Модульное программирование. Русский язык /школа с казахским языком обучения/ 7 класс
Карагандинская область
г. Жезказган
школа-лицей №7 им.К.И.Сатпаева
учитель русского языка и литературы
заместитель директора по УВР
Обайдуллина Айгуль Сайлауовна
Модульное программирование.
Русский язык /школа с казахским языком обучения/
7 класс
Языковой материал. 7 класс.
№ | Содержание модулей | Кол-во часов |
Повторение изученного в 5-6 классах
| 3 | |
Модуль 1 | Лексика и фразеология.
| 8 |
Модуль 2 | Морфология . Имя числительное.
| 7 |
Модуль 3 | Местоимение.
| 5 |
Модуль 4 | Глагол.
| 6 |
Модуль 5 | Причастие.
| 7 |
Модуль 6 | Деепричастие.
| 6 |
Модуль 7 | Наречие.
| 5 |
Модуль 8 | Синтаксис. Словосочетание.
| 6 |
Модуль 9 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее.
| 6 |
Модуль10 | Сказуемое.
| 6 |
Повторение изученного за год.
| 3 |
Всего: 68 часов.
Модуль 1.
Тема: Лексика и фразеология.
Структура модуля. | Кол-во часов. | Форма и содержание уроков. | Кол-во минут. |
Вводная часть. | 1 урок | а)Знакомство учащихся со всей структурой учебного модуля. б)Определение целей и задач стоящих перед каждым учеником. в)Объяснение темы учителем. Синонимы. Синонимические ряды. Антонимические пары. Омонимы. Фразеология. Фразеологические обороты.(Опорная схема1). Г)Домашнее задание. | 5
5
30 5 |
Диалогическая часть. | 2 урок | А)Определение задач стоящих перед учеником. Б)Закрепление материала. Синонимы. Синонимические ряды. Антонимы. Антонимические пары. В)Выполнение практической работы. Г)Домашнее задание. | 3
5
35 |
3 урок | А)Определение целей и задач, стоящих перед учеником. Б)Закрепление материала. Омонимы. В)Самостоятельная работа с учебником с последующей проверкой. Г)Домашнее задание. | 3 10
27
5 | |
4-5 уроки. | А)Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником. Б)Закрепление материала «Фразеология. Фразеологизмы». В)Индивидуально-групповая форма работы на основе разноуровневых заданий. Г)Д/з. | 4
20
60
6 | |
6 урок | А)Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником. Б)Закрепление материала «Лексикология и фразеология». В)Обучающая игра «Снежный ком». Г)Д/з. | 2
5 37 1 | |
Итоговая часть. | 7-8 уроки. | А)Определение целей и задач. Б) Тестирование. В) Контрольный диктант. | 5 40 |
Учащиеся должны знать:
- Что такое синонимы, антонимы, омонимы.
2.Что изучает фразеология. Что такое фразеологизмы.
Учащиеся должны уметь:
1.Составлять синонимические ряды и антонимические пары.
2.Уметь отличать омонимы от многозначных слов.
3.Уметь определять синонимические отношения.
4.Уметь правильно употреблять фразеологические обороты в речи.
5.Уметь работать со словарями синонимов, антонимов русского языка и словарем фразеологических оборотов.
Урок 1
Тема: “Лексикология и фразеология”.
Образовательная: | Повторение сведений о лексике; расширение и углубление знаний о синонимах; расширение и углубление знаний об антонимах; формирование понятия об амонимах; формирование знаний о фразеологизмах. |
Развивающая: | Формирование различных видов речевой деятельности; употребление синонимов, антонимов, омонимов,фразеологизмов в своей речи; Формирование умений составлять синонимические ряды, антонимические пары. |
Воспитательная: | Развитие диалогической и монологической речи по учебному материалу. |
Тип: | Объяснение нового материала. |
Метод: | Наглядно-иллюстративный. |
Оборудование: | Опорная схема №1 |
Ход урока.
І.Организационный момент.
ІІ. Постановка цели урока.
ІІІ. Проверка знаний, умений, навыков по разделу “Лексикология”.
- IV. Объяснение нового материала.
- какие слова называем синонимами?
- На примерах составляем синонимические ряды.
- Какие слова называем антонимами?
- На примерах составляем антонимические пары.
- Какие слова называем омонимами?
- Приводим примеры употребления омонимов в предложении.
- Устойчивые сочетания слов.
- Употребление фразеологизмов в предложениях.
- Проверка понимания учащимися нового материала.
- Индивидуальный опрос.
- Выполнение упражнений №1,2,4,5,6. /каждая группа выполняет свое задание/.
- Выступление одного сильного и слабого учащихся по опорной схеме№1.
- Д/з: стр. 15 упр.4, стр.27 упр.3, стр.29 упр.1, стр.33 упр. 2.
Опорный конспект №1
- Синонимы – слова, различные по звучанию, но одинаковые или
близкие по лексическому значению.
Н а п р и м е р: луна, месяц.
Светит молодой месяц. На небе полная луна.
- Группы синонимов обычно образуются из слов одной и той же части речи. Такие группы синонимов называются синонимическим рядом. Один из синонимов является основным, главным.
Н а п р и м е р: храбрый, смелый, мужественный;
хорошо, отлично, прекрасно.
- Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению.
Н а п р и м е р: правда – ложь, вверх – вниз.
Антонимы составляют антонимические пары, в которые входят слова одной и той же части речи.
Сущ. Сущ. Сущ. Сущ. Прил. Прил.
Н а п р и м е р: великан – карлик, друг – недруг, родная – чужая.
Пара антонимов может вкючать слова с разными корнями:
День- ночь, никогда – всегда
— слова с одним корнем: приехать – уехать.
- Омонимы-это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно
различные по лексическому значению.
- следует различать многозначные слова и омонимы.
В многозначных словах значения связаны между собой.
Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего.
Н а п р и м е р: ключ – предмет для отпирания и запирания замка;
ключ – музыкальный знак;
ключ – родник.
- Фразеология. Фразеологизмы.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по
лексическому значению одному слову.
Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом, менее выразительным.
С р а в н и т е: на краю света (земли) – далеко;
зарубить на носу – запомнить.
Раздел науки о языке, который изучает фразеологизмы называется фразеологией.
Фразеологизм, как и слово может иметь синонимы и антонимы.
Н а п р и м е р: два сапога пара, одного поле ягоды(один другого не
лучше) – это синонимы;
Заварить кашу – расхлёбывать кашу, засучив рукава –
спустя рукава.
Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.
Н а п р и м е р: Ребята работали засучив рукава.
2 урок.
Синонимы. Синонимичные пары. Антонимы.
Антонимичные пары.
3 уровень.
К данным словам подберите синонимы, используя материал для справок (1).
Назовите общее число слов-синонимов в составленныхвами рядах синонимов, используя материал для справок (2).
Белый, вежливый, ветхий, гармоничный.
Для сптравок:
1) учтивый, благозвучный, белоснежный, обветшалый, молочный, мелодичный, обветшавший, корректный, дряхлый, снежный, музыкальный, предупредительный;
2) имеющий белый цвет; соблюдающий правила приличия; потерявший прочность; приятный для слуха; звучащий согласно и стройно.
2 уровень.
Спишите, выбирая из скобок синоним, более точно отвечающий смыслу предложения.
Со всех сторон Антрактиду ( окружает , опоясывает) бескрайний океан. К югу от полярного круга( лежит, покоится) безжизненная ледяная пустыня. Но в (узкой, тесной) прибрежной полосе появляется жизнь. За (короткое, краткосрочное) двухмесячное лето, обращенные к солнцу склоны скал успевают покрыться густым ворсом желтых, зеленых, коричневых мхов и лишайников. Воды прибрежных озер расцветают радугой( ярких, интенсивных ) водорослей. Побережье Антарктиды населяют только птицы и ластоногие, зато по количеству с ними не могут ( соперничать, состязаться) обитатели средней полосы и даже тропики.
1 уровень.
Назовите разные значения слова старый и подберите синонимы, учитывая эти значения. Придумайте предложения со словом старый, учитывая его многозначность.
3 уровень.
Ниже даны вразбивку синонимы. Составьте из этих слов ряды синонимов. Назовите общее значение слов-синонимов каждого ряда.
Всадник, страна, метель, темнота, наездник, мрак, буран, сторона, верховой, темень, край, вьюга, конный, потемки, земля, пурга.
2 уровень.
Прочитайте текст, найдите в нем синонимы.
Когда абрикосовое дерево расцвело, оно стало удивительно праздничным. Все его веточки , унизанные многочисленными розово-белыми цветами, выглядели невесомыми, воздушными. Подуй ветер и не станет нарядного дерева: сорвет и унесет он его весенний наряд за тридевять земель как скрывает и уносит белые шары одуванчиков.
Вскоре цветы дали завязь. Это были крошечные абрикосики, на вкус горьковато-кислые. Завязь облепила все веточки, отчего отяжелело дерево.
Зеленые абрикосы с утра до вечера глядели на солнце и сами становились похожими на маленькие кусочки солнца. Среди зелени золотом отсвечивали бесчисленные плоды.
1 уровень.
Используя синонимы, данные в предложениях, составьте синонимический ряд со значением «сильно нагретый, очень теплый».
Горячий летний день. Река точно застыла. Летний жаркий день быстро сменился прохладой надвигавшейся грозы. Жара знойная; выйти нельзя; в раскрытые окна беспрепятственно льется жгучая струя. Солнце стояло на небе и заливало землю палящими лучами.
Опишите июльский день, употребляя эти синонимы.
4 урок.
Тема: Фразеология и фразеологизмы.
3 уровень.
Замените фразеологизмами выделенные обстоятельства, выраженные отдельными словами.
Время каникул уже близко. В конце нужно рассказать что-нибудь веселое. Он начал разговор сразу. Обо всем нужно рассказать откровенно. Мы шли наугад.
Для справок: с места в карьер, не за горами, наобум лазаря, под занавес, с открытой душой.
2 уровень.
В каких фразеологизмах ошибочно заменены слова? Какие слова в них всегда употребляются?
Работу нужно было сделать в пожарном порядке. Человек этот был семи пядей в плечах. Народу было как песка морского. Он был упрямым хоть палку на голове теши.С тех пор много воды утекло. Ребята пожелали ему ни пуха ни костей.
1 уровень.
Вставьте слова , всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.
Душа в пятки …; Без … в голове; Семи пядей во …; и в ус …; хоть шагом …; как сыр в масле …; мерить на свой …; за тридевять … .
3 уровень.
Подберите к приведенным фразеологизмам антонимы.
Повернуться лицом, единым духом, войти в строй, потерять сознание, впасть в отчаяние, черепашьим шагом.
Для справок: через час по чайной ложке, воспрянуть духом, выйти из строя, прийти в сознание, семимильными шагами, повернуться спиной.
2 уровень.
Замените выделенные слова фразеологизмами. Близки ли по своему значению фразеологизмы, данные для замены? Любым из них можно воспользоваться в каждом случае или нет?
— Чем же мы накормим собачку? Да, уж как-нибудь, ей корма нужно мало. Вырос он большой, а ума мало. Речку нашу вы легко перейдете вброд: воды в ней мало.
Для справок: с гулькин нос, воробью по колено, кот наплакал.
Народу собралось много. Приятелей у меня завелось много. У него, говорили, марок много.
Для справок: куры не клюют, хоть пруд пруди, тьма-тьмущая.
1 уровень.
Составьте предложения с приведенными ниже фразеологизмами-синонимами. Проверьте, допускают ли они взаимную замену в предложениях.
В незапамятные времена, при царе Горохе. Ни в коем случае, ни под каким видом.
Урок 6.
Обучающая игра «Снежный ком».
1 тур.
Задание.
Докажите что слова опять, обратно не синонимы. Подберите синонимы к каждому из них и придумайте с ними предложения.
2 тур.
Расскажите о двух учениках, которые резко отличаются по внешности, характеру, вкусам, привычкам, поведению.
3 тур.
Найдите в тексте синонимы, имеющие значение «небольшой по размерам». Выпишите их учитывая степень возрастания признака.
Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. Мы очень любим ландыши. Их белые чистые цветы, похожие на крохотные фарфоровые колокольчики, так тонко пахнут! Они вынимали горшок и братски делили микроскопическое количество каши.
4 тур.
Выберите из слов, данных в скобках те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов. О каком признаке здесь идет речь?
(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает(кошка, лиса, собака), чье мясо съела; открыть(Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).
Каждый ученик отвечает на 1вопрос учителя по разделу «Лексика и фразеология».
Модуль 2
Морфология. Имя числительное.
Содержание модуля. | Кол-во часов. | Форма и содержание уроков. | Кол-во минут. |
Вводная часть. | 1-2 уроки. | А)Знакомство учащихся со всей структурой учебного модуля. Б)Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником. В)Объяснение темы учителем на основе схемы-конспекта. Имя числительное. Простые и составные числительные. Склонение числительных. Г)Выполнение заданий в группах. Д)Д/з. | 6
60 20 2 |
Диалогическая часть. | 3 урок | А)Определение целей и задач, стоящих перед учениками. Б)Закрепление материал «Имя числительное», «Простые и составные числительные», «Правописание числительных». В)Выполнение практической работы.(Индивидуально-групповая форма работы). Г)Д/з. Ролевая игра. | 3
5
35 2 |
4 урок | А)Определение целей и задач, стоящих перед учениками. Б)Закрепление материала «Склонение числительных». В)Выполнение практической работы на основе разноуровневых заданий. Г)Д/З. Ролевая игра. | 2
10
31-2 | |
5 урок | А)Определение целей и задач, стоящих перед учениками. Б)Закрепление материала «Склонение числительных». В)Обучающая игра «Счастливый случай». Г)Д/з. Ролевая игра. | 2
10
30 3 | |
Итоговая часть. | 6-7 уроки. | А)Определение целей и задач, стоящих перед учениками. Б)Тестирование. В)Контрольный диктант. | 5 40 5-40 |
Учащиеся должны знать:
- Имя числительное как часть речи.
- Падежные формы числительных.
- Правописание числительных от 5 до 20, 30; от 50 до 80; от 500 до 900.
- Синтаксическая функция числительных в предложении.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику числительного как части речи.
- различать простые и составные числительные.
- склонять количественные и порядковые числительные.
- использовать различные падежные формы числительных в своей речи.
Опорная схема №2.
І. “Имя числительное.”
Самостоятельная часть речи. Сколько?
Который?
Число, количество предметов,
порядок при счете.
ІІ. По значению и грамматическим По строению
особенностям
количественные порядковые простые сложные
по падежам по родам,числам,
/кроме один,два/ падежам.
ІІІ. Склонение числительных.
Существительные 3 склонения | Числительные от 5 до 30 |
И. Тетрадь Р. тетради Д. Тетради В.тетрадь Т. тетрадью П.тетради | Тридцать Тридцати Тридцати Тридцать Тридцатью тридцати |
От 50 до 80 | От 500 до 900 | 200,300,400. |
И.пятьдесят Р.пятидесяти Д.пятидесяти В.пятьдесят Т.пятьюдесятью П.о пятидесяти | Пятьсот Пятисот Пятистам Пятьсот Пятьюстами О пятистах. | Триста Трехсот Тремстам Триста Тремястами О трехстах |
- IV. Правописание числительных.
От 5 до 20,30 – ь- /в конце/
От 50 – ь — до 80
/в середине/
От 500 –ь- до 900
- Синтаксическая функция числительных.
Количественные – любым членом предложения.
Кол.ч. + сущ.
Девять альпинистов разбили лагерь у подножия Казбека.
Порядковые числительные – определение, сказуемое.
Поряд. Ч.
Второй дом от угла – музыкальная школа.
Я первый, ты второй.
Контрольная работа по теме «Имя числительное».
- Определите часть речи, укажите морфологические признаки.
1вариант. 2 вариант.
Тройка мчится, тройка скачет. Жили два друга в нашем полку.
Пять дней длился снегопад. Смеялся и пел второй.
- Запишите под диктовку.
Возьми письмо, четырьмя кочками, седьмой десяток, восемьсот каменщиков, пятьдесят суток.
- Поставьте в Р., Д., П. падежах числительные.
11, 18, 200, 600, 465 конвертов. 12, 19, 60, 800, 758 кастрюль.
- Запишите словами.
85+23, 5,2 +4,6. 54-42, 63+38.
5.Запишите числительные вместе с существительными в указанных падежах.
Двое мотоциклистов. Семеро козлят. (Р., Д.п.)
(Т., П. п.)
- Поставьте слова, данные в скобках, в нужном падеже.
Держать (оба, обе) руками. Приложить к (оба, обе ) ушам.
7.Составьте словосочетания, и используя в них количественные и порядковые числительные в родительном падеже.
1830(килограмм) 738 (грамм)
78 (яблок) 18 (помидоров)
444 (центнера) 36 000 000 (километров).
Тестовые задания по теме «Имя числительное».
- Дополните определение.
Имя числительное – это…
- Числительные, обозначающие количество предметов и отвечающие на вопрос сколько?…
- Назовите числительные которые различаются по значению и грамматическим признакам.
- Назовите числительные которые различаются по составу.
- В каких числительных в середине пишется мягкий знак?
А) от 5 до 60;
Б) от 5 до 20,30;
В) от 10 до 80, от 50 до 400;
Г) от 50 до 80; от 500 до 800;
Д) от 50 до 80, от 500 до 900.
- Простые количественные числительные от 5 до 30 склоняются как..?
- Числительные один, одна, одно склоняются как..?
- Порядковые числительные имеют падежные окончания, как …?
- Как склоняются составные порядковые числительные?
- Какие числительные имеют только две падежные формы?
- В каких числительных мягкий знак пишется в конце?
- Исправьте ошибки в употреблении числительных.
На прилавке лежало шестьдесят пять ножниц.
Летом в нашем лагере работает трое студенток.
В городе открыто сорок семеро детских садов.
По обоим сторонам дороги возвышались горы.
Обоими ногами он стоял в воде.
Трое подруг ехали на дачу.
- Ответьте на вопросы.(письменно)
В каком классе ты учишься?
В каком классе учатся твои друзья?
В каком году ты закончишь школу?
С какого числа начинаются зимние каникулы?
Который год ты изучаешь русский язык?
Когда отмечается день знаний?
Какое сегодня число?
- Замените цифры словами.
Что такое для матроса 25 градусов мороза? При солнечном свете в открытом окошке сидели и грелись 2 разные кошки. 3 суток был снегопад. 4 малышей не выходили из дому. Пробило сверху 12 часов. Шел чернокожий громадного роста сверху из номера 190. В 8 слышится звонок, начинается урок. Перед тобой — 5 братьев.
- Составьте опорную схему по разделу
Модуль 4. «Глагол»: 6 часов
Структура модуля | Кол-во часов | Форма и содержание уроков | Кол-во минут |
Вводная часть | 1 урок | а) Знакомство уч-ся со всей структурой учебного модуля. б) Определение целей, задач, стоящих перед каждым учеником в) Объяснение темы учителем. Глагол. Наклонение глаголов г) Д/з | |
Диалогическая часть | 2 урок | а) Определение задач, стоящих перед учеником б) Закрепление материала «Изъявительное наклонение», «Повелительное наклонение» в) Практическая работа с материалом учебника г) Д/з | |
3 урок | а) Определение задач, стоящих перед учеником б) Закрепление материала «Сослагательное ноклонение» в) Индивидуально – групповая работа. ІІІ вариант г) Д/з. Ролевая игра | ||
4 урок | а) Определение задач, стоящих перед учеником б) Закрепление материала «Сослагательное ноклонение» в) Обучающая игра «Снежный ком» г) Д/з. Подгатовка к тесту | ||
Итоговая часть | 5 урок | а) Определение целей урока б) Тестирование по теме «Глагол» | |
6 урок | а) Определение целей урока б) Диктант |
Что должны знать учащиеся:
- Определение глагола, как части речи.
- Наклонение глаголов: изъявительное, повелительное, сослагательное.
- Образование видовременных форм глаголов и употребление их в речи.
- Правописание форм повелительного и сослагательного наклонении глагола.
- Синтаксическая функция глогола.
Должны уметь:
- Различать глагол от других частей речи.
- Определять наклонение, время, вид, спряжение глаголов.
- Образовывать видиовременные формы глаголов.
- Определять синтаксическую функцию глагола в предложении.
Урок 1. Тема: «Глагол»
Образовательная: | Систематизация знаний учащихся о глаголе; Ознакомление учащихся грамматической категорией глагола — наклонение |
Развивающая: | Развитие умений определять наклонение глаголов (грамматические признаки глаголов) |
Воспитательная: | Совершенствование умений составлять план – конспект по разделу. |
Тип: | Урок объяснения нового материала |
Метод: | Беседа, анализ, сопоставление |
Наглядность: | Опорная схема «Глагол» |
Ход урока
- Организационный момент
- Повторение знаний о глаголе, изученных в 6 классе.
- Фронтальный опрос (12 вопросов в данном учебнике на стр. 78)
- 5 тестовых заданий с образцами – ответов (консультанты групп оценивают по 5-ой системе знание учащихся по теме «Глагол»)
- Напоминать учащимся об особенностях образования каждой временной формы
- Предложить учащимся, чтобы по образцу, данному в таблице учебника на стр.79, они провели наблюдения с тем, чтобы сделать вывод о соотношении форм вида и времени глагола (прежде чем учитель обобщить работу, учащиеся должны запомнить, что глаголы соверщенного вида не образуют форму настоящего времени)
- Объяснение учителем нового материала.
- В ходе сопоставительного анализа с казахским языком учитель объясняет о грамматической категории глагола — наклонение, о том, что глагол изменяется по наклонениям, т.е. один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, условного, повелительного наклонения
- Учитель приводит примеры: ученики решают эту задачу (изъявительное наклонение). С помощью учителя ученики решили бы эту задачу (условное наклонение). Ребята, решите эту задачу! (повелительное наклонение)
- Учитель рассказывает об образовании повелительного и условного наклонений (работаем по таблицам учебника стр.86,91)
- Подведение итогов урока
- Каждому ученику выдается опорная схема «Глагол»
- Даётся задание составить план-конспект по разделу «Глагол» (устно)
- Д/з. Составить план-конспект по разделу «Глагол» (письменно)
- – стр. 84, упр. 1,2,3
- – стр.85, упр. 6,4
- – стр.85, упр.7,8
- – стр.85, упр. 6,4
- – стр. 84, упр. 1,2,3
Опорная схема № 4
І.
- Глагол имеет совершенный и несовершенный вид.
Сов. вид. Что сделать?
Несов. вид. Что делать?
- Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.
ІІ спряжение. | Іспряжение. |
Все глаголы на –ить- /кроме брить, стелить/. 7 глаголов на –еть-: смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть. 4 глагола на –ать-: гнать, держать, слышать, дышать. -и-, -а-, -я-. | Все остальные глаголы с безличным окончанием относятся к І спряжению. -е-, -у-, -ю-. |
ІІ Глагол имеет 3 наклонения.
Изъявительное | Повелит.ед. ч. | Повелит.мн.ч. | Сослагательное |
Смотрит Смотрел Будет смотреть | Пиш-и Отдыхай Уч-и-сь | Пиш-и-те Отдыхай-те Уч-и-те-сь | Играл бы Играла бы Играли бы |
Урок 2. Тема: Изъявительное наклонение
Повелительное наклонение
Образовательная: | Закрепление понятия «изъявительное наклонение глагола»; Формирование понятия о повелительном наклонении глагола |
Развивающая: | Совершенствование умений, навыков определения наклонения глаголов; Умения употреблять глаголы в нужной форме в своей речи |
Воспитательная: | Расширение кругозора учащихся о творчестве итальянских художников, повышение общекультурного уровня учащихся |
Тип: | Комбинированный |
Метод: | Анализ сопоставление |
Наглядность: | Опорная схема №3. План – конспект «Глагол» |
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания (ролевая игра)
- Избирается лучший план – конспект по разделу «Глагол»
- Закрепление теоретических знаний об изъявительном и повелительном наклонении глагола
- Практическая работа по материалу учебника. Работа над текстом
- Первичное чтение текста учителем (стр.86, упр.1)
- Ответы на вопросы упр. 2,3,4,5
- Каждая группа получает задания
1 группа | — | Стр.88 | Упр.6,7 | Стр.85 | Упр.9 |
2 группа | — | Стр.88 | Упр.8,6 | Стр.85 | Упр.9 |
3 группа | — | Стр.88 | Упр.9,6 | Стр.85 | Упр.9 |
4 группа | — | Стр.88 | Упр.10,6 | Стр.85 | Упр.9 |
5 группа | — | Стр.88 | Упр.11,6 | Стр.85 | Упр.9 |
- Проверка понимания учащихся изучаемого материала
- Учитель заслушивает ответы учащихся (по практическому заданию) ІІІ уровня
- Выявляется то, что ребята не поняли
- Раздаются образцы ответов; консультанты повторно проверяют работы учеников
- Подведение итогов урока
- Д/з: ролевая игра
- – стр. 90, упр.1,2,4
- – стр.90, упр.3,4,6
- – стр.91, упр.7,9
- – стр.90, упр.3,4,6
Урок 3. Тема: «Сослагательное наклонение»
Образовательная: | Формирование и закрепление понятия о сослагательном наклонении глагола, об образовании сослагательного наклонения |
Развивающая: | Совершенствование умении определять наклонение глагола |
Воспитательная: | Формирование у учеников умения работать индивидуально |
Тип: | Урок — повторение |
Метод: | Анализ |
Наглядность: | Карточки ІІ-х уровней, образцы – ответов |
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания (ролевая игра)
- Повторение теоретических знаний по теме «Сослагательное наклонение»
- Закрепление знаний учащихся по темам «Сослагательное наклонение», «Изъявительное наклонение»
- Каждому ученику раздается карточка с 3 заданиями (І,ІІ уровню)
- Ученики работают индивидуально
- Дается время для подготовки
- Учитель консультирует учеников; сильные ученики помогают в проверке выполненных заданий, по образцу ответа
- Д/з:
- – стр.93, упр.1,2,3,5
- – стр.93, упр.4,5,6,7
- – стр.94, упр.5,9,10
- – стр.93, упр.4,5,6,7
Урок 4 «Обучающая игра»
«Снежный ком»
по теме «Глагол»
Образовательная : | Повторение, закрепление знаний учащихся по разделу «Глагол» |
Развивающая: | Совершенствование знаний, умений, навыков учащихся по разделу «Глагол», умение строить тезисы |
Воспитательная: | Совершенствование умений работать в группе, быстро и умело находить нужный материал для ответа |
Тип: | Урок – закрепление знаний |
Метод: | |
Оборудование: | Маршрутные листы, жетоны, указатели для столов, общий оценочный бланк |
Ход урока
- Организационный момент
- Начинается І тур игры
- Ученики рассаживаются за столы А, В, Б, Г, Д
- Учитель ставит проблему для всех
- Начинается ІІ тур
- Начинается ІІІ тур
- Подводятся итоги игры «Снежный ком» (заполняется общий бланк)
- Д/з. Подгатовка к тесту
Урок 5.
Тестовые задания к разделу «Глагол»
- Глагол – это …
- Что такое неопределенная форма глагола?
- Какие суффиксы имеет глагол в неопределенный форме?
- Что такое вид глагола? Что он обозначает?
- Образуйте видовые пары со следующими глаголами:
писать —
ехать —
решать —
делать —
- Как изменяется глагол в настоящем времени? Приведите примеры
- Укажите глагол настоящего времени?
а) ушёл
б) идёт
в) придёт
г) уйдёт
- Как изменяется глагол в прошедшем времени? Докажите
- Укажите глагол в прошедшем времени
а) освещал
б) освещает
в) осветит
г) осветить
- Как изменяется глагол в будущем времени? Приведите пример
- Укажите глаголы будущего времени
а) прыгает
б) прыгал
в) прыгнет
г) будет прыгать
- Что называется спряжением глагола?
- Назовите 4 глагола на – ать — , которые относятся ко ІІ спряжению?
- Назовите 7 глаголов на – еть — , которые относятся ко ІІ спряжению?
- Укажите глаголы ІІ спряжения
а) смотреть
б) спим
в) стелить
г) брить
д) несём
- Какие личные окончания имеют глаголы І спряжения?
- Какие личные окончания имеют глаголы ІІ спряжения?
- Какую основную синтаксическую функцию выполняет глагол в предложении
а) подлежащее
б) дополнение
в) обстоятельство
д) определение
- Что такое наклонение?
- Какие наклонения имеет глагол?
- Как изменняются глаголы в изъявительном наклонении?
- Как образуется повелительное наклонение глагола? Приведите примеры
- Как образуется сослагательное наклонение? Приведите примеры
- Найдите глагол в повелительном наклонении
а) бежал
б) беги
в) бегает
г) убежал бы
д) сбежал
- Найдите глагол в сослагательном наклонении
а) придёт
б) пришёл
в) пришёл бы
г) придти
д) приди
- Укажите глаголы в изъявительном наклонении
а) положи
б) положит
в) положил бы
г) положить
д) положат
Урок 6.
Выборочный диктант
Выписать в первый столбик глаголы изъявительного наклонения, во второй — повелительного наклонения, в третий – глаголы условного наклонения
- Труд – дело чести, будь всегда на первом месте.
- Спела бы рыбка песенку, если бы голос был.
- И в обороне и в наступлении храбрость и силу помножь на умение.
- Без труда не вынешь рыбку из пруда.
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
- Накосил бы стог, тогда бы и отдыхать лёг.
- Ничего не сделаешь утром – вечером не нагонишь.
- Если бы знал , где упал, то б соломку подостлал.
- Душой измерь, умом проверь, тогда и верь.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- На всякую пулю страху не напасёшься.
- Поищешь – найдешь, захочешь – добьёшься.
- Не потрудишься – мёду не поешь.
- Хвалят – не гордись, учат – не сердись.
- Десять раз примерь, один раз отмерь.
(Пословицы)
“Снежный ком”
I. Тур.
Составьте план-конспект “Наклонение глаголов”:
- Тур.
Рассмотрите опорную таблицу. Что в ней отражено? По инфинитиву (н.ф.), определите спряжение глаголов с безударным личным окончанием.
Образец: думать (1 спр.)- он думает, они думают.
Находить, позволить, позволять дышать, зависеть, гнать, разогнать, смотреть, высмотреть, бороться, мыться, колоть, клеить, спросить, трудиться.
ІІ спряжение | ||
Глаголы на –ить (кроме брить,стелить) | 7 глаголов на –еть: видеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, вертеть,терпеть,зависеть | 4 глагола на –ать: слышать,дышать, держать, гнать. |
- Тур.
Продолжите начатый рассказ, озаглавьте его. Употребите глаголы в форме 2л. ед.ч. Обозначьте окончания и укажите спряжение глагола.
Когда выпадет первый снег, ты, конечно, не утерпишь и тут же станешь на лыжи…
Карточка-1
- Какие глаголы мы относим ко ІІ спряжению. Назовите их.
- Как изменяется глагол хотеть в ед. ч. наст. вр., во множ.ч.
- Поставьте глаголы в нужной форме и перепишите. Определите грамматическое значение глагола.
“Чего ты(хотеть) от меня?-нахмурясь, голова вскричала.
Вы отдохнуть (хотеть)?
Солнце так и (жечь).
(Зажечь) огни, нальем бокалы. (П).
Карточка-2
- Какие глаголы мы относим ко ІІ спряжению. Назовите их.
- По образцу проспрягайте устно данные глаголы.
Решать, решаться, решить, решиться.
- Перепишите, ставя глаголы в нужной форме наст. вр. и прош.вр. Сделайте морф.разбор выделенного глагола.
Сосны вершинами (махать) приветно.(Н.) Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхать) от ветра. Река (замерзнуть). Шахматист (отвергнуть) предложение соперника согласиться на ничью.
Карточка-3
- Какие глаголы мы относим ко ІІ спряжению? Какие к І спр.? Назовите их.
- Как образуются глаголы сослагательного наклонения. Приведите примеры. Составьте 2,3 предложение.
- Пообразцам проспрягайте устно данные глаголы.
Приготовлять, приготовляться, приготовить,приготовиться.
Карточка-4
- Какие глаголы мы относим ко ІІ спр., какие к І спр.? Назовите их.
- Как образуются глаголы повелительного наклонения? Приведите примеры. Составьте 2,3 предложение.
- От следующих глаголов образуйте 3-е лицо ед.ч. наст.вр. Подчеркните чередующиеся согласные.
Махать-машут, колыхать- , плакать-плачет, клокотать- , кликать- , плескать-плещет, полоскать- ,хлестать- , сыпать-сыплет, щипать- , трепать- , дремать- .
Карточка-5
- От глаголов победить,убедить, затмить, дерзить, очутиться 1-лицо не употребляется. Перепишите, заменяя такие глаголы, данные в скопках, близкие по значению описательными формами (в 1-м лице,наст. или буд.вр.)
О р а з е ц: Я (победить) своего противника.-Я хочу, обязательно победить своего противника. (или: Я постараюсь победить…; или: Я надеюсь победить…и.т.д.)
- Я (убедить) вас в правильности моих взглядов. 2) Поняв, что (дерзить) напрасно, я попросил у товарища извинения. 3) Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении.
- Как образуются глаголы сослагательного наклонения. Приведите примеры.
Карточка-6
- Перепишите, образуя от данных глаголов формы 3-го лица мн.ч.,наст. буд.простого вр.. Поставьте ударение, укажите вид глагола и спряжения, обозначьте личные окончания.
Бросать-бросают (несов.в., І.) –бросить-бросят (сов.в.,ІІ.)
Обидеть, обижать, утешиться, утешаться, зависеть, гнать, гонять, слышаться, слушаться, дышать.
- Как образуется повелительное наклонение глаголов. Приведите примеры.
- Укажите неопределенную форму каждого глагола с пропущенными буквами и его спряжение.
В лицо мне дыш…т свежая трава. А во ржи дорога стел…тся. Ветер вдаль меня влеч…т, звонко песнь мою разнос…т.
Карточка-7
- Как образуются глаголы сослагательного наклонения. Приведите примеры. Составьте с приведенными примерами 2 предложения.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обясните правописание.
Если выда…ся теплый денек, уедем за город. Наша поездка, возможно, уда…ся. Ему не уда…ся осуществить этот план.
- Перепишите, втавляя пропущенные буквы в формах буд.вр. и повелительного наклонения глаголов.
- Вышл…те нужные мне книги заказной бандеролью. Если вышл…те в ближайшие дни, я получу их своевременно.
- Вытр…те пыль с письменного стола. Когда вытр…те, возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо.
Карточка-8
- Какие глаголы мы относим ко ІІ спр. и к І спр.? Назовите их.
- Перепишите, вставляя пропущенные буквы в формах будущего времени и повелительного наклонения глаголов.
Хотя здесь шумно, но если вы крикн…те, я вас услышу. Крикн…те только погромче. Вы на второе полугодие выпиш…те те же газеты? Выпиш…те, пожалуйста, и для меня.
- Как образуются глаголы сослагательного наклонения. Приведите примеры. Составьте 2,3 предложения.
Карточка-9
- Перепишите. Подчеркните глаголы прош.вр. одной, настоящее двумя чертами.
1.Лед та…т. Снег раста…л. 2. В небе ре…т орел. Он далеко вид…т кругом. Вот увид…л внизу зайца и камнем рухнул вниз. 3. На улице громко ла..т собаченка. Она пола…ла, пола..ла и замолчала.
- Как образуются глаголы сослагательного наклонения. Приведите примеры. Составьте 2 предложения.
- Перепишите, заменяя выделенные сущ. однокоренными глаголами, ставя зависимые слова в нужной форме. При затруднении проверьте по орфографическому словарю.
Проподедь новых взглядов, реферат статьи, пропаганда юридических знаний, стабилизация положения, чувство удовлетворения, доклад о работе комиссии, участие в субботнике.
Карточка-10
- Какие глаголы относятся ко ІІ спр.? Назовите их.
- Перепишите, выбирая из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящих по смыслу (при этом глаголы ставьте в прошедшем вр.).
- Он широко … и подпрыгивал. Стелковый батальон, готовясь к параду, … на площади (маршировать, шагать).
- Обстановка дома вполне … с его обитателями. Полученное ранее известие … действительности ( гармонировать, соответствовать).
- Как образуются глаголы сослагательного наклонения? Приведите примеры. Составьте 2 предложения.
Карточка-11
- Прочитайте текст. Найдите глаголы в сослагательном наклонении. Расскажите, какое значение вносит частица бы.
Мой друг говорит:” А знаешь, я бы, наверное, тоже сумел бы …” Это когда речь заходит о людях, которые действительно кое-что совершили в жизни.Но “бы” ведь не считается. Или сделал, или не сделал. Середины нет.
- Спишите, раскрывая скобки . Глаголы ставьте в повелительном наклонении во мн.числе.
(Приготовиться) писать текст под диктовку. Для этого (взять) и (прочитать) его. (Быть) внимательны! (Не пропускать) ни одного слова! (Разобрать) все орфограммы. (Не забыть) объяснить все пунктограммы! Затем (попросить) кого-нибудь продиктовать текст. Проверить) себя по книге.
- Как образуются глаголы сослагательного наклонения? Приведите
примеры. Если сможете составьте предложение.
Карточка-12
- Как образуются глаголы сослагательного наклонения? Приведите примеры. Составьте предложение.
- Прочитайте и определите наклонение глаголов по их значению в предложении.
1.Крикните погромче. Если вы крикните погромче , то вас услышат. 2. Выделите через калитку. Когда выдете, поверните направо. 3.Перед тем, как ложиться спать, выгоните всех мух. Когда выгоните, закройте окно. 4. Вытрите ноги. Вытрите- проходите.
- Какие глаголы мы относим ко ІІ спр. (к І спр.)?
Карточка-13
- Прочитайте текст. Подчеркните глаголы сослагательного наклонения. Подберите синонимы к глаголу торопиться, расположив их по степениусиления действия.
Я помчался к тотуару, размахивая потфелем. И вскоре очутился на той самой дороге, по которой мог (бы) идти зажмурившись если (бы) в моем городе по тротуарам не спешили пешеходы, по мостовой (не) мчались автомобили и троллейбусы и на каждом углу (не) подмигивали (бы) разноцветными глазами светофоры.
- Что такое спряжение? Какие глаголы мы относим ко ІІ спр.? к І спр.?
- Обозначьте спряжение глаголов и образуйте 2-е лицо мн.ч. изъявительного и повелительного наклонений.
Принесите, остановить, писать, выбрать, прыгнуть, просохнуть, выдохнуть.
Карочка-14
- Что такое спряжение? Какие глаголы относятся ко ІІ спр.?
- Запишите, определяя наклонение глаголов по их значению в предложении и вставляя пропушенные буквы.
Выпиш…те глаголы. Когда выпиш…те, объясните их правописание. Оттолкнитесь посильнее и прыгн…те подальше. Если удачно прыгн…те, не упадете.Если вы вылет…те пораньше, успеете на ярмарку. –Вылет..те пораньше! -Вы вымокли! Высохн…те хорошенько и высуш..те одежду. Когда высохн..те- приходите.
- От данных глаголов образуйте форму сослагательного наклонения, с выделенными глаголами составьте предложение.
Создать, встречаться, писать, убедиться, читать, восторгаться, возникнуть, говорить, сделать, преодолеть.
Карточка 15.
- Преобразуйте предложения, образуя форму сослагательного наклонения выделенных глаголов.
Образец: Погода была хорошая и мы пошли купаться на речку.- Если бы погода была хороша, мы пошли бы на речку купаться.
Уменя было время и я зашел к друзьям. Он пришел вовремя и застал меня дома. Ты внимательно слушал объяснение и хорошо понял это правило. Ты послушался моего совета и не допустил ошибок.
- Спишите казахские поговорки и пословицы, ставя глаголы данные в скобках, в ед. ч. повелительного наклонения. Определите спряжение глаголов.
Творя добро, /делать/ до конца. Не/касаться/ котла- сажа пристанет. Утолив жажду, /благодарить/ того, ктоколодец вырыл.
- Спишите определите наклонение глаголов. Составьте с выделенными словами предложения.
Говорить, рисовать, разучить, поиграть, видеть, начинать, прокатиться, выиграть, убирать, звонить, получать, пригласить, подружиться, прибежать.
Опорная схема №7
а) признак действия – бежать быстро
б) признак предмета – яйцо всмятку
в) признак признака – очень далеко
- Образование наречий.
Прил.
а) медленный медленно , тихий тихо.
Сущ.
б) крыша дома приезд домой , теплый вечер вечером холодно.
глагол
в) плавать вплавь, мелькать мельком
числ.
г) два вдвоём, три трижды
местоим.
д) мой по — моему, по чему почему
ІІІ. Синтаксические признаки наречий:
Наречие наречие
Звёзды (как?) приветливо, (как?) дружески мигают с небес.
ІV. Правописание наречий
а) из издавна б) дефис между частями слова:
до досыта по — русски
с справа по — весеннему
по — другому
в влево в) после шипящих во всех наричиях:
на направо вскачь
за запросто прочь
Слова – исключения: уж, замуж, невтерпёж.
г) после шипящих:
свежо, певуче
слово – исключение: ещё
Опорная схема №5
І.
Особая форма глагола. По значению различают действительные,
страдательные причастия.
ІІ. Причастие имеет свойства глагола и прилагательного.
Глагол. | Прилагательное. |
1. Время /настоящее и прошедшее/ 2. Вид /совершенный и несовершен./. 3. Возвратную и невозвратную форму 4.Требуют от существительного форму определенного падежа. | 1. Отвечает на вопрос: какой? 2. Склоняется по падежам, согласуется с существительным в роде, числе, падеже.
|
ІІІ. Образование действительных причастий настоящего времени.
Глагол | Суффиксы | Причастие |
І спр. Пиш-ут | -ущ-,-ющ-. | Пишущий. |
ІІ спр. Держ-ат | -ащ-,-ящ-. | Держащий. |
Образование действительных причастий прошедшего времени.
глагол | суффиксы | причастие |
Молча-ть | -вш- | молчавший |
Нес-ти | -ш- | несший |
Образование страдательных причастий настоящего времени.
Неопределенная форма глагола. | Глагол наст. времени. | Суффикс. | Причастие. |
Исполнять Хранить. | исполня-ет /Іспр/ хран-ит /ІІ спр/ | -ем- -им- | Исполняемый Хранимый. |
Образование страдательных причастий прошедшего времени.
Неопределенная форма глагола. | Прошедшее время. | Суффикс. | Причастие. |
Прочитать Соединять Построить Открыть | Прочита-л Соединя-л Построи-л Откры-л | -нн- -енн- -енн- -т- | Прочитанный Соединенный Построенный Открытый |
- IV. Причастный оборот.
Играть на домбре – играющий на домбре, игравший на домбре.
Артист,/ игравший на домбре/ , закончил выступление.
/Игравший на домбре /артист закончил выступление
Опорная схема №6
Деепричастие
Особая форма глагола, что делая? каким образом?
которая обозначает что сделав? когда?
добавочное действие. как? почему?
ІІ. Деепричастие имеет признаки:
1)вид, 2)время, 3)неизменяемость.
ІІІ. Образование деепричастий.
Гл.сов.в. деепр.сов.в.
Подня-ть — подняв
Гл.несов.в. деепр.несов.в.
Каса-ет-ся – касаясь
- IV. Деепричастный оборот.
Когда? Что?
Он уедет, /закончив работу/.
Как? Что?
Стихи звучат, /переполняя душу./
Опорная схема №9
Подлежащее
- Главный член предложения. Кто? Что?
- Способы выражения подлежащего:
а) И.п. существительного:
И.п.сущ.
Музыка играла.
б) И.п. местоимения:
М.и.п.
Она звучит повсюду.
в) И.п. прилагательного или причастия в значении существительного:
И.п.прилаг.
Больной выздоровел.
Причастие и.п.
Присутствующие аплодировали артистам.
г) Сочетанием слов:
Мать с сыном слушали музыку.
д) Сочетанием числительного с существительным:
Звучали две домбры.
- Подлежащее и сказуемое образуют грамматическую основу предложения.
Мальчику понравилась эта игра.
Опорная схема №10
- Сказуемое может быть простым и составным.
Простое глагольное сказуемое выражается:
- глаголом в форме прошедшего, будущего, настоящего времени:
В ноябре выпал снег. В пустыне зимой тоже лежит снег. Весной снег растает.
- глаголом в форме будущего сложного времени:
Долго я ещё буду ходить по пескам.
- глаголом повелительного наклонения:
Иди и смотри. Сначала подумай, потом говори.
- глаголом сослагательного наклонения:
Знал бы, где упасть – соломки бы подостлал.
Прилаг.
Они могли бы участвовать в путешествии. 1. Он был бы сильным. (именная часть выражена прил.)
Сущ.
Ученые начали исследовать пустыню. 2. Он был храбрец. (Именная часть выражена сущ.)
Прич.
- Вода в пустыне будет задержана. (Имен.часть выр. прич.)
Числ.
- Два да три будет пять. (Имен. часть выр. числительным)