железы внешней и внутренней секреции, ти их функции. Гормоны.
Тема: железы внешней и внутренней секреции, ти их функции. Гормоны.
Цель урока:
Образовательная: расширить представление учащихся с разными железами организма и усвоить их роль в процессах жизнедеятельности человека.
Развивающая: развитие основных биологисеких понятийожелезах ,о гормонах(свойства, значение)продолжить формированияе об анатоммно-физиологические понятия о ЖВС, показать значение знаний о гормонах для медицины.
Воспитательная: развитие у учащихся позновательного интересса к изучению анатомии, устоновление связей между наукой и медицинской практикой ,доказательство примеров о болезнях , привитие личной гигиены.
Методы и приемы: словесные, наглядные, частично-поисковые.
Основные понятия термины урока: экзокриновые, эндокринные, гипофиз, эпифиз, гормон, тимус и.т.д.
Учащиеся должны знать: особенности строения железы внутренней и внешней секреции, о значении знаний о гормонах для медицины, и роль половых желез в развитии организма.
Учащиеся должны уметь: провести грамотно оформить таблицу,схему, слайдов, умение работатьс интерактивной доской.
Организация деятельности учащихся:
- работа с текстом, рисунками учебника, заполнение таблицы на интерактивной доске.
- оформление схем «внутрисекреторная функция поджелудочной железы и надпочечников.». ,нейро/эндокринная регуляций организма.
Оборудовние: таблицы сизображением желез внутренней секреции, схемы, слайдов, учебник.
Предварительная работа: повторение учебного материала по темама в которых встречался термин «железы».
1.головной мозг
- кожа и ее производные
- орган зрения.
План урока.
- организационный момент
- подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний .
- усвоение новых знаний (работа по слайдам с интерактивной доской)
- закрепление новых знаний(работа по заполнению схем, рисунков и таблиц).
- тестирование, игра с мячом «вопросы-ответы»
- рефлексия
- оценка знаний и умений учащихся.
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие, контроль подготовке рабочего места учащихся к уроку: наличие дневников,тетрадеей, учебников, оборудование для проведение урока.
- беседа повторение.
3.Изучение нового материала.
Целевая устоновка: знакомство с классификации,(работа с опорной схемой), железы внешней секреции, их функции(составление таблицы или с опроной таблицей), железы внутренней секреции их функции(работа со слайдом).
4.закрепление пройденного материала:
а)тестирование.
б ).игра с мячом «вопросы-ответы»
5.рефлексия6.оценка знаний и умений учащихся.7. д\з. Индиввидуальное задание: сообщение к конференции «Эндокринология. Прошлое, Настоящее, Будущее».
Учитель: В организме человека насчитывают целый ряд структурных образований, которые ученые называли железами. Общей особенностью желез является их дольчатые строение. Каждая долька имеет секреторные клетки , которые вырабатывают специфические вещества- секреты, которые в организме человека выполняют многообразные функции.например : человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половины печени, по он умрет, если удалить маленькую железу-гипофиз который весит всего 0,5г. всего желез внутренней секреции около десяти, их масса около 100г. ЖВС вырабатывают особое вещества-гормоны( от греч. «гармао» -привожу в движение , пробуждаю) в малом количество , человеку в сутки требуется 0,000003г витамина В , а гормона адреналина – 100раз меньше.
Познокомимся с классификацией желез , работая с опорной схемой.
|
И так, ребята мы познакомились с классификацией желез , а сейчас разберем их функции.
Секрет желез внешей секреции выделяется по протокам на поверхность нашего тела или во внутрь полых органов , выполняя различные вспомогательные для организма функции. (показ слайдов). На основании рассказа учителя и собственных выводов и наблюдений заполняют в тетради таблицу №1( работа с интерактивной доской)
Железа внешней секреции | Место нахождения | Секрет железы | Функции секрета | |
1 | сальная | кожа | Кожное сало | Защищает кожу от высыхания и трещин, от микробов |
2 | потовая | кожа | пот | Выделяет воду, соли и шлаки из организма |
3 | молочная | Передняя поверхность грудной клетки | Грудное молоко | Основной продукт питания младенца |
4 | слюнная | Ротовая полость | слюна | Смачивает пищу и начинает ее переваривать. |
5 | слезная | Верхний угол наружной стенки глазницы | слезы | Защищает глаз от микробов и грязи, а также увлажняет |
6 | печень | Правое подреберье брюшной полости | желчь | Участвует в переваривании жиров |
Вывод: железы внешней секреции выполняют вспомогательные функции, обеспечивающие гармоничную работу нашего организма.
Учитель; железы внутренней секреции (эндокринные) не имеют выводных протоков и их секрет называют гормонами. Гормоны –это биологически активные вещества, которые регулируют работу организма. Попадая в кровь. Все железы внутренней секреции образуют эндокринную систему организма.(работа с интерактивной доской).
№ | Эндокринная железа | Место нахождения | гормоны | Функции гормонов | заболевания |
1 | гипофиз | Головной мозг | Гормон роста | Регулирует рост тела | При избытке-гигантизм, при недостатке-карликовость. |
2 | Эпифиз(шишковидное тело) | Головной мозг | Гормон регулирующий биоритмы | ||
3 | Щитовидная железа | Передняя часть шеи Под кадыком | Тироксин содержит йод | Регулирует обмен углеводов и жиров | А )при гиперфункции железы-базедова болезнь(пучеглазость) Б) при гипофункции эндомический зоб. В) если в детстве не хватало организму йода-кретинизм. |
4 | Надпочечники | Задняя стенка брюшной полости , на верхушке почек. | Адреналин(вырабатывает мозговое вещество). Половые гормоны(вырабатывает корковое вещество) | Повышает пульс и давление .влияет на формирования вторичных половых признаков | |
5 | Тимус (вилочковая железа) | Позади грудины, над сердцем | тимозин | Отвечает за иммунитет | |
6 | поджелудочная | поджелудком | инсулин | Снижает уровень глюкозы в крови | При недостатке гормона –сахарный диабет |
7 | Половы железы А) .у мужчин -яички Б). уженщин-яичники | Область малого таза | Тестостерон
Прогестерон,эстрадиол | Влияют на формирование и созревание половых клеток, на развитие половых признаков |
Вывод:железы внутренней секреции регулируют и обеспечивают слаженную работу организма..
Учитель: ребята, наша Карагандинская область относится в йододефицитной . 70% населения города Темиртау страдают отклонениеми в работе щитовидной железы.
Что делать?Тот йод , который добавляют технологи в хлеб и соль быстро улетучивается, и наш организм его так не получает. Поэтому нам самим грамотно подходить к соему здоровью используя в пищу продукты с большим содержанием пищевого йода. (показ слайдов, морская рыба, морская капуста, креветки, кальмары, мидии, хурма).
Закрепление пройденного материала: игра «лото».
Для проведения игры класс делится на несколько групп. Каждому группу выдается карточки с терминами (карточка имеют порядковые номера, всего 3 варианта).
Термины –ответы на игровых полях.
1-вариант.
гормоны | желез | кретинизм |
гипофиз | инсулин | Органы \мишени |
глюкагон | акромегалия | гипоталамус |
2-вариант.
Адреналин | гипоталамус | акромегалия |
Базедова болезнь | кретинизм | тироксин |
Гипеталамно-гипофизарная ситема | нейрогормоны | гормоны |
3-вариант.
Сахарный диабет | железа | Нейрогормоны |
яичники | гипоталамус | Органы-мишени |
тироксин | Эндокринная ситема | Акромегалия |
Для заполнения игрового поля группам раздаются разноцветные кружки(синие, зеленые, красные).
Учитель задавая вопрос, оговаривает, кружком какого цвета следует закрывать ответ на него. Входе игры достает из конверта заранее заготовленные карточки и дважды зачитывает написанные на них вопросы, а ученик , найдя в своих таблицах ответ, закрывает его кружком. Если вся ответ заполнено правильно выставляются оценка «5». если неверный один ответ то –«4»
Б) тетирования -2мин.
Домашнее задание. Учебник параграфы 10,11 термины, вопросы после параграф, задание «!» письменно.
Индивидуальное задание: подготовиться к конференции «Эндокринология. Прошлое. Настоящее. Будущее».