Тип Молюсски. Класс Двустворчатые.
Тип Молюсски. Класс Двустворчатые.
Сабақтың мақсаты:
Цель урока:
Показать особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски; Рассмотреть их многообразие, изучить классификацию типа на примере конкретных представителей класса Двустворчатые.
Критерии успеха:
- Знаю строение Двустворчатых
- Знаю характеристику типа Моллюски
- Знаю значение Двустворчатых
Сабақтың типі:
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
- мультимедийная презентация «Моллюски»
- интерактивное оборудование (флипчарты)
Ход урока
1 Орг. момент. Псих настрой.
Настрой учащихся на занятие: дерево эмоции. На ветвях дерево лица с различным выражением эмоции. Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости)
Учитель: «…накопление знаний подобно росту дерева» (Винсон Браун), я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний о совершенно удивительном мире моллюсков.
А сейчас давайте поиграем. «Зашифрованная фраза» — это следующий прием.
Задание: в этом тексте «спряталось название типа, который мы сегодня будем изучать. Необходимо найти способ чтения фразы и восстановить ее первоначальный вид.
МQRONIЛWVЛLDFSЮQYСRVКWRИIY (способ: убрать все латинские буквы, оставив в тексте только русские буквы)
- Актуализация знаний.
Проверка д/з Тест:
1 вариант.
1.Кровеносная система у кольчатых червей:
А.есть, и она незамкнутая
Б.есть, и она замкнутая
В.отсутствует.
2.Оплодотворение яиц дождевого червя происходит:
А.в воде
Б.в пояске
В.в коконе.
3.Дождевые черви выползают на поверхность почвы после дождя, так как:
А.затрудняется их дыхание, если норки заливаются водой.
Б.затрудняется питание
В.из-за понижения температуры почвы.
4.Какие органы чувств имеют кольчатые черви:
А.зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха, равновесия
Б.зрения, слуха и обоняния
В. осязания, вкуса, обоняния, слуха.
5.Что наблюдается у почвенных малощетинковых червей при неблагоприятных условиях?
А.размножение Б.диапауза В.повышенная активность.
2 вариант.
1.У какого представителя кольчецов имеются присоски?
А.дождевой червь
Б.серпула
В.медицинская пиявка
- Мускулатура Кольчатых червей:
А.кольцевая и продольная
Б.только кольцевая
В.только продольная.
3.Почему после питания пиявки наблюдается обильное кровотечение?
А.кожа повреждается
Б.в ранку вводится гирудин, препятствующий свертыванию крови
В.слишком глубокая ранка.
4.По способу питания полихеты относятся:
А.к хищникам, всеядным и фильтраторам
Б.к паразитам
В.к хищникам и паразитам.
5.У каких представителей типа Кольчатые черви лучше развита нервная система?
А.малощетинковые
Б.пиявки
В.многощетинковые.
- Изучение нового материала.
Прием «Гонец». Класс делится на несколько команд.
Общая характеристика Моллюсков.
Море, пресные водоемы и суша являются средой обитания Моллюсков. Количество видов 130 тысяч.
Моллюски — Мягкотелые животные,
Тело большинства видов полностью или частично покрыто раковиной.
Раковина состоит из трех слоев: рогового (наружного), фарфорового,
перламутрового (внутреннего).
Многие раковины имеют причудливые формы, различаются по окраске и строению.
Под раковиной находится кожная складка – мантия. Края мантии плотно прилегают к раковине и выделяют вещества, из которых она образуется. Между мантией и телом образуется полость, называемая мантийной. В ней расположены органы дыхания и химического чувства.
Органы моллюсков объединены в системы: дыхательную, кровеносную, пищеварительную, нервную, выделительную, половую.
классДвустворчатые —30 тыс. видов. Раковина состоит из 2-х створок. У них нет головы, глаз, языка с теркой. Фильтраторы. (перловицы, беззубки, мидии, устрицы).
Защита- представляет собой раковину.
Раковина состоит из трех слоев:
- рогового (наружного),
- фарфорового,
- перламутрового (внутреннего).
Дыхательная: Моллюски, живущие в воде, дышат жабрами, а наземные – мешкообразными легкими.
Кровеносная: незамкнутая, есть сердце, состоящее из 3 камер: желудочка и 2 х предсердия, и сосуды.
Нервная: три пары нервных узлов с отходящими нервами.
Выделительная: почки
Пищеварительная: пищевод-желудок –кишка.
Половая: среди моллюсков есть раздельнополые
Класс Двустворчатые:
Представители — мидии, беззубки, перловицы, устрицы.
Особенности:
- отсутствие головы,
- раковина двустворчатая,
- органы дыхания — жабры,
- сердце3-х камерное,
- в основном раздельнополые
Из раковины гребешков изготавливают пуговицы, украшения. Кроме промыслового значения, они играют большую роль в природе: фильтруя воду для получения пищи, очищают ее от загрязнения. В сутки фильтруют около 200 кубов воды. Служат пищей для многих животных, т. е. участвуют в цепи питания.
Перловица, Беззубка, Пинна. Из раковин перловицы и беззубки изготавливали пуговицы. В Венеции могут предложить чулки, перчатки и кружева, сотканные из шелковистого волокна. Есть моллюск, которые выделяют особое вещество биссус, при помощи, которых прикрепляются к подводным предметам. Эти нити крепкие и шелковистые — длинной до 30 см и образуют эту нить — Пинна. Есть моллюски, раковины которых использовались как строительный материал: крыши и стекла из ракушек.
- Биссус (вещество, который образует нить у двустворчатой пинны)
- Глохидия (свободноплавающая личинка у двустворчатых моллюсков)
- Фильтраторы воды со взвешенными в ней микроорганизмами (беззубки, перловицы, мидии).
- Закрепление:
Приём “Древо знаний”.
На уроке учитель предлагает ребятам проанализировать свою работу при изучении темы и, взвесив свои возможности, «собрать урожай», учитывая, что «красные яблоки уже созрели» – они висят высоко, сорвать их тяжело — вопросы на них самые трудные,«желтые яблоки» – висят ниже, сорвать легче – вопросы тоже легче, зеленые яблоки» – висят совсем низко, поэтому и вопросы самые простые.
1 уровень. Решение экологической задачи.
1.Почему, несмотря на то ,что они приносят немалый вред, человек не думает об их полном уничтожении?(трофические цепи)
- Какие признаки характерны для типа Моллюски?
- Беззубка за сутки фильтрует до 1 литра воды. Сколько за месяц? (30)
- Моллюски- биоиндикаторы и биофильтраторы воды.
Устрица за 1 час пропускает через свою мантийную полость до 10 л воды. Сколько литров воды очистит в среднем за сутки? (240)
2 уровень
- Двустворчатые моллюски – обитатели воды имеют:
- Что такое сифоны?
3.. Мантийная полостность – это:
- наука о моллюсках -Малакология
3 уровень
- Половая система— раздельнополые
- Кровеносная система— незамкнутая, 3-х камерное сердце
- Кожная складка — …(мантия).
- способ питания — фильтрация (сифон),
Приём «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения.
- Мантия представляет собой?( кожную складку, расположенную под раковиной)
2) Тело двустворчатых моллюсков разделено на:
В – туловище и мускулистую ногу;
3) Раковина моллюсков состоит из:
Г – из рогоподобного вещества, извести и перламутра.
4) Тело у моллюсков:
А – мягкое, не разделенное на членики
Приём «Кубик»
- Дай описание
- Сравни с чем-нибудь
- Проассоциируй (на что похоже)
- Проанализируй (из чего состоит)
- Примени это
- Приведи примеры
Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
- Рефлексия «Смайлики»
6.Итог урока. Оценивание
- Инструктаж д/з составить рассказ на тему « Значение Моллюсков»,