ГОСУДАРСТВО
Предмет: Человек. Общество. Право.
Класс: 9
Тема урока: ГОСУДАРСТВО
Цели:
- Знакомство с понятием «государство», формирование представлений учащихся об особенностях государства: его признаках и принципах;
- развивать умения раскрывать основные понятия, логически осмысливать и излагать информацию; развивать умения находить различия, сравнивать, выделять главное,
- продолжать воспитание правовой культуры, гражданственности.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный, наглядный, элементы интерактивной технологии, игровая технология
Ход урока.
- Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
- Перечислите и охарактеризуйте донациональные формы общностей людей.
- Что такое нация? Перечислите признаки нации.
- Что такое народ? Чем народ отличается от нации?
- Изучение нового материала.
«Мозговой штурм» — Что такое государство?
Ответы учащихся.
Запись в тетради: Государство – это основной институт, осуществляющий управление и защиту общества, обеспечивающий единообразие политико-экономической и культурно-социальной систем.
Учитель: Государство имеет следующие признаки:
- определенная система органов власти (законодательная, исполнительная и др.);
-Кто в РК осуществляет законодательную власть (издает законы)? (Парламент)
- Деление на административно-территориальные единицы (области, города, села и др.);
-На какие административно-территориальные единицы делится РК?
- Наличие ограниченной территории;
-С какими государствами граничит Казахстан? (с Россией на севере и северо-западе, с Китаем на востоке, с Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменией — на юге)
Работа по карте «Политическая карта мира»
- Суверенитет;
-Когда в Казахстане была провозглашена независимость? (16.12.1991 г.)
- Сбор налогов;
-Для чего нужны налоги, как вы думаете? (Для содержания государственных чиновников, армии, полиции, суда и др.)
- Издание законов.
-Какой государственный орган в Казахстане занимается изданием законов? (Парламент)
Учитель: Государство бывает различных видов и типов. По территории бывают крупные и маленькие государства.
-Давайте найдем на карте крупные государства.
Ответы детей: РФ, Канада, Китай, США, Бразилия.
-Какое место в мире по территории занимает Казахстан? (9-е)
-Государства, имеющие небольшую территорию: Ватикан.
Работа с картой. Показ на карте мира государств, имеющих большую территорию.
-Какие государства имеют большую численность населения? (Китай, Индия)
Показ на карте.
— Государства, которое имеет численность лишь 1 тысячу человек – Ватикан.
Показ на карте.
Учитель: По типу государства делятся на аграрные, индустриальные, постиндустриальные.
Самостоятельная работа учащихся со словарем, книгой.
1ряд– что означает аграрная страна? Какие страны можно отнести к аграрным?
2 ряд– что означает индустриальная страна? Какие страны можно отнести к индустриальным?
3 ряд– что означает индустриальная страна? Какие страны можно отнести к постиндустриальным?
Ответы учащихся.
- Закрепление нового материала.
КВН «Государство»
Класс делится на 2 команды. Придумывает название (связанное с темой урока.), выбирает капитана.
1 тур. Приветствие.
Команды знакомят с названием и представляют своего капитана.
2 тур. Разминка
Составить:
1 команда – Синквейн
2 команда – кластер
со словом «государство».
3 тур «Государство и общество»
Составить диаграмму Венна, сравнив государство и общество (5 мин.)
4 тур Кроссворд
Вопросы:
По горизонтали:
- Его собирают для содержания государственных органов (налог).
- Административно-территориальная единица (город).
- Независимость государства (суверенитет).
- Государство, имеющее самую большую численность населения (Китай).
По вертикали:
- Государство, занимающее 9-е место в мире по величине территории (Казахстан).
- Самое маленькое государство, является теократической монархией (Ватикан).
- Самое большое по величине территории государство (Россия).
5 тур Работа с таблицей «Мыслители прошлого о правовом государстве».
Командам необходимо выделить сходные для всех авторов идеи о государстве и праве
Мыслители прошлого | Взгляды на государство и власть в правовом государстве | Сходные идеи о государстве, праве |
Платон (427-347 гг. до н.э.) | 1. Государство возможно только там, где господствует справедливый закон. 2. Спасение государства и все блага – в справедливых законах. | 1.Господство справедливых законов.
2.Подчинение власти закону.
3.Разделение властей.
4.Сединение силы государства и справедливости закона.
|
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) | 1. Разумно организованное государство возможно только при господстве справедливых законов и права. 2. В государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие -управлять, а третьи – следить за выполнением законов и судить нарушителей. | |
Цицерон (106-43 гг. до н.э.) | 1. Обосновывает идею естественного права людей: государство обязано признать незыблемость и неотъемлемость прав человека, уважать, защищать их. 2. Все должны быть равны перед законом, государство должно подчиняться праву 3. Граждане должны уметь защищать свои права. 4. Право должно быть выше власти. | |
Ш.Монтескье (1689-1755гг.) | 1. В государстве должна быть четкое деление власти на законодательную , исполнительную, судебную. Таким образом, будет создана система взаимного контроля и сдерживания властей. | |
Кант (1724-1804) | 1.Государство – союз множества людей при господстве права. 2.Государство должно быть правовым, с разделением властей. |
6 тур «Дебаты»
«Необходимо ли государство людям»
1 команда – необходимо.
2 команда – необходимости нет.
Подведение итогов.
- Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задание параграф 9