Работа сердца. Предупреждение сердечно – сосудистых заболеваний

Город Алматы, Бостандыкский район, ОШ№63 учитель

химии и биологии Лебедева Ирина Викторовна

 

Биология 8 класс

Тема урока:

«Работа сердца. Предупреждение сердечно – сосудистых заболеваний».

Задачи урока:

1.Образовательные: формирование  знаний о работе сердца, фазах сердечного цикла, автоматии сердца, регуляции сердечной деятельности, изучение  причин  не утомляемости сердца установление причинно – следственной связи между строением сердца и выполняемой функцией.

  1. Развивающие: развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
  2. Воспитательные: формирование навыков здорового образа жизни, профилактика сердечно – сосудистых заболеваний.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование:  презентация « Работа сердца», таблица  « Строение сердца»,  схема «Регуляция работы сердца», модель «Строение сердца человека».

 

 

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация

Учитель: Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно всё ещё таит в себе удивительные загадки, нерешенные и по сей день. Во все века сердце было в почете у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, поэм, песен написано о нем!

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело

(Э. Межелайтис “Сердце”)

Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия — врача, основателя научной анатомии. Блестящие исследования Везалия привели его к столкновению с католической церковью.

Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Но почему же все-таки сокращалось сердце трупа? Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека?

Ответить на этот вопрос не мог никто, даже сам Везалий, ведь уровень знаний той эпохи был еще очень низок. Ответ на него человечество получило только через три столетия.

 

— Нам сегодня на уроке предстоит дать ответ на вопрос, который долгое время оставался без ответа:

— Почему сердце работает в течение всей жизни без утомления? (Записано на доске, учащиеся записывают в тетрадях).

Учащиеся высказывают свои мнения, почему сердце продолжает биться.

  1. Повторение пройденного материала

А) Опишите строение сердца человека и его расположение в организме .

Б) Установите последовательность усложнения кровеносной системы у животных.

а. лягушка

б. окунь

в. ящерица

г. орел

д. собака

123456

 

В) Укажите на слайде основные части сердца

Г) Установите соответствие

Отдел сердцаВид крови
1.     Левый желудочекА. артериальная
2.     Правый желудочекБ. венозная
3.     Правое предсердие
4.     Левое предсердие

Д) Найдите ошибки в тексте:

Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости , массой 1 килограмм. И снаружи и внутри сердце выстлано эпителиальной тканью. Внутри сердца есть клапаны, обеспечивающие ток крови в одном направлении. Желудочки разделены неполной перегородкой, артериальная и венозная кровь смешиваются. Самая крупная вена – это аорта, начинается с левого желудочка.

 

  1. 3. Формирование новых знаний и способов деятельности.

Сегодня на уроке вы узнаете, как работает сердце.

А. Автоматия сердца.

В миокарде в миокарде есть особые клетки, образующие проводящую систему сердца. Эти клетки обладают автоматией – способностью самопроизвольно возбуждаться, т.е. вырабатывать электрические импульсы.

Обратите внимание на слайд, где показано сокращение сердца лягушки вне ее организма.

Вопрос: Почему сердце человека не утомляется?

Для этого мы должны с вами изучить особенности сердечного цикла человека.

фазыдлительностьДвижение кровиСтворчатые клапаныПолулунные клапаны
1.     Сокращение предсердий0,1 секИз предсердий в желудочкиоткрытызакрыты
2.     Сокращение желудочков0,3 секИз желудочков в сосудызакрытыоткрыты
3.     Расслабление0,4 секКровь переходит в предсердияоткрытызакрыты

 

  1. Сколько отдыхают предсердия?
  2. Сколько отдыхают желудочки?
  3. Сколько вместе отдыхают и желудочки и предсердия?

Вывод:

Сердце работает только в тот момент, когда выталкивает кровь, а остальное время отдыхает.

Регуляция работы сердца:

  1. Нервная регуляция
Симпатический отделПарасимпатический отдел
усиливаетослабляет

 

  1. Гуморальная регуляция:
адреналинацетилхолин
усиливаетослабляет

 

Что нужно делать , чтобы сердце оставалось здоровым?

  1. Не пить, не курить.
  2. Заниматься спортом.
  3. Употреблять только полезные продукты питания.
  4. Не нервничать.

Слайд

Сравнение сердца тренированного человека и нетренированного человека.

Какие выводы можно сделать по этим слайдам?

 

  1. Применение. Формирование умений и навыков
  2. Тестирование (тест прилагается).
  3. Сердце человека камерного типа. Число камер равно?

А) 2;

Б) 3;

В) 4;

Г) 5.

  1. В сердечном цикле выделяют несколько фаз. Какая фаза считается началом цикла.

А) Сокращение желудочков;

Б) Расслабление;

В) Сокращение предсердий.

  1. В какой момент открываются створчатые клапаны сердца?

А) Сокращение желудочков;

Б) Сокращение предсердий;

В) Пауза.

  1. Где находятся полулунные клапаны?

А) Между правым желудочком и правым предсердием;

Б) На границе левого желудочка и аорты;

В) Между левым желудочком и левым предсердием.

 

 

  1. 2. Выберите из предложенных суждений правильные:

А) Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость.

Б) Между предсердием и желудочками находятся полулунные клапаны.

В) Стенка левого желудочка сердца развита лучше, чем стенка правого.

Г) Адреналин тормозит работу сердца.

Д) Интенсивность работы сердца не зависит от эмоционального состояния.

Е) Изменение частоты и силы сердечных сокращений не зависит от поступающих в кровь биологически активных веществ.

Ж) Сердечная мышца состоит из поперечно-полосатых мышц

 

 

Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему вы были удивлены?

Домашнее задание параграф « Работа сердца»

Выставление оценок за урок. Итоги урока.