«Опорно-двигательная система человека»
Тема урока «Опорно-двигательная система человека»
Цель урока:
- Сформировать у детей представление об опорной системе, указав на взаимосвязь между строением и функцией.
- Выявить зависимость между красотой человеческого тела, его осанкой и опорной системой.
- Определить основные навыки по сохранению правильной осанки и связать их со здоровьем человека.
Задачи урока:
- Закрепить знания об основных отделах скелета человека: осевого – череп и позвоночник; скелета поясов и свободных конечностей.
- Выяснить функции отделов и костей в частности.
- Сформировать навыки ведения ЗОЖ, соблюдения осанки и правила предотвращения плоскостопия.
- Изучить типичные заболевания, связанные с опорной системой.
Оборудование: раздаточный материал, интерактивное оборудование
Методы и формы:
- Проблемно-поисковый;
Тип урока : урок контроля знаний
Педагогическая технология: здоровьесберегающая
Контроль: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль
К завершению урока лист выглядит примерно так:
Фамилия, имя ученика
- Самооценка (каждый ученик оценивает свой уровень знаний по этой теме)
- Цифровой диктант (самопроверка по критериям, данным учителем)
- Терминологическая разминка (взаимопроверка)
- Личное первенство (решение проблемно-поисковых задач)
- «Последний бой» (оценивается учителем) после сдачи листа
Ход урока:
Организационный момент.
Жизнь каждого человека и его успешность соотносят с понятием движения.
Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать, это осознано уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.
Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат. Итак, мы закончили изучение раздела «Опорно-двигательная система человека» и сегодня обобщим и систематизируем наши знания по этой теме, вас ждут диктанты, тесты, поисковые задачи и просто сюрпризы. А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мыщц. Итак, настроились на урок.
- I. Первое наше задание – цифровой диктант «Лови ошибку!» Из 12 предложений вы должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям. Если вы сделаете правильно, то в ответе получите какую-то интересную комбинацию цифр.
- У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.
- У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.
- В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы.
- Самые крупные кости в скелете человека – берцовые.
- Дети более подвержены переломам костей, чес взрослые.
- Рост кости в длину происходит за счет надкостницы.
- Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями.
- Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения.
- Желтый костный мозг – место образования клеток крови.
- У человека в черепе преобладает лицевой отдел.
- Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом.
- При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение.
По критериям, указанным на доске, каждый оцените свою работу.
Задание – вставьте пропущенные слова:
В докладе доктора, который поведал нам о строении костей, к сожалению, некоторые слова стерлись, но я думаю, что знающему человеку это не помеха.
«Трубчатая кость состоит из средней части – тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости наружная часть головок покрыта……………………., а суставные поверхности головок…………………………
Внутри головок находится …………., содержащее……………., в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из………………, внутри которого находится …………….. . Она заполнена …………, представляющим в основном жировую ткань».
Задание – разбор ситуации:
Давайте вместе обсудим такую ситуацию. В травм пункт местной больницы доставили двух пострадавших: это родственники, причём один из них отводил второго в детский сад. Оба поскользнувшись, упали и получили – один перелом предплечья, другой трещину голени. Как вы думаете, кто эти пострадавшие и как вы аргументируете своё решение?
(бабушка и внук)
Задание – спортивное – по записи:
1.фаланги пальцев 2.запястье 3.плюсна 4.предплюсна
5.теменная кость 6.лучевая кость 6.локтевая кость
7.плечевая кость 8.берцовая кость 9.пястье
Выпишите цифры с названиями костей верхней конечности последовательно от кисти вверх.
Задание – установи соответствие:
- Минеральные вещества 6. Кость без полости
2.Органические вещества 7. Трубчатое строение
- Вода 8. Гипофиз
- Губчатое строение 9. Красный костный мозг
5.Надкостница 10. Соединительная ткань
А. Придают кости упругость Ж. Особенности строения плоских костей
Б. Придают кости твердость З. Растворяются в кислоте
В. Придает кости легкость И. Сгорают в огне
Г. Придают кости прочность и упругость К. Пространство в губчатом веществе заполнено..
Д. Растущий слой кости Л. Образуется гормон роста в ..
Е. Особенности строения длинных костей М. Типы костей по строению
Задание — тест
- В организме насчитывается примерно:
А) 100 костей
В) 150 костей
С) 200 костей
Д) 250 костей
Е) 300 костей
- К функциям опорно-двигательной системы не относят:
А) опорную
В) защитную
С) двигательную
Д) барьерную
Е) придает туловищу опорную форму
- К костям черепа не относят:
А) лобная
В) теменная
С) височная
Д) затылочная
Е) базальная
- В позвоночнике человека:
А) 25 – 26 позвонков
В) 30 – 32 позвонка
С) 33 – 34 позвонка
Д) 36 – 38 позвонков
Е) 38 – 40 позвонков
- Первый позвонок позвоночного столба:
А) атлант
В) титан
С) ключица
Д) пясть
Е) плюсна
- Самая большая кость организма:
А) локтевая
В) лучевая
С) лопатка
Д) бедренная
Е) пяточная
- Подвижное соединение костей:
А) сочленение
В) сустав
С) связка
Д) сухожилие
Е) костный шов
- Плоские кости треугольной формы:
А) ребра
В) ключица
С) лопатка
Д) плечевая
Е) таз
- Крестцовый отдел позвоночника содержит:
А) 3 сросшихся позвонка
В) 4 сросшихся позвонка
С) 5 сросшихся позвонков
Д) 6 сросшихся позвонков
Е) 7 сросшихся позвонков
- Плоские дугообразные изогнутые кости туловища:
А) лопатка
В) ребра
С) ключица
Д) челюсть
Е) плюсна
Учитель
Кто знает – кто такой Квазимодо? Какие эпитеты мы можем для него подобрать? А о ком говорят: «Идёт, что лебёдушка плывёт»? «Стройный как кипарис». «Грациозная, как лань». В чём кроются столь сильные различия в людях, каковы причины таких различий? Да, все вышеперечисленное связано со скелетом. Это наш опорный костяк, основа, придающая телу определённую форму и соответствующие функции. Мы уже знаем, что скелет состоит из 220 костей массой около 5 кг и выполняет 3 основные функции – учитель знакомит учащихся с правилами соблюдения осанки и предупреждения плоскостопия.
Задание – работа в группах:
Каждая группа получает конверт с перечнем костей. Ваша задача выбрать кости только вашего отдела и правильно разместить их на схеме человека (рисунок на ватмане). По итогам работы мы получаем схему – рисунок скелета, который пригодится в дальнейшем при изучении типов соединения костей и служит результатом (проектом) данного урока.
Задание — «Последний бой» — терминологический диктант по теме
«Оказание первой помощи при повреждении скелета»
Если вы согласны с утверждением, то — да, если нет – нет.
Текст:
- При растяжении связок надо сразу сделать массаж.
- При вывихе надо постараться вправить кость на место.
- Переломы бывают закрытые и открытые.
- При шинировании достаточно зафиксировать 1 сустав.
- При открытом переломе надо в первую очередь остановить кровотечение.
Рефлексия. Подведение итогов.