Этика преподавателя. В помощь молодому учителю
Этика преподавателя. В помощь молодому учителю
Фундамент становление педагогического мастерства – это профессиональные знания. Недооценка ими, игнорирование этой первоосновы профессионализма приводит учителя к ремесленничеству, примитивизму.
Педагог- мастера своего дела – это специалист, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки, практически разбирающийся в вопросах общей и, особенно, детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания. Важнейшим компонентом мастерства педагога является педагогическая техника.
В понятие « педагогическая техника» принято включать две группы компонентов:
1 группа связана:
— с умением педагога управлять своим поведением,
— с умением владеть своим организмом (мимика, пантомимика),
— с умением управлять эмоциями, настроением, техникой речи – дыхание , постановка голоса.
2 группа связана:
— с умением воздействовать на личность и коллектив (состоит из таких элементов, как техника педагогического общения, техника создания дисциплины, техника организации режима и т.д.).
Хорошее владение воспитателем педагогической техникой – условие, необходимое для эффективной его работы.
Голос
Воспитание голоса – процесс трудоёмкий и требует кропотливой работы.
Громкость голоса
— Не говорите слишком громко, но говорите так, чтоб все слышали
Приятный голос – голос спокойного человека, контролирующего свое дыхание
Тон голоса
-Разнообразие тона придает голосу эмоциональность и выразительность.
Темп речи
-Разный темп речи помогает вам поддерживать интерес аудитории.
Тщательно выбирайте слова
-Пользуетесь знакомыми словами и короткими предложениями.
-Правильно произносите слова.
-Пользуетесь словами, значение которых известно.
Пользуетесь образным и ярким языком
-Используйте сравнения, метафоры, шутки и аналогии.
-Рассказывайте о своем жизненном опыте, приводите примеры.
-Используйте юмор.
-Чаще обращайтесь к примерам, чтобы лучше довести вашу точку зрения до учащихся.
Персонифицируйте ваше общение с учашимися
—Запомните имя каждого учащегося.
-Обращайтесь к учащимся по имени.
-Не скупитесь на похвалу.
Речь педагога должна привлекать своей естественностью разговорным мелодичном рисунком
Тренинг движения и поведения
педагога во время урока
Поза педагога
- Прямая поза – уверенность, восприимчивость, дружелюбие
- Если вы говорите, повернувшись спиной – это означает отсутствие интереса
- Поворот боком — негативное отношение
- Если вы наклонились вперед, когда вам задали вопрос – позитивное отношение
Привычки, мешающие проводить занятия
- Повторение одних и те же слови выражений
- Привычка рассеянно вертеть что-либо в руках
- Лишние дела движения
- Следует избегат раздрадающих или отвлекающих аудиторию дурных привычек
Действие педагога при неадекватном
поведении учащихся
Всезнайка
- Используйте его знания и энергию для помощи другим.
- Задавая вопросы, обращайтесь непосредственно к другим учащимся.
- Оцените его знание и обратитесь к кому-нибудь другому.
Болтун
- Продолжайте урок, но подойдите поближе к болтунам.
- Пересадите болтунов.
- Назовите их по имини или спросите.
- В особых случаях можно прервать урок.
Спорщик
- Никогда не спорьте с ним.
- Адресуйте их комментарии аудитории.
- Скажите «мы можем продолжить обсуждение этого вопроса во время перерыва» и продолжайте урок.
Говорун
- Когда он сделает паузу, начните говорить и перефразируйте сказанное им, продолжайте урок.
- Задав вопрос и вызвав кого-нибудь еще, отвернитесь от него.
Агрессор
- Попросите его подтвердить свои заявления фактами.
- Укажите разницу между тем , что вы обсуждаете и его заявлением.
- Обратитесь к остальным учашимся и спросите их мнение
Жалобщик
- Укажите разницу между тем , что вы обсуждаете и что говорит жалобщик.
- Заставьте его обсуждать не только его проблемы, но и решение.
- Если это возможно, скажите, что во время обучение и постараетесь решить некоторые из этих проблем.
- Попробуйте обратить его внимание на другую сторону вопроса.
Шут, развлекающий аудиторию
- Попробуйте вернуть его к активной деятельности или работе сказав «Давай вернемся к теме нашего разговора».
- Не обращайте на него внимания.
Типы восприятия учащихся
Визуальный
- Учащемуся лучше видеть учебный материял.
- Учащийся успользует высказывание типа-«Я вижу, в чем смысл».
- Он создает мысленные образы.
- Следит за движениями тела и выражением лица для кого для того, чтобы лучше понять учебный материал.
Слуховой
- Учашшийся предпочитает словесные формы обучения.
- Учащийся использует высказывания типа – «Я слышу, что вы говорите, (я понимаю смысл)».
- Он предпочитает получать объяснения в логической последовательности.
- Он воспринимает смысл сказанного, прислушиваясь к тональности тембру голоса, скорости речи и другим голосовым нюансам.
Подача материала для определения типа восприятия
Подача материала для визуального типа восприятия
- Использование визуальных средств
-перекидные плакаты
-слайды
-модели
-рисунки
-видео
- Насколько возмозжно
-переводите слова в символы
-рисунки – в диаграммы
- Не забывайте приносить на занятия воспомогательные средства
-тетради
-раздатосный материал
- Дайте этим учащимся возможности наблюдать, но не делайте активными участниками показа.
- Используете яркие оброботы речи.
- Создовайте словесную картину.
Подача материала для слухового типа восприятия
- Дайте этим учащимся возможность высказываться и послушать, что скажут другие
-Групповое обучение
-Изучение вопроса в небольших группах.
- Исрользуйте нумерацию при последовательном изложении
-Первое, второе, третье…
- Помогайте запомнить информацию, превратив ее в процесс
-Во-первых.., во-вторых… и последнее…
- Объясните этапы показа.
- Давайте задание не только в письменном, но и в устном виде.
- Для увеличения эффективности обучения используйте звук.
Список литературы:
1.Борисов В.К., Памина Е.М., Панов М.И., Петрушина Ю.Ю., Тумина Л.Е. Этика деловых отношений : Учебник.- М.:ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006.
2.Урунбасарова Э.А., Этика преподавателя: Учебное пособие – Алматы, 2003г.
3.В.М.Шепель. Имиджелогия :Секреты личного обаяния, 1994г.
4.Яковлев С. Имидж учителя : каким ему быть? О стиле педагогических отношений с учащимся.// Учитель.-1999.№1.
5.Педагогическая техника в профессиональной деятельности учителя/ Сост.:Калдарова К.И – 2010.