Организация групповых форм работы на уроках географии.
Организация групповых форм работы на уроках географии.
Медина Т.В.учитель географии
средней школы №25 г.Сатпаев
Карагандинской области.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.
Основной целью групповых технологий является обеспечение активности в деятельности учащихся и достижение высокого уровня в освоении содержания обучения, что определяет актуальность, значимость и эффективность использования этих технологий.
Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе коллектива (класса):
- Создаются небольшие рабочие группы (5-7 учащихся) для совместного выполнения учебного задания, и\или
- Организуется межгрупповое взаимодействие по достижению одной общей для всех цели.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно- групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников-звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
- Взаимное обогащение учащихся в группе;
- Активизацию учебно-познавательной деятельности через организацию совместных действий;
- Распределение действий, операций, формирующее кооперативную компетенцию школьников;
- Необходимую и адекватную коммуникацию для планирования деятельности и выбора способов действия;
- Обмен способами деятельности для получения совокупного продукта-решения проблемы;
- Рефлексию для формирования отношения к своему действию и коррекции этого действия.
Функции учителя, использующего эти технологии разнообразны: координация и контроль, ответы на вопросы и помощь по запросу школьников. Главное, что он – не явный лидер – единственный носитель знания, а сопровождающий процесс освоения учащимися нового знания.
Порядок работы на уроке.
- Организационный момент. Постановка целей и задач на урок.
- Создание групп учащихся.
- Определение содержания, этапов и времени групповой работы.
- Выполнение работы в группе.
- Самоконтроль и взаимоконтроль в группе.
- Подведение итогов на уроке. Рефлексия.
Оценка работы группы.
Существует несколько способов оценивания работы учащихся в группе. Возможно выставления всем членам группы одинаковых оценок за общий суммарный результат работы без учета личного вклада каждого. Можно оставить право выставить оценки за членами группы. Тогда группе в зависимости от общего итога работы начисляется определенное количество баллов, например 20, а распределят их внутри группы без участия учителя, выставив каждому оценку соответственно вкладу в общую работу. Тогда кто-то может получить «отлично», а кто-то «удовлетворительно». Такой вариант можно использовать только тогда, когда есть уверенность в том, что оценки ребятами будут выставлены объективно.
Тема урока: «Топливно — энергетический комплекс Казахстана».
Цели урока: Установить основные нефтяные, газовые, угольные бассейны и объяснить принципы их размещения. Продолжить обучение учащихся коллективной работе на уроке. Продолжить формирование умения работать со статистическим материалом учебника и составление на его основе кардиограмм и диаграмм.
Совершенствовать умения учащихся давать четкие ответы, осуществляя отбор самого главного, подкрепляя и иллюстрируя цифровым и картографическим материалом. Способствовать экономическому воспитанию учащихся.
Оборудование урока: Физическая карта Казахстана, атласы, контурная карта, карточки для групповой работы.
Тип урока: Комбинированный.
Ход работы:
- Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания. Беседа с учащимися по вопросам.
- В чем главное отличие рыночной экономики от плановой? Какие недостатки имеет рыночная экономика?
- Какие сферы экономической жизни страны при рыночной системе остаются в ведении государства?
- Что называется отраслью экономики?
- Раскройте содержание понятия «межотраслевой производственный комплекс». Чем вызвано формирование межотраслевых комплексов?
- Назовите ведущий межотраслевой комплекс в нашей стране. Как вы думаете, какова его главная задача в хозяйстве страны?
- Изучение новой темы.
На интерактивной доске схема топливно — энергетического комплекса.
Нефтяная и
газовая нефтеперерабатывающая
угольная
тепловые электростанции(ТЭК)
атомные электростанции(АЭС) гидроэлектростанции(ГЭС)
Класс разбивается на группы.
Учитель проводит инструктаж группы о предстоящей работе. Раздает группам карточки с заданиями.(на работу отводится 10-15 минут).
После проделанной работы в группах, один ученик из группы дает ответы, члены группы дополняют его ответы.
В ходе ответов на интерактивной доске — таблицы; которые надо заполнить. Характеристика угольных бассейнов.
План сравнения | Карагандинский | Экибастузский |
1. Общие запасы угля 2. Качество угля 3. Толщина пластов 4. Глубина залегания 5. Способ добычи 6. Себестоимость 7. Основные потребители |
Какая угольная база является главной в Казахстане. Почему?
Перспективные месторождения угля.
Ежегодная добыча нефти.
Планируемая добыча нефти к 2015 году.
Развитие отрасли.
Год начало добычи | Месторождения | Области Казахстана |
1911г | ||
1963г | ||
1980-90гг | ||
Перспектива к 2005г |
Нефтеперерабатывающие заводы:
1.______________________________________
2.______________________________________
3.______________________________________
Газоперерабатывающие заводы:
1.______________________________________
2.______________________________________
Протяженность трубопроводного транспорта
_________________________________________
Основные линии трубопровода:
_________________________________________.
Планируемые трубопроводы:
_________________________________________.
- Работа по контурной карте.
На контурную карту наносятся крупные месторождения угля, нефти, газа, нефтепроводы.
- Закрепление нового материала проводится по вопросам:
- Какие отрасли включает ТЭК? В чем его главная хозяйственная задача?
- Назовите основные особенности ТЭК.
- На чем базируется развитие ТЭК Казахстана?
- Как обеспечена наша страна топливными ресурсами?
- Назовите крупнейшие месторождения угля, нефти, газа Казахстана.
- Итог урока.
Карточки с заданием №1.
- Что такое топливно-энергетический комплекс? Из каких отраслей он состоит?
- Каковы общие запасы угля, ежегодная добыча и ресурсообеспеченность в Казахстане?
- Почему угольная база Казахстана имеет межгосударственное значение?
Карточки с заданием №2.
- Как изменилась добыча угля в Казахстане на протяжении ХХ века? Какое событие и когда явилось решающим для бурного развития угледобывающей промышленности в Казахстане?
- Дайте характеристику Карагандинского каменноугольного бассейна по плану:
- Общие запасы угля
- Качество угля
- Толщина пластов
- Глубина залегания
- Способ добычи
- Себестоимость
- Основные потребители
Карточки с заданием №3.
- Какова ежегодная и планируемая добыча нефти в Казахстане.
- Где и на каких месторождениях нефти и газа началась добыча в период с 1911-1963 год?
Карточки с заданием №4.
- К эксплуатации каких месторождений газа и нефти приступили за период 1980-2000год?
- Перечислите нефте и гозоперерабатывающие заводы. Откуда на них поступает сырье?
Карточки с заданием №5.
- Перечислите основные действующие и планируемые линии трубопроводов.
- Охарактеризуйте перспективы развития нефтяной и газовой промышленности Казахстана.