Сложноподчиненные предложения
Разработка открытого урока по русскому языку 11 класс
Тема урока: Сложноподчиненные предложения
Цели урока:
- Знакомство со сложноподчиненными предложениями
- Умение на письме отличать СПП от других предложений
- Активизировать в речи учащихся новые слова
Учебно-воспитательные задачи:
- Формирование знаний, умений и навыков
- Осуществлять трудовое воспитание
- Развивать познавательный интерес
Оборудование: Интерактивная доска, рабочие тетради (белые и цветные бумаги, клей, ножницы и др. предметы)
Тип урока: Подача нового материала
Методы: Поисковый, словесный, обучающийся, развивающийся.
Ход урока:
- Организационный момент
а) приветствие, перекличка
б) знакомство с этапами урока
- Вступительное слово учителя
«Читать и писать надо не талантом, а человечностью – прямым чувством жизни. Все возможно- и удается все, но главное- сеять души в людях» А.Платонов
Сегодня у нас необычный урок, на этом уроке мы научимся составлять предложения, постараемся выполнить творческую работу и практическую. Сегодня класс разделен на три группы и будем выполнить задания по этапам:
I этап – Вопросно – ответная беседа
Вопросы для первой группы:
- Рассказать о том, что изучает раздел: «Синтаксис»
- Перечислить «Второстепенные члены предложения»
- На какие две группы делятся части речи, перечислить
- Сколько падежей в русском языке, перечислить с вопросами
- Какие предложения наз-ся простыми
Вопросы для второй группы
- Рассказать о служебных частях речи
- Какой раздел изучает звуки речи, слог и ударение
- Перечислить виды простых предложений по наличию главных членов предложения
- Какие предложения наз-ся однородными
- Перечислить стили литературного языка
Вопросы для третьей группы
- Рассказать том, что изучает раздел «Морфология»
- Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования
- Какие предложения называются сложными?
- На какие вопросы отвечают имена сущ-ые, прилагательные, глагол, числительные
- Какие предложения называются обособленными
II этап – Работа над новым материалом
а) СПП – предложения – это такое сложное предложение, в котором одно из простых предложений по структуре и смыслу зависит от друга (подчиняется ему). Например: Нам такое не встречалось и во сне, чтобы солнце загоралось на сосне.
…………
-второе предложение (чтобы солнце загоралось на сосне зависит от сказуемого не встречалось) (что именно?) поясняет его. СПП предложение может состоять из двух и более простых предложении.
Например: Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось
б) Виды придаточных предложений – работа по таблице.
III этап. Труд – это физическое, умственное и чувственное воздействие человека на окружающий мир (и его взаимодействие с ним), в результате которого рождаются предметы материального и нематериального свойства (приносящие человеку пользу, но иногда и вред)
На третьем этапе. Работают учебники, т.е будут строить:
1гр. Башню,
2гр. Дом,
3гр. Байтерек.
При выполнении этой работы учитывается межпредметные связи (математика, эканомика, самопознание и литература строение предложении) используя сложные предложения и СПП – вопросы для чего?, С какой целью?, когда?, и.т.д. Рассказать о том, как шла работа, перечислить этапы работы, групповая работа учитывается.
IY этап «Веселые разминки» Знаешь ли ты пословицы?
1гр. Знаешь ли ты пословицы вставьте числительные в русские и казахские пословицы
2гр. Тоже, что и первый
Тоже, что и вторая
Y этап – составление рабочей тетради
Закрепление урока: вопросно – ответная беседа.
- Какие предложения наз-ся сложными?
- Какая между ними может быть связь?
- Отличие ССП от СПП?
Выставляются оценки
Задание на дом: подготовить предложения с разными видами придаточных предложений.