План-конспект урока биологии на тему «Генная инженерия» в 10 классе
План-конспект урока биологии
на тему «Генная инженерия» в 10 классе
Предмет: биология
Учитель биологии: Ержанова Жанара Айткожаевна
Тип урока: изучение нового материала
Форма работы: работа в группе, использование технологии развития критического мышления
Методы: словесные, словесно-наглядные
Приемы и стратегии: «Картинка», «ЗХУ», «Я.ТЫ.МЫ», составление Синквейна.
Ресурсы: компьютер, электронная презентация «Генная инженерия», раздаточный материал, учебник «Общая биология 10 класс»
Цель урока: познакомиться с основными направлениями генной инженерии.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными задачами и направлениями генной инженерии, механизмом работы с генами, использованием результатов науки на практике;
- развивать умения оценивать и систематизировать информацию, задавать вопросы; развивать навыки работы в группе.
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Ход урока:
Стадия вызова:
Деление на группы: стратегия «Картинка». Каждый ученик получает картинку, с помощью одинаковых картинок образуется 4 группы.
Рассказ — анекдот:«Скрестили японцы арбуз с блохой. Разрезаешь арбуз, а из него семечки выпрыгивают». Когда-то этот анекдот казался очень смешным. Кто бы мог предположить, что он может стать реальностью! Во всяком случае ученые уже встроили в ДНК помидора ген арктической камбалы. Правда, овощ не машет хвостиком и не уплывает от покупателя, зато столь же легко переносит холода, как и глубоководная северная рыба.
Мы уже знаем, что такое ген. Генами люди научились управлять: их режут, дробят, сшивают, извлекают из ДНК, переставляют в другие места и манипулируют другими способами. Наука, которая этим занимается, называется «генная инженерия». Генная инженерия – это направление биологической инженерии, которое будет являться предметом исследования на нашем уроке.
Основные задачи урока – изучить методы работы генной инженерии, узнать каких высот она достигла, и, главное, решить один очень важный вопрос: «А нужно ли нам это?»Но прежде я предлагаю вам выполнить задание: заполнить таблицу ЗХУ (приложение1). Шаблон таблиц раздается перед началом урока каждому ученику или можно начертить таблицу в рабочей тетради. Ваша задача – записать в первую часть таблицы, что Вам известно о генной инженерии.
Знаю | Хочу узнать | узнал |
Генная инженерия |
Спрашиваем одного ученика от каждой группы и делает соответствующие записи на доске (составляется общая таблица ЗХУ на доске – заполняется первая колонка). Итак, у детей складывается общее представление о генной инженерии.
Какие темы «генной инженерии» вам бы хотелось еще изучить?
Ученики записывают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, изучив данную тему, и фиксируют их в своей таблице. Каждая группа обсуждает свои вопросы и один из них предлагает всему классу (так заполняется вторая колонка таблицы ЗХУ на доске).
Стадия осмысления:
Предлагаем ученикам поискать ответы на свои вопросы, поработав раздаточным материалом (Приложение 2).
Каждая группа получает разный материал по вопросам генной инженерии. Вам необходимо записать найденные ответы, а также новую информацию в графу «узнал» таблицы. Затем обмениваемся полученными знаниями в группе. Прошу отдельных ребят из группы озвучить свои ответы (оформляется третья колонка таблицы на доске). Ответы школьников сопровождаются компьютерной презентацией (Приложение 3), где выделены основные понятия и методы генной инженерии:
Генная инженерия – методы перестройки генотипа.Задача этих методов состоит в получении индивидуальных генов и введение их в новое генетическое окружение для создания организма с новыми, определенными признаками.
Основные понятия:
- Рестриктазы – ферменты, разрезающие молекулу ДНК;
- Лигазы – ферменты, сшивающие молекулу ДНК;
- Плазмиды – внехромосомныедвухцепочечные кольцевидные молекулы ДНК.
Они легко выделяются из бактериальных клеток хозяев и в них легко встроить любые гены, которые они переносят в ДНК нового хозяина.
Направления современной биотехнологии:
- Генная инженерия
- Клеточная инженерия
- Инженерная энзимология
Предлагаем вашему вниманию приложение 3 «За и против». Каждая группа выбирает свою позицию, затем работа в группе по стратегии «Я.ТЫ.МЫ». Далее презентуем свои доводы перед аудиторией.
Стадия рефлексии:
Предлагаю составить индивидуально а затем в группах составить синквейн по изученной теме. Озвучивание синквейнов.
Вопрос нашего урока весьма неоднозначен, но как бы мы к этому не относились, факт остается фактом: прогресс остановить нельзя, он – двигатель нашей жизни. Нам не нужно бояться науки, но и нельзя быть безграмотными, безразличными и равнодушными, чтобы способствовать направлению науки в нужное русло.
Домашнее задание: ученики возвращаются к списку вопросов, записанных ими в начале урока в таблице ЗХУ и выбирают в качестве ДЗ вопросы, оставшиеся без ответа, проработав §55 учебника и дополнительную информацию.