Авторская программа дополнительного образования «Жас шебер»

Авторская программа дополнительного образования «Жас шебер»

Пояснительная записка.

В концепции модернизации дополнительного образования детей обозначена важность создания условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании.

Исходя из практической деятельности, образовательная программа «Жас шебер» составлена в соответствии с интересами и потребностями учащихся, учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает ребёнку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует его самообразование, способствует профессиональному самоопределению и влияет на личностную реализацию. Авторская программа «Жас шебер» разработана с учётом типовых программ «Технология» для средних общеобразовательных школ7

Направленность программы. «Жас шебер» является по содержанию художественно — эстетической; по функциональному предназначению — прикладной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — двухгодичной. Программа является основой для дальнейшего знакомства детей среднего школьного возраста с элементами дизайна, декоративно — прикладного искусства.

Новизна программы Используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми — программа дополнена элементами свободного творчества. Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые дети получают в общеобразовательной школе на уроках технологии, углубляются и расширяются на кружковых занятиях, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир ребёнка, позволяет с пользой провести свободное время.

Образовательная программа «Жас шебер» разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в следующем:

  • принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
  • формы и методы обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
  • методы контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов и т. д.);
  • средства обучения (дидактический, наглядный, раздаточный материал; инструменты, приспособления, оборудование).

Цель и задачи: развитие творческих способностей и индивидуальных дарований детей средствами декоративно — прикладного искусства, формирование у них нравственно- личностных качеств, эстетического воспитания, высокой коммуникативной культуры, дальнейшей профориентации; формирование у детей устойчивого интереса к художественно — творческой деятельности; обучение умению моделировать и конструировать изделия из древесины; воспитание аккуратности, усидчивости в работе, стремления доводить начатое дело до конца, умения работать в коллективе; развитие фантазии, ассоциативного, образного и логического мышления, художественного вкуса, и эмоционально.

  1. Программа «Жас шебер» имеет ряд отличительных особенностей от уже существующих в этой области программ:
  2. Образовательный процесс организуется как гибкая система, адаптированная к различным ситуациям личностного развития ребёнка;
  3. Программа является сквозной, т. е. большинство тем просматривается на протяжении двух лет обучения;
  4. Организация обучения построена таким образом, что каждый кружковец вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера;
  5. Программа ориентирована на применение широкого комплекса приёмов и методов работы с древесиной;
  6. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели;
  7. Разнообразие творческих заданий поддерживает у учащихся высокий уровень интереса к кружковым занятиям и значительно расширяет диапазон теоретических познаний и практических навыков;
  8. Указанный в программе план занятий по годам обучения не предполагает прохождения тем в строгой последовательности;
  9. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.

Организация и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности. Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки тех или иных навыков и умений, используется система проектов, это способствует развитию компетентной личности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, — от 11 до14 лет. Дети данного возраста способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания.

Программа рассчитана на два года обучения. Количество детей в кружке первого года обучения — 15 человек, занятия проводятся два раза в неделю по два часа, продолжительность занятий — 40 мин., перерыв 10 мин. Второй год — 12 человек, занятия два раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятий — 40 мин., перерыв — 10 мин.

Программа «Жас шебер» реализуется поэтапно, каждый этап — это год обучения в кружке.

На первом этапе идет ознакомление детей с материалами, инструментами, приемами работы с ними, обработкой материала, соблюдением ТБ. Ребенок овладевает различными приемами и способами обработки древесины: точением, резанием, склеиванием; учится работать с шаблонами, чертежами, используя при этом измерительные инструменты; приобретает навыки, способствующие развитию мелкой моторики, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. На этом этапе ребенок учится работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку. Дети изготавливают простейшие изделия из древесины, все операции выполняются совместно с педагогом.

На втором этапе продолжается формирование навыков обработки древесины, усвоение и расширение знаний, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности. Продолжается обогащение словаря детей. Осваиваются сложные способы обработки древесины механическим способом, решаются задачи приобщения детей к национальной культуре. Отделка и украшение изделий из древесины развивают образное и пространственное мышление ребёнка, учат его решать композиционные задачи. В процессе изготовления изделий из древесины данными способами дети учатся работать обеими руками, начинают чувствовать материал и определённый ритм движения пальцев.

Работы кружковцев приобретают общественную значимость: их показывают на выставках, работы украшают кабинет.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии, — индивидуальная, фронтальная и групповая, в зависимости от задач и материала, из которого создается поделка;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — деловая игра, тренинг, способствующие развитию трудовых навыков и интеллекта, викторина, игра, мастерская, лаборатория, практикум, выставка с просмотром и обсуждением детских работ, открытое занятие с родителями. Максимально используется наглядность, опорные схемы, технологические карты, учебные элементы;
  • по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Методы обучения. Для того, чтобы подвести детей 11 — 14 лет к освоению навыков работы с различными материалами (древесина, фанера и др.) и изготовлению предметов быта разной степени сложности, используются следующие методы обучения:

  • По видам деятельности: объяснительно-иллюстративный метод- применяется устное или печатное слово, а также наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия, направлен на получение новых знаний;репродуктивный метод применяется на практической части занятия — учитель показывает, ученик старается повторить, направлен на развитие практических навыков; при выполнении творческих проектов применяются методы: проблемного изложения и частично — поисковый — часть посильной информации предлагается уч-ся для самостоятельного поиска и изучения, а поставленные задачи для самостоятельного решения, направлены на развитие творческого воображения, конструкторских способностей, умения самостоятельно мыслить и действовать.
  • По источникам информации: словесный — объяснение, инструкция, беседа, лекция; демонстрационный — применяются картинки, рисунки, иллюстрации, фотографии с описанием выполнения работы; практический — основан на практической деятельности уч-ся, формирует практические умения и навыки.

Для занятий в кружке применяются методы, учитывающие характер своеобразия и восприятия искусства, удовлетворяющие современным требованиям педагогики сотрудничества. Реализация программы требует от учащихся накопления определённых теоретических знаний, практических умений и навыков выполнения творческих заданий. Кружковцы должны уметь выполнять сложные задания по эскизам, с применением приёмов техник указанных в программе и достичь такой степени совершенства, когда выполненное изделие приобретает оригинальные, самобытные черты, и его по праву можно считать авторским.

Ожидаемые результаты освоения программы к концу первого года обучения:

Учащиеся должны знать: виды материалов, обозначенные в программе их свойства, название, назначение и способы обработки; приемы правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями; последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, оформление; способы соединения деталей: клеем, шурупами, гвоздями, подвижным соединением; способы контроля по шаблону; словарь терминов; все изученные способы обработки древесины.

Учащиеся должны уметь: организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы; изготавливать изделия по образцу, рисунку, технологическими картам; работать самостоятельно инструментами и материалами, указанными в программе; использовать различные материалы в изготовлении одной поделки; применять разные способы соединения деталей; обрабатывать древесину всеми изученными способами и под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку; работать индивидуально и группами.

Учащиеся могут знать: способы изготовления изделий из материалов, не указанных в программе; приемы работы с инструментами приспособлениями, не изучаемыми на данном этапе.

Учащиеся могут уметь: самостоятельно выпиливать простейшие детали без шаблона; использовать в оформлении изделий материалы, не указанные в программе; пользоваться инструментами и приспособлениями, не изучаемыми подробно на данном этапе.

Ожидаемые результаты освоения программы к концу второго года обучения:

Учащиеся должны знать: технологию изготовления изделия от эскиза до конечного результата; принципы объемного моделирования и конструирования; словарь терминов; виды материалов для изготовления игрушек; технологию обработки древесины; свойства древесины.

Учащиеся должны уметь: выполнять изделия по схеме; анализировать форму изделия по чертежу, наглядному изображению, схеме; осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения деталей поделки; подбирать материал для изготовления изделий; выполнять основные операции по обработке древесины; осуществлять контроль качества изготовляемых изделий.

Учащиеся могут знать: способы изготовления изделий, не описанные в программе; историю зарождения и развития дизайна.

Учащиеся могут уметь: самостоятельно зарисовывать схему изделия, используя готовый образец; придумывать художественные образы, комбинируя готовые элементы.

Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы.

Программа предусматривает различные формы и методы контроля учебной и трудовой деятельности: для текущего контроля используются проверочные задания, анкеты, тесты, для проверки результатов по изучению всего программного обучения — творческие проекты, рефераты, участие в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и фестивалях.

Общие критерии оценки уровней освоения программы: владение умениями и навыками по программе, активность кружковцев, творческий рост и личные достижения кружковцев, уровень воспитанности и культуры учащихся.

Содержание программы. Первый год обучения

Вводное занятие. Знакомство с учащимися и родителями. Экскурсия по мастерской, ознакомление с планом работы кружка, организацией занятий, правилами по ТБ, правами и обязанностями кружковцев.

Раздел I. Основные сведения о древесине.

1.1 Строение древесины. Микростроение древесины. Ткани древесины. Макростроение древесины. Проведение кружковцами поисковой работы и подготовка сообщений.

1.2 Основные свойства древесины. Физические свойства. Внешний вид. Текстура. Блеск и запах. Плотность. Гидроскопичность. Механические и технологические свойства древесины: твёрдость, износостойкость, прочность, раскалываемость, упругость, пластичность.

1.3 Основные древесные породы. Древесные породы северной и средней полосы России. Хвойные породы. Лиственные породы. Иноземные породы.

Раздел II. Обработка древесины.

2.1. Рабочее место столяра. Устройство верстака. Приспособления для фиксации заготовок на верстачной доске. Способы закрепления заготовок на верстаке. Графическая грамота. Правила безопасной работы с инструментами. Необходимые инструменты: столярный верстак, деревянный клин, гребёнка, зажимы, струбцины.

2.2. Основы резания. Геометрия инструмента: угол заострения, задний угол, передний угол, угол резания. Движение и виды резания: продольное, поперечное, торцовое.

2.3. Разметочные работыОсновные понятия. Инструменты для разметки и пользование ими: линейка, угольник, рулетка, карандаш, ерунка, малка, рейсмус. Практическая работа.

2.4. Пиление. Общие принципы пиления. Типы зубьев пил. Инструменты и приспособления для ручного пиления древесины. Приспособления для распила заготовок.

2.5. Строгание. Инструменты для ручного строгания: рубанок, фуганок, шерхебель, штифтик, зензубель, горбач, цинубель. Подготовка к работе и наладка ручного строгального инструмента. Приёмы ручного строгания и приспособления, облегчающие работу.

2.6. Сверление. Инструменты для сверления. Виды свёрл. Сверление древесины ручным инструментом. Механизированное сверление. Работа на сверлильном станке. Приспособления и оборудование. Практическая работа.

2.7. Долбление и обработка криволинейных поверхностей. Долбление и резание древесины стамесками. Виды стамесок. Обработка криволинейных поверхностей.

Раздел III. Склеивание и обработка склеенных изделий.

3.1. Применение склеивания. Элементы игры(Сома) и некоторые задачи. Приспособления для склеивания. Практическая работа.

3.2. Подготовка материала для склеивания. Обработка поверхности перед склеиваниемПрактическая работа.

3.3. Клеи. Склеивание. Виды клеев: природные, синтетические. Инструменты и приспособления для склеивания: прессы, струбцины. Практическая работа

3.4. Использование склеенных заготовок . Практическая работа.

Раздел IV. Инструменты.

4.1. Разметочный и измерительный инструмент.Общие сведения .Разметочный и измерительный инструмент(угольники, рейсмус, малка, линейка, кондуктор, гребёнка.).

4.2. Инструмент для долбления и подрезки. Общие сведения. Стамески (штампованные, вырубные, кованные), долото.

4.3. Инструмент для строгания плоскостей.

Общие сведения. Рубанки(шерхебель, одинарный рубанок, двойной рубанок , полуфуганок , фуганок.)

4.4. Столярные зажимы и струбцины. Общие сведения. Струбцины(с клиновым зажимом, со скользящим упором).

4.5. Инструменты для затачивания. Напильники. Механическое точило. Способы точения (сухой, при помощи воды).

Раздел V. Соединение деталей.

5.1. Основные типы соединений. Сплачивание. Сращивание. Соединение под углом.

5.2. Соединение на гвоздях и шурупах. Соединение на гвоздях. Основные размеры гвоздей. Приспособление для забивания мелких гвоздей. Соединение на шурупах. Размещение шурупа на поверхности изделия. Практическая работа.

Раздел VI. Отделка и украшение изделий из древесины.

6.1. Столярная подготовка к отделке. Подготовка поверхностей ручным инструментом. Подготовка ручного инструмента к работе. Практическая работа.

Образцы низания цепочки и сетки, плетения крестиком. Соединение отдельных рядов.

6.2. Отделочная подготовка древесины. Обессмоливание и отбеливание. Крашение. Грунтование. Практическая работа. Птицы, животные, рыбы, насекомые и сказочные герои.

6.3. Отделка древесины лакокрасочными материалами. Воскование. Лакирование. Полирование.

6.4. Выжигание. Выжигание орнаментальных композиций при помощи нагретых металлических стержней.

Выставки. Отбор оформление работ. Участие в районных,областных и республиканских выставках. Подведение итогов. Награждение кружковцев.

Экскурсии. Экскурсии в музеи. Знакомство с музейными экспонатами, отражающими красоту и значимость народных промыслов в жизни человека. Экскурсии на выставки детского творчества и мастеров прикладного искусства.

Свободное творчество. Закрепление и совершенствование навыков по изготовлению изделий с использованием ранее изученных материалов. Практическая работа.

Изготовление изделий по выбору с применением ранее полученных знаний, умений и навыков.

Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Участие в закрытии кружкового сезона. Приглашение родителей. Родительское собрание в кружке. Поощрение наиболее активных учащихся. Вручение благодарственных писем родителям. Рекомендации по работе в летний период.

Второй год обучения.

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка. Организационные вопросы. Правила по технике безопасности.

Раздел I. Основные сведения о древесине.

1.4. Природные формы и пороки древесины. Природные формы древесины. Пороки древесины: нарост, свилеватость, грибковые поражения, гниль, червоточины.

1.5. Производство пиломатериалов. Заготовка леса. Структура лесной промышленности. Деревообрабатывающая промышленность. Виды обработки древесины: механическая, химическая, термическая.

1.6. Сушка и хранение древесных материалов. Виды сушки древесины: естественная, искусственная.

Раздел II. Обработка древесины.

2.2. Основы резания. Основные способы механической и ручной обработки материала. Геометрия инструмента: угол заострения, задний угол, передний угол, угол резания. Движение и виды резания: продольное, поперечное, торцовое.Практическая работа.

2.4. Пиление. Общие принципы пиления. Типы зубьев пил. Инструменты и приспособления для ручного пиления древесины. Приспособления для распила заготовок. Механизированное пиление древесины: круглопильные, круглопильно-фуговальные, лобзиковые станки. Практическая работа.

2.5. Строгание. Инструменты для ручного строгания: рубанок, фуганок, шерхебель, штифтик, зензубель, горбач, цинубель. Подготовка к работе и наладка ручного строгального инструмента. Приёмы ручного строгания и приспособления , облегчающие работу. Механизированное строгание древесины: фуговальный, рейсмусовый станки. Устройство.

Практическая работа.

2.6. Точение. Устройство и принцип работы СТД-120. Типы резцов (стамесок) для ручного точения древесины. Фиксация заготовок в станке. Основные приспособления. Приёмы работы на станке.

2.7. Изготовление и заточка резцов. Материалы для изготовления режущего инструмента.

Термическая обработка резцов. Заточка резцов. Практическая работа.

Раздел IV. Соединение деталей.

4.1. Основные типы соединений. Сплачивание. Сращивание. Соединение под углом.

4.3. Соединение для формирования рамок. Виды соединений: сквозные , полупотёмочные, круглые, серединные. Практическая работа.

Раздел V. Отделка и украшение изделий из древесины.

5.1. Столярная подготовка к отделке. Механизированная подготовка поверхностей. Приспособления для механизированного шлифования древесины: диск, бобина, барабан, головка. Устройство и принцип работы. Практическая работа. Образцы низания цепочки и сетки, плетения крестиком. Соединение отдельных рядов.

5.2. Отделочная подготовка древесины. Крашение. Грунтование, порозаполнение и шпаклевание. Практическая работа. Птицы, животные, рыбы, насекомые и сказочные герои.

5.3. Отделка древесины лакокрасочными материалами. Полирование. Отделка изделий непрозрачными веществами.

Выставки. Отбор оформление работ. Участие в районных,областных и республиканских выставках. Подведение итогов. Награждение кружковцев.

Экскурсии. Экскурсии в музеи. Знакомство с музейными экспонатами, отражающими красоту и значимость народных промыслов в жизни человека. Экскурсии на выставки детского творчества и мастеров прикладного искусства.

Свободное творчество. Закрепление и совершенствование навыков по изготовлению изделий с использованием ранее изученных материалов. Изготовление изделий по выбору с применением ранее полученных знаний, умений и навыков.

Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Участие в закрытии кружкового сезона. Приглашение родителей. Родительское собрание в кружке. Поощрение наиболее активных учащихся. Вручение благодарственных писем родителям. Рекомендации по работе в летний период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература для педагога.

 

  1. «Технология», учебник для 6-го класса,Алматы, «Атамура»,2002 год
  2. «Технология», учебник для 7-го класса,Алматы, «Атамура»,2003 год
  3. «Технология», учебник для 8-го класса,Алматы, «Мектеп»,2008 год
  4. 4. Бешенков А.К. Технические и проектные задания для учащихся. Москва: Дрофа 2004.

5.Сборник проектов для учителей,Москва, «Вентана Граф»,2004 год

6.В.М.Чупрахин «22 урока геометрической резьбы»,С-Петербург,2004 год

  1. Н.Д.Беляков,А.И.Покровская,Н.Е.Цейтлин

«Кружок «Умелые руки» в школе»,Учпедгиз,1957 год

 

Литература для детей.

 

  1. Рихвк Э.В. «Обработка древесины в школьных мастерских»
  2. Шепелев А.М. «Столярные работы»
  3. Тхоржетский Д.А. «Обработка древесины»
  4. «Для умелых рук», Киев,1958 год,Издательство техничнской литературы
  5. В.В.Попов «Выпиливаем из фанеры» Выпуск 1,С-Петербург, «Кристалл»,1998 год

 

Дополнительная литература.

 

  1. М.Ш.Омирбекова « Традиционная культура казахов»,Алматы,Кітап,2004 год
  2. Тхоржетский Д.А. « Занятия по техническому труду»