ГОСУДАРСТВО

Предмет: Человек. Общество. Право.

Класс: 9

Тема урока: ГОСУДАРСТВО
Цели:

  • Знакомство с понятием «государство», формирование представлений учащихся об особенностях государства: его признаках и принципах;
  • развивать умения раскрывать основные понятия, логически осмысливать и излагать информацию; развивать умения находить различия, сравнивать, выделять главное,
  • продолжать воспитание правовой культуры, гражданственности.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесный, наглядный, элементы интерактивной технологии, игровая технология

Ход урока.

  1. Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

  • Перечислите и охарактеризуйте донациональные формы общностей людей.
  • Что такое нация? Перечислите признаки нации.
  • Что такое народ? Чем народ отличается от нации?
  1. Изучение нового материала.

«Мозговой штурм» — Что такое государство?

Ответы учащихся.

Запись в тетради: Государство – это основной институт, осуществляющий управление и защиту общества, обеспечивающий единообразие политико-экономической и культурно-социальной систем.

Учитель: Государство имеет следующие признаки:

  • определенная система органов власти (законодательная, исполнительная и др.);

-Кто в РК осуществляет законодательную власть (издает законы)? (Парламент)

  • Деление на административно-территориальные единицы (области, города, села и др.);

-На какие административно-территориальные единицы делится РК?

  • Наличие ограниченной территории;

-С какими государствами граничит Казахстан? (с Россией на севере и северо-западе, с Китаем на востоке, с Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменией — на юге)

Работа по карте «Политическая карта мира»

  • Суверенитет;

-Когда в Казахстане была провозглашена независимость? (16.12.1991 г.)

  • Сбор налогов;

-Для чего нужны налоги, как вы думаете? (Для содержания государственных чиновников, армии, полиции, суда и др.)

  • Издание законов.

-Какой государственный орган в Казахстане занимается изданием законов? (Парламент)

Учитель: Государство бывает различных видов и типов. По территории бывают крупные и маленькие государства.

-Давайте найдем на карте крупные государства.

Ответы детей: РФ, Канада, Китай, США, Бразилия.

-Какое место в мире по территории занимает Казахстан? (9-е)

-Государства, имеющие небольшую территорию: Ватикан.

Работа с картой. Показ на карте мира государств, имеющих большую территорию.

-Какие государства имеют большую численность населения? (Китай, Индия)

Показ на карте.

— Государства, которое имеет численность лишь 1 тысячу человек – Ватикан.

Показ на карте.

Учитель: По типу государства делятся на аграрные, индустриальные, постиндустриальные.

Самостоятельная работа учащихся со словарем, книгой.

1ряд– что означает аграрная страна? Какие страны можно отнести к аграрным?

2 ряд– что означает индустриальная страна? Какие страны можно отнести к индустриальным?

3 ряд– что означает индустриальная страна? Какие страны можно отнести к постиндустриальным?

Ответы учащихся.

  1. Закрепление нового материала.

КВН «Государство»

Класс делится на 2 команды. Придумывает название (связанное с темой урока.), выбирает капитана.

1 тур. Приветствие.

Команды знакомят с названием и представляют своего капитана.

 2 тур. Разминка

Составить:

1 команда – Синквейн

2 команда – кластер

со словом «государство».

3 тур «Государство и общество»

Составить диаграмму Венна, сравнив государство и общество (5 мин.)

4 тур Кроссворд

Вопросы:

По горизонтали:

  • Его собирают для содержания государственных органов (налог).
  • Административно-территориальная единица (город).
  • Независимость государства (суверенитет).
  • Государство, имеющее самую большую численность населения (Китай).

По вертикали:

  • Государство, занимающее 9-е место в мире по величине территории (Казахстан).
  • Самое маленькое государство, является теократической монархией (Ватикан).
  • Самое большое по величине территории государство (Россия).

5 тур Работа с таблицей «Мыслители прошлого о правовом государстве».

Командам необходимо выделить сходные для всех авторов идеи о государстве и праве

Мыслители прошлогоВзгляды на государство и власть

в правовом государстве

Сходные идеи о государстве, праве
Платон

(427-347 гг. до н.э.)

1.              Государство возможно только там, где господствует справедливый закон.

2.              Спасение государства и все блага – в справедливых законах.

1.Господство справедливых законов.


2.Подчинение власти закону.


3.Разделение властей.


4.Сединение силы государства и справедливости закона.



Аристотель

(384-322 гг. до н.э.)

1.              Разумно организованное государство возможно только при господстве справедливых законов и права.

2.              В государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие -управлять, а третьи – следить за выполнением законов и судить нарушителей.

Цицерон

(106-43 гг. до н.э.)

1.              Обосновывает идею естественного права людей: государство обязано признать незыблемость и неотъемлемость прав человека, уважать, защищать их.

2.              Все должны быть равны перед законом, государство должно подчиняться праву

3.              Граждане должны уметь защищать свои права.

4.              Право должно быть выше власти.

Ш.Монтескье

(1689-1755гг.)

1.              В государстве должна быть четкое деление власти на законодательную , исполнительную, судебную. Таким образом, будет создана система взаимного контроля и сдерживания властей.
Кант

(1724-1804)

1.Государство – союз множества людей при господстве права.

2.Государство должно быть правовым, с разделением властей.

6 тур «Дебаты»

«Необходимо ли государство людям»

1 команда – необходимо.

2 команда – необходимости нет.

Подведение итогов.

  1. Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание параграф 9