность. Это объяснялось тем, что возросшее понимание предмета русского языка, сложившийся устойчивый интерес к его изучению, сформировавшееся умение и навыки работы с учебником самостоятельно в течение предшествующих лет продолжали давать стабильные результаты и в 11-ом классе. Можно сказать, что у выпускников сформированы навыки работы с учебными книгами, они готовы самостоятельно добывать знания, т.е., самостоятельно «учиться в течение всей жизни» в этом направлении.
Стабильная тенденция среди учеников, характеризующая их стремление выполнять задания более высокого уровня, довести начатую деятельность до конца позволяет утверждать об эффективности педагогической технологии трехмерной методической системы обучения в целом.
Таким образом, результаты показали эффективность внедрения технологии трехмерной методической системы обучения. Результаты внедрения оценивались следующими дидактическими показателями:
-уровнем успеваемости;
-уровнем усвоения, активности и мотива;
-уровнем сформированности умений;
-качеством обучения (оценка качества обучения проводилась по критериальной системе оценивания).
Итак можно сделать следующие выводы: Сущность педагогической технологии на основе трехмерной методической системы обучения заключается в реализации теории полного усвоения, позволяющей ей удовлетворить всем требованиям “психосберегающей” и “здоровьесберегающей” технологий. Иерархичное представление целей и результатов обучения, сама суть уровневой дифференциации содержания (внутренняя дифференциация), имеющиеся в данной технологии, позволяют максимально учитывать индивидуальные особенности обучающихся и не только интеллектуальные, но и мотивационные и эмоциональные.
Трехмерность методической системы обучения заключается в наличии иерархии всех ее компонентов и иерархии последовательно достигаемых результатов соответствующих трех уровней усвоения.
Школьная практика потверждает преимущества педагогической технологии трехмерной системы обучения так как она содействует развитию творческой личности, активизированию мыслительной деятельности учеников, совершенствованию мастерства учителя.
Использованная литература:
1. Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У., Актуальные проблемы модернизации педагогической системы обучения на основе технологического подхода, монография, Алматы, 165с., 2005г.
- Кобдикова Ж. Развитие функциональной грамотности обучающихся на основе применения технологии трехмерной методической системы обучения, учебно-методическое пособие, 370с., 2013г.
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить, М. Просвещение, 1987г.
- Епишева О. Что такое педагогическая технология, //Школьные технологии, №1, 2004г.